ВелоПетрович

Гравел и горник: в чем различия и что выбрать?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
18 579
10 сентября 2023 в 12:00

Чем один велосипед отличается от другого и какой выбрать? С гравелом вроде все понятно уже по названию: гравел — для гравия. Тогда горник — для гор? Что-то не срастается: гор в стране нет, а горники по улицах ездят косяками. А как тогда разобраться? Мы взяли два таких велосипеда — горник и гравел — и стали на них ездить. Далеко и близко, по асфальту и по бездорожью, собирая в дорожную сумку сходства и различия. Приехали и разложили все это по полочкам — чтобы всем наконец стало понятно, что и для чего.

Гравел vs горник

Понятно, что для короткой поездки в городской парк раз-другой за месяц подойдет любой велосипед — можно не заморчиваться, а брать самый доступный. Но каждый думает на перспективу. Ведь велосипед — это целый мир: это и виза, и авиабилет, и море с горами в одном флаконе. Достаточно начать крутить педали, и сам не заметишь, как он увезет тебя в удивительные места, куда бы раньше ни за что не выбрался, подарит ощущение настоящего приключения, чувство пути, которое не испытать в комфортном салоне собственного автомобиля. Короче, никто не покупает дешевый велосипед, всем нужен велосипед хороший, на все случаи жизни.

24", горный, подростковый, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Tourney, тормоз ободной механический

В этом плане и горник, и гравел действительно главные кандидаты. Оба универсалы и могут нормально дать практически по любому проезжему типу местности, оба по умолчанию оснащаются богатым выбором передач и надежными тормозами. Это про сходства. А в чем разница?

На самом деле во всем. Начиная с внешнего вида. Можно поставить плюс-минус схожие покрышки, поиграться с размером колес или трансмиссией, но все равно это велосипеды разного плана, разной философии. У них разная геометрия, разные рули, посадка на этих велосипедах будет разная, а значит, и ощущения от поездки.

Почему горный велосипед называют горным? Он действительно для гор, для горных спусков по бездорожью, по щебню, сыпухе и булыге. Короткий толчок вверх, а потом снова вниз. Горный велосипед — это изначально про спорт — техничный, сложный, практически экстремальный. Популярность размыла его квалификацию, недорогие модели — это массовая история для несложных поездок.

Алексей Борисевич, технический специалист компании Borax:

— Популярность горника в Беларуси объяснима, и смотреть нужно на пару-тройку десятилетий назад, когда произошел импорт западных трендов к нам. Горник такой популярный у нас не потому, что это подходящий вариант с технической стороны, у нас нет гор, нет ни подъемов, ни спусков.

Но горник универсален и чаще всего доступен. В случае чего он может проехать по асфальту, пусть и не так быстро, и на бездорожье хорош. Не требуется ничего, чтобы взять и поехать: ни специнвентаря, ни проработки маршрута — берешь и едешь.

Горник выигрывает за счет того, что может ответить на любую поставленную задачу. Не супер, но ты проедешь везде.

Гравел, гравийник — один из самых молодых типов велосипедов — настолько, что в индустрии до сих пор не сформировалось четкого понимания, что такое гравел. Можно найти скоростную модель, выточенную и проработанную, где нет ничего лишнего. Такой практически шоссейник, куда впихнули покрышки для бездорожья: съехал с асфальта и, не снижая темпа, понесся по гравийке вдоль пшеничного поля или где-то краешком леса по широкой и ровной тропе.

рама L, гравел, хром-молибденовая сталь
28", рама 22", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг

А бывают экземпляры совсем иного плана: с приспособленными местам для установки дорожных сумок, тяговитые, как ослы в горах, неприхотливые в обслуживании. Нагрузился поклажей, сел и поехал на сотни и сотни километров путешествовать. Это уже скорее туринг, велотуризм, байкпакинг — выбирайте, что вам ближе.

И вот примерно в этих границах существует сегодня целый класс велосипедов — гравелов. А-ля шоссейный руль-баран дает больше вариантов хвата и растягивает посадку. В результате можно ехать, во-первых, быстрее, если мы говорим опять-таки не о гористом скоростном спуске или сложном участке с сыпучкой, а о более-менее проезжей утрамбованной дороге с любым покрытием, во-вторых, можно ехать дальше. На длинной дистанции гравел наверняка окажется более комфортным велосипедом, он просто лучше приспособлен для этого.

Алексей Борисевич:

— Гравийник — от слова гравий. Это хороший неподрессоренный велосипед (без амортизаторов. — Прим. Onlíner). Легкий, который позволяет ехать с хорошей средней скоростью на разных типах поверхности.

Это кроссовер в велосипедном мире. Он, может быть, не подразумевает, что ты каждый день будешь ездить по дикому бездорожью, но если придется, можно попробовать.

В то же время гравийный велосипед — это уклоны, спуски, когда нужно все амортизировать, удерживать контроль. Соответственно, это больший вес, и поддерживать скорость на таком велосипеде будет сложнее. Сейчас опытные эмтэбэшники начнут спорить, но мы ведь говорим в широком смысле.

Специфика и привычка

Мы много покатали и на одном, и другом типе велосипеда. И пришли к выводу, что есть специфика — объективные факторы, при которых за кем-то явное преимущество, и также есть привычка — субъективизм, личные ощущения.

Специфика: хороший горный велосипед лучше подходит для сложных и техничных спусков с бугристым покрытием, где первостепенная задача — сохранить велосипед в вертикальном положении и не вылететь из седла, проносясь над булыжниками или вертя рулем между густорастущими деревьями. Самый близкий и понятный пример — «Трасса 62» в Ждановичах — адаптированная энтузиастами местность с крутым спусками и подъемами, а также сложными секторами с грубыми древесными корнями, ветками, обрывами. Брутальное местечко для настоящего MTB, там на гравеле делать нечего.

Что у нас за горник?

Одна из уже ушедших в архив моделей Kellys. Велосипед обслуженный, досмотренный и неприхотливый. Алюминиевая рама, трансмиссия 3×8, механические ободные тормоза. В общем, добротный бюджетный сегмент, небыстро устаревающий.

29", рама 16"/18"/20"/22", горный, трэйл, двухподвес, алюминий, вилка амортизационная с ходом 130 мм, трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano XT Shadow Plus/передний Shimano SLX, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.1 кг
Нет в наличии
29", рама 16"/18"/20"/22", горный, трэйл, двухподвес, алюминий, вилка амортизационная с ходом 130 мм, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Deore Shadow Plus/передний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.5 кг
Нет в наличии
29", рама XL, горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний Shimano XT Shadow Plus, тормоз дисковый гидравлический, вес 13.1 кг
Нет в наличии

Еще специфика: долгий заезд через поля и деревни к какому-нибудь красивому месту у реки — это, скорее всего, про гравел. Садитесь поудобнее, выбирайте передачку — и пошли распределять усилия и держать ритм. Пыль из-под колес, ветер в ушах, деревенские собаки лают вслед, а угнаться не могут. Вы летите на велосипеде, собравшись в каплю, как спортсмен. И это кажется естественным, для этого не нужно долго готовиться или переучиваться. Локти собраны, а не расставлены в стороны на широком и плоском руле, вы не ловите ветра, вы можете менять хват, изменять углы, чтобы мышцы уставали не так быстро. Почти нет активной рулежки, достаточно поглядывать под колеса и объезжать совсем уж глубокие ямы и рытвины. Это про путешествие, про скорость, про комфорт. Доехали, достали припасы из велосумки, устроили пикничок на берегу. А может, и палатку расчехлили: заночевали, а наутро снова в путь.

Алексей Борисевич:

— На гравийнике, как и на шоссейном велосипеде, нужно усесться. Начинаются все эти танцы с бубном вокруг ростовок, геометрии, а какой руль, а какое седло. Ты наклонил корпус — все, понеслось.

Вместе с тем, когда мы говорим про длинный заезд, или даже про целое велопутешествие, или про какой-то более атлетичный вид езды, то MTB (горный велосипед. — Прим. Onlíner) просто выпадает. То есть изначально это чисто технический вид, а если мы говорим про MTB как про спорт, то это очень узкое направление.

29", рама 17", туристический, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
28", рама 20", городской/туристический, алюминий, вилка амортизационная с ходом 50 мм (алюминий), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
28", рама 19"/DL, туристический, женский, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Tourney, тормоз ободной механический
Нет в наличии

Теперь о привычке, то есть о субъективных впечатлениях. Горник и гравел, помимо всего прочего опыта, мы брали с собой в недавнее путешествие вдоль Немана, по краю замков — о нем вы еще услышите. Так вот, старались сравнить эти два типа велосипедов в одинаковых условиях, даже на одних и тех же участках трассы.

Короткий вывод такой: единственный момент, когда горный велик выигрывал, — это попадание на глубокий и рыхлый песок. Там, чтобы удержать равновесие, приходится активно работать рулем, а у MTB он шире и площе, потому отчасти вертеть его сподручнее. Но такой участок протяженностью метров 100 нам встретился всего раз где-то в лесу между деревнями. Весь остальной маршрут будто создавался для гравела. Едешь по асфальтированной обочине, затем поворачиваешь на гравийку и не чувствуешь разницы: не сбавляешь ни темпа, ни скорости — летишь. В подъемы и в спуски, по плоскачу и лесными бугорками, почти на любом покрытии едется одинаково хорошо, органично. Спрятал локти, повернув против ветра, встал из седла, выдав кусок в горку, потом взялся за верха, расслабил спину, передохнул, продолжая вкручивать.

Что у нас за гравел?

Гоняем на Borant Phantom. Карбоновая рама, классные колеса, серьезный обвес, включающий дисковую гидравлику хорошего уровня — этим объясняется стоимость велосипеда.

По факту жесткий и быстрый гравел, на котором мы с одинаковым энтузиазмом скакали по полю вслед за тарпанами в Налибокской пуще, и мчались, аки ветер, по идеальной асфальтированной «узкоколейке» в пуще Беловежской.

28", рама S, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама S, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии

Отдельная история — амортизация, что часто звучит аргументом в пользу горных велосипедов. Амортизация — это не про мягкость и комфорт. Амортизация в MTB нужна для того, чтобы на сложной бугристой поверхности, к примеру, когда летишь по каменистому спуску, колеса, подпрыгивая на булыжниках, не слишком отлетали, теряя контакт с поверхностью, чтобы гонщик не потерял управление.

Если вы ничем таким не занимаетесь, амортизация — это пару килограммов дополнительного веса и раскачивание на велосипеде, когда вы пытаетесь поднажать на педали, — по крайней мере у всех недорогих моделей эффект именно такой. Да, кажется, что на городских бордюрах с амортизацией как-то поприятнее. Вместе с тем достаточно усесться правильно, подсогнуть локти и колени, чуть-чуть перемещать вес — и все эти городские и негородские а-ля бордюры растворяются сами собой. А удовольствие от управления жестким и быстрым, отзывчивым, не пластилиновым велосипедом остается.

В подъем у засеянного поля под Заславлем, по еще царской брусчатке в аутентичной деревеньке на высоком берегу Немана, по гравийному участку где-то вблизи Любчанского замка гравел шел лучше, резче.

Алексей Борисевич:

— Интересно, что сейчас производители стараются предложить для гравелов все больше конфигураций: в чем-то новых, а в чем-то все больше похожих на горные велосипеды из начала девяностых. Посмотрите на свежие модели от самых топовых брендов: некоторые технические решения они напрямую заимствуют из того времени. Эластомерная амортизация сзади или пружинный микроамортизатор, встроенный в раму, — это все технологии из MTB. И зазоры для шин, кстати, те же.

Но у горного велосипеда в рукаве есть козырной туз, и крыть здесь нечем. Горный велосипед в общем и целом значительно дешевле велосипеда гравийного. И это объективная реальность, которая во многом объясняет популярность MTB на велодорожках. Это очень массовый класс, производство давно отточено, комплектующие зачастую куда дешевле. Гравел подтянул обвес из шоссе, гравел — велосипед новый, модный и, как следствие, дорогой.

Алексей Борисевич:

— Да, зачастую цена горного велосипеда значительно ниже. А прайс на гравелы — для многих это больно. Причем не стоит ожидать, что ситуация в скором времени изменится.

Сегодня это тренд: велосипеды дорожают. И даже бюджетные модели — теперь это уже другие цифры, нежели какое-то время назад, кроме разве что самого низа рынка.

Между тем есть ребята, которые бюджетно переделывают MTB в недорогие гравелы. Это тоже вариант. Есть очень смешные варианты, но встречаются и креативные сборки, когда совмещаются разные комплекты, но все это работает как надо.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 6 скор. (1х6), переключатели: задний Microshift, тормоз ободной механический, вес 15.42 кг

Так что взять?

Выбор велосипеда должен отвечать текущим условиям. Чаще всего мы исходим из собственных финансовых возможностей, и в этих рамках мы стараемся выбрать самый подходящий вариант.

Сегодня рынок перенасыщен, и общая философия, сформулированная одним из топовых производителей, такая: не ты для велосипеда, а велосипед для тебя. Не нужно искать хороший велик. Задайтесь вопросом: чего вы ждете от своих покатушек? Где вы собираетесь кататься, как часто, как долго? Влекут ли вас скоростные велопутешествия или достаточно неспешной поездки за кофейком? Будьте смелыми: если вы никогда не выезжали за город, но вам бы хотелось, закладывайте это в основу — когда-нибудь рискнете, и велосипед не подведет.

И гравел, и горник — хорошие, очень универсальные типы велосипедов, действительно модели на все случаи жизни. Они имеют специфику, которая влияет на конечный выбор. Вплоть до того, что кто-то испугается руля-барана и только поэтому купит один, а не другой. А бояться не надо. Привычка нарабатывается всего за сезон, и потом будет трудно представить, что можно так же кайфово катать на чем-то другом.

Делайте выбор, жмите на педали и отправляйтесь в путь. Ваша дорога, ваш велик — вам и рулить.

28", рама S, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
Нет в наличии
28", рама L, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.



Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by