КРАСНОВ

«Я же ничего не нарушал, значит, не виноват. Оказалось, виноват». Разбор обидного ДТП на проспекте

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
03 ноября 2023 в 8:00

Представьте себе ситуацию: один водитель едет по обочине, а другой выезжает со второстепенной дороги, и они сталкиваются — кто виноват в ДТП? Или один выезжает с парковочного места и врезается в того, кто едет по улице с односторонним движением «против шерсти», — чья вина? Каждая такая история — своего рода задачка по ПДД, и чаще всего ответ, который считается правильным, рождает много споров. Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираемся в обстоятельствах как раз такого спорного и очень обидного ДТП.

Авария на проспекте Дзержинского

Об аварии нам рассказал Николай. На своем Renault Duster он ехал по проспекту Дзержинского в Минске, приближался со стороны МКАД к трехуровневой развязке.

— На проспекте есть выделенная автобусная полоса: есть обозначения, сплошная линия разметки — все как полагается. Шел поток, я ехал во второй полосе справа, то есть в следующей после автобусной, — говорит водитель.

Съезд на развязку расположен за остановкой общественного транспорта, что создает дополнительные трудности. Троллейбусы и автобусы подъезжают к остановочному пункту по своей выделенной полосе, слева от нее при этом появляется новый ряд, куда и нужно попасть тем, кто собирается съезжать с проспекта Дзержинского.

— Я смещаюсь вправо, на съезд, и тут меня бьет в заднее правое крыло Renault Megane, — продолжает Николай.

Водитель Renault Megane выезжал в ту полосу, куда съезжал Николай, из автобусного ряда, где, по идее, не должен был находиться, и пересек сплошную линию разметки, чего не должен был делать.

— Ну я, как законопослушный гражданин, размышляю: я же ничего не нарушал, значит, не виноват. Оказалось, виноват. Приехали сотрудники ГАИ и ошарашили: одновременное перестроение, вина моя, — разводит руками собеседник. — Говорю: «Ребята, ну почему я виноват? Вот если бы второй водитель соблюдал закон, то есть ПДД, случилась бы авария?» «Нет, — говорят, — не случилась бы». — «А почему тогда наказываете меня?» — «Одновременное перестроение».

В разговор вступает Юрий Краснов.

— Водителю Renault Megane можно предъявить за то, что он двигался в автобусной полосе, и за то, что пересек сплошную линию разметки, — отмечает он.

— Да, за это ему дали штраф — 1 базовую величину, — говорит Николай. — А меня привлекли за нарушение пункта 57 ПДД: «При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». И мой штраф — 15 базовых. Я этого не могу понять до сих пор. Я все выполнял, двигался в своей полосе. У меня страховка в государственной страховой компании. И сейчас государственными деньгами она будет платить компенсацию человеку, который изначально нарушал закон. Да, это лирика, но у меня в голове это не укладывается.

По букве закона

Во-первых, необходимо разобраться с тем, что понимается под одновременным перестроением.

— Многие водители уверены, что если они начали движение чуть раньше, чем другая машина, то это уже не одновременное перестроение, — начинает объяснять Краснов.

— Меня бьют сзади в правое крыло — ну явно я раньше начал перестраиваться. Я инспектору так и сказал: у меня на затылке глаз нет, — вставляет Николай.

— Вот об этом я и говорю, — кивает инструктор. — Бывает так, что один уже почти занял полосу, а второй в последний момент дернулся — это все равно будет считаться одновременным перестроением. Сложность в том, что виноватым традиционно объявляют того, кто перестраивался слева направо, при этом возможности контролировать обстановку у этого водителя практически нет. И тот, кто справа, должен помогать. Если он этого не делает, осознанно или неосознанно, он, можно сказать, подставляет другого человека.

Условно говоря, увидел, что кто-то слева начал перестраиваться, подлез под него — и человек остался крайним.

— Это очень нехорошая ситуация, когда водители, соблюдающие правила, становятся виноватыми в ДТП. Проблема — в той правоприменительной практике, которая у нас сложилась. У нас есть человек, который едет по правилам и перестраивается в другую полосу, и есть тот, кто правила изначально нарушает и тоже перестраивается. Но на его нарушение мы как бы закрываем глаза, а тому, кто ехал по правилам, говорим: закон есть закон, ничего не поделаешь, одновременное перестроение, — продолжает преподаватель.

Николай при этом закипает от возмущения, но сделать ничего не может: есть решение ГАИ, которое он оспаривать не стал.

— Во-первых, может и лишение прав грозить, — отмечает он. — Во-вторых, я говорил с юристом. Он спросил: есть в том месте знак 5.8.3 «Начало полосы»? Если бы был, можно было бы пытаться доказывать что-то в суде. Но знака нет.

Краснов качает головой.

— Ничего бы этот знак не изменил. Вы все равно в эту полосу перестраивались, и все равно это считалось бы одновременным перестроением, — вздыхает инструктор. — Конечно, имело бы смысл исходить из того, что водитель не может предугадать действия участника дорожного движения, который нарушает Правила дорожного движения. Берем мы пункт про одновременное перестроение: логично предположить, что он применим в том случае, когда оба водителя соблюдают правила. А если один из них действует так, как ему хочется, то почему мы всю вину за ДТП сваливаем на другого? Да, действует такая правоприменительная практика, но правильно ли это?

— Есть же даже пункт ПДД: каждый вправе рассчитывать на то, что другие участники дорожного движения будут выполнять требования правил (пункт 7.2. — Прим. Onlíner), — указывает Николай.

— Коля — хороший водитель, но чуточку наивный, — снова вздыхает Краснов. — Он вроде и правильно все говорит, дескать, все должны соблюдать Правила дорожного движения. Но в жизни так не бывает, и с этим приходится как-то мириться. Я против такой формулировки в ПДД. Лучше написать так: водитель, который соблюдает правила, должен помнить, что другие участники дорожного движения могут эти правила нарушать. И к этому следует быть готовым. Потому что правоприменительная практика такова, что в ДТП могут обвинить не того, кто нарушал, а того, кто изначально действовал по правилам.

Ехать и думать, что другой водитель должен и будет соблюдать правила, — это ошибочное мышление, по крайней мере в наших реалиях.

Сюжет автоподставы

Можно легко смоделировать схожие ситуации. МКАД, где, как мы знаем, иногда ездят и по обочинам.

— Выезжает человек на кольцевую, в полосу разгона и вдруг получает удар в бок от такого «обочечника». И выезжавший, получается, будет виноват: он же на второстепенной. Или съезжает кто-то с кольцевой и тоже получает — уже в правый бок — от того, кто едет по обочине. Тоже будет виноват, а нарушение «обочечника» как бы остается за скобками: за него могут выписать штраф, но при разборе ДТП оно не учитывается — я знаю такие случаи, — говорит преподаватель.

— Эту порочную практику нужно отменять, такого быть не должно. Это же готовая почва для разного рода автоподстав, — утверждает Краснов.

Все снова сводится к подготовке водителей

Безусловно, и правила, и правоприменительная практика, о которой говорит ведущий рубрики, должны совершенствоваться, исключая различного рода казусы и спорные трактовки. Но Краснов всякий раз повторяет: идеальной ситуации на дороге не будет, поэтому, чтобы не попадать в неприятности, нужно в первую очередь совершенствоваться самому.

— Я, как инструктор, утверждаю: все мы должны быть внимательными за рулем и при этом не быть наивными. Нужно понимать, что люди вокруг нарушают правила. И с ними тоже нужно как-то взаимодействовать, чтобы самому не попадать в неприятную ситуацию, — отмечает инструктор. — Так что в очередной раз все сводится к разговору об уровне подготовки водителей. Мы с Виталием Жуковским проводим групповые занятия, куда приезжают по 8—10 водителей, и они выполняют упражнения, им приходится видеть друг друга, уступать друг другу. Так и появляются глаза на затылке.

Посмотрите на этот участок проспекта Дзержинского. Все там, в принципе, в порядке. Есть разметка, понятно, как нужно ехать. Но в час пик обязательно найдутся те, кто думает, что хитрее всех, и поедет по автобусной полосе. Если проблема только в них, то можно установить камеры фотофиксации и регулярно наказывать таких водителей рублем. Но останутся электромобили, которым по автобусной полосе двигаться разрешено, и опасные ситуации все равно будут происходить. Идеальную систему создать невозможно, приходится адаптироваться к тому, что есть.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by