Самая, казалось бы, простая задача — купить хороший велосипед для города — оказывается зачастую самой трудной. Запрос слишком обширный и абстрактный: хочется велосипед и легкий, и быстрый, и чтобы везде проехал, а еще чтобы стоил недорого. То есть собрали достоинства каждого из типов с надеждой найти все это в одной модели. Но так не бывает. Приходится идти на компромисс, выбирая то, что важнее, и то, чем можно пренебречь. Удачное соотношение достоинств и недостатков в зависимости от предпочтений и является тем самым хорошим велосипедом. Выбором такой модели для города сегодня и займемся.
Если вы захотите выбрать городской велосипед как тип, например, выберете специальный фильтр в Каталоге — получите главным образом то, что мы привыкли называть «взросликом». Стальная рама (треугольная считалась мужской, а с заниженной геометрией — женской), колеса большого диаметра на дорожной резине, прямой приподнятый руль, широкое седло. Это — классическое понимание велосипеда для города, такими моделями забит, к примеру, велосипедный Амстердам, а уж там-то понимают толк в городском велодвижении.
Хороший это велосипед? Да, хороший. Его главные преимущества — простота и, как следствие, доступность. Небольшое количество скоростей, а то и вовсе одна: все понятно, не нужно ничего переключать. Прямая посадка, удобная для большинства даже неподготовленных людей: сел на мягкое седло, взялся за высокий руль — и как на стуле сидишь. Тормоза часто бывают классическими ножными: оказывается, для многих это плюс, так как не нужно переучиваться, все знакомо с детства, нет страха опрокинуться. Часто такие модели еще с завода оснащают багажниками или корзинами на руль. Привезти летом с рынка овощи, выехать на пикник в городской парк или куда-то к озеру, покататься где-то с друзьями — удобно.
К слову, не нужно опасаться, что велосипед для города обязательно будет негоден на всяких проселочных дорогах, лесных тропах и легком бездорожье. Совсем нет. Изначально те велосипеды, которые сегодня позиционируются как городские, создавались как дорожные. И асфальт или гравейка, тротуарная плитка или дорожка через лес подходят ему одинаково хорошо. В глубоком песке или на совсем непроезжей почве такой велосипед, конечно, закопается, но закопается там и любой другой неадаптированный к таким условиям велик. Но это специфичность. Вспомните, когда последний раз хотели проехать на велосипеде через песчаные дюны? и успокойтесь.
А еще классический велосипед — это стиль, эстетика. В повседневной одежде, без претензии на спорт: классический городской велосипед — это красиво и для ежедневных покатушек, и для редких неформатных выездов.
Мы много покатались на Ritma Norman — современном варианте классического городского велосипеда. Модель, кстати, собирают на Минском велозаводе, и вот по сборке мы нареканий не слышали. Хвалят алюминиевую раму, хвалят лакокрасочное покрытие. Так почему же подобные велосипеды не становятся хитом, отчего на улицах мы чаще видим всякие горники, а не типичные городские велики?
Причин, как нам видится, несколько, и есть как субъективные, так и объективные. Во-первых, мы еще не переросли стереотип крутого велосипеда, детской мечты на сломе 90-х и нулевых. Побольше передач, позлее резина, амортизаторы где можно — вот это все в нас сидит. Городская модель, тот самый «взрослик», на котором мы учились ездить под рамой, не кажется крутым. И не важно, что на наших городских маршрутах лишние звезды — балласт, а агрессивный протектор отвратительно катит по асфальту.
Понимая эту тенденцию, производители постарались сделать типичный городской велосипед навороченнее. И на той же Ritma Norman мы получаем семискоростную планетарную втулку. Семь скоростей этому пароходу не нужны от слова «совсем» и даже вредны. То есть практического смысла никакого, но цена на велосипед взлетает, и он уже конкурирует с недорогими горниками. И, понятное дело, им проигрывает — они же «круче».
Ко всему прочему дорогой городской велик лишается еще одного преимущества: его уже не оставишь просто так на улице без присмотра. А с собой его особо не потаскаешь — он громоздкий для машины и тяжеленный настолько, что по ступеням с ним не побегаешь. Получается, на улице такого коня не привяжешь — страшно, и на высокий этаж без грузового лифта особо не натаскаешься — трудно. Вот вам и принципиальное отличие от того же Амстердама, где дома хранят дорогие спортивные велосипеды, а городской повседневный — дешевый и даже неказистый — ночует у забора или на велопарковке.
Вот и получается, что правильные городские модели кому-то кажутся слишком простыми, кому-то — слишком сложными и в результате теряют аудиторию. А на городских улицах и велодорожках популярностью пользуются спортивные виды велосипедов, изначально спроектированные совсем для другого.
Мы не хотим тратить на велосипед много, но и слишком низкая цена нас отпугивает, поэтому тратимся часто на то, что в действительности не помогает ехать, зато выглядит солидно. Порочный круг замкнулся или из тупика есть выход?
В одно из наших велопутешествий шутки ради мы взяли раскладушку. При виде этого велосипеда на вас тоже нахлынут воспоминания из детства. Маленькие колеса, рама, которая складывается пополам. Сто лет назад мы обшивали искусственным мехом седло, раму заклеивали переводными наклейками, а спицы украшали разноцветными проволочками. И катались! Катались много, не размышляя о том, подходит этот велосипед для города или не подходит. И были абсолютно правы в своем искреннем увлечении.
Так вот получили мы такую малышку, загрузили в багажник машины и рванули куда подальше. Затем разгрузились и снова рванули, уже на велике: по городским тротуарам, парковым аллеям и лесным тропам. И там, остро, как солнечный удар, пришло осознание: вот же идеальный городской велосипед. Он остался при своих преимуществах и получил дополнения, которые не выглядят излишествами для набивания цены. Он универсальный, удобный и в то же время стильный. Не верите? Сейчас объясним.
Поехали мы кататься на Shulz Hopper 3. Это раскладушка с маленькими 16-дюймовыми колесами и достаточно легкой алюминиевой рамой. У классической Ritma рама вроде бы тоже алюминиевая, но весит он как крыло самолета — не поднять. А раскладушка — всего 11 кг, это легче, чем любой бюджетный горник, который вы уже насмотрели на будущий сезон.
Складывается как трансформер. Велосипеды нашего детства имели складную раму, то есть можно было сложить их пополам. Удобно: и в лифт помещался такой велик, и дома хранить было гораздо проще. Теперешняя раскладушка в плюс к этому имеет складывающийся руль и педали. И в максимально компактном состоянии занимает так мало места, что влезает даже в багажник малолитражки. Почему это важно? Да потому что мы говорим об идеальном городском велосипеде, а он может использоваться не только для развлечений, но и как вполне конкретный транспорт вкупе с чем-то еще. Приехал на электричке в город, а дальше — на велике. Припарковался на автомобиле где-то в удобном месте, а последние пару километров до работы — на велике. Приехал, сложил велосипед, принес в офис и спрятал под столом. По своей компактности эта модель сопоставима с электросамокатом при том, что весит заметно меньше.
Благодаря этому не возникнет никаких проблем, чтобы в сложенном состоянии перевезти такой велосипед в общественном транспорте, спуститься с ним в переход, подняться по лестнице на нужный этаж, поместиться в лифт. Это очень удобно и очень важно, когда мы говорим о велике на каждый день.
При этом низкий вес добавляет модели резкости — мы уже говорим о ходовых качествах. Разложил его за минуту и поехал, и вот с места он срывается почти как шоссейник — поверьте, нам есть с чем сравнивать. Контраст с типичной городской моделью любой ценовой категории огромен. Там — корабль, а здесь — моторная лодка. Крутанул педали — и набрал нужную для города скорость. 20—25 км/ч он держит очень уверенно и без особых энергозатрат, а быстрее в городе и не нужно, думаем о безопасности и комфорте окружающих. «Взрослик» тоже может так ехать, но придется вложиться для этого заметно больше.
А маневренность двух разных типов велосипедов даже не сравниваем. То, насколько юркий и отзывчивый велосипед на таких маленьких колесах, не идет ни в какое сравнение с любыми другими моделями. У автомобилистов это принято сравнивать с картингом. Велосипедом действительно очень легко управлять, в городе это важно, потому что на тротуарах бывает многолюдно, дорожки бывают узкими.
У маленьких колес есть своя специфика и свое слабое место, а именно — состояние дорожного полотна. Глубокие ямы и в особенности бордюры явно не прописаны такому велосипеду — объезжайте. Кстати, можно найти варианты с бóльшими колесами, если для вас это важно.
При этом на лесной дороге с торчащими корнями деревьев повсюду он проявил себя неожиданно здорово. Да, комфортной такую езду не назовешь, но велик легкий: чуть привстал на седле, отпрыгался на корнях и поехал дальше. А вот городские модели, хоть и изначально имеют колеса большего диаметра, не факт, что проявят себя лучше: там огромный дефицит динамики, что может привести к ступору.
Из новшеств: на Shulz тоже поставили планетарную втулку, то есть добавили велосипеду передач. Их три, и этого достаточно для нашей местности. То есть всегда можно будет чуть облегчить, если дорога пошла в гору, или чуть набросить, если едете вниз. Удачное решение: и полезное, и без излишеств.
Очень простые и легкообслуживаемые ободные тормоза (v-brake), расходники к ним по-прежнему легко найти в любом магазине. Тормозное усилие за счет настолько мелких ободьев страдает, с другой стороны, скорости не такие, чтобы это становилось проблемой. Велосипед во всех смыслах реактивный: быстро набрал крейсерскую скорость, быстро затормозил, если нужно, и без потерь снова разогнался. Нам нравилось это в детстве, нравится и сейчас, в особенности на контрасте с тяжелым и неповоротливым типажом традиционного городского велосипеда.
Высота седла и руля регулируются, поэтому одна и та же модель с большой долей вероятности подойдет и взрослому человеку, и ребенку-школьнику, что так же удобно, если семья большая. А в сложенном виде и для нескольких таких велосипедов место наверняка найдется.
Цена нам показалось высоковатой, хотя можно назвать ее конкурентной в том смысле, что велосипеды всех форматов и типов заметно дорожают год от года, и это устойчивая тенденция. По крайней мере, можно быть поспокойнее за сохранность раскладушки уже потому, что нет большой необходимости оставлять ее без присмотра — можно брать с собой почти всюду или по крайней мере найти надежное место для хранения.
Выходит, на рынке все же есть удачная версия городского велосипеда. Кто бы мог подумать, что мы так долго и так хорошо с ней знакомы, что успели подзабыть. Складной велосипед сегодня даже притягивает взгляды окружающих чаще, чем навороченный шоссейник. На вас будут обращать внимание, и, поверьте, это симпатия.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by