«Норвегия — это про первозданную природу и тысячи километров красот, поэтому столицу включать в маршрут вовсе не обязательно», — рассказывает о своей поездке до самой северной точки Европы — мыса Нордкап — Александр. Восемь дней он путешествовал по стране фьордов, в одиночку суммарно преодолев на своей 9-летней Skoda Yeti более 3 тыс. километров. Какие впечатления оставила поездка?
Александр отправился в Норвегию в июле — в разгар туристического сезона. Поэтому наш герой сразу предупреждает о толпах туристов в это время и рекомендует заранее озаботиться приобретением билетов на два больших парома: из Дании в Норвегию и с «материка» на Лофотенские острова. При этом самым рациональным маршрутом он называет путь через Россию, минуя Мурманск.
— Попасть в Норвегию с юга проще всего на пароме, отправляющегося из датского города Хиртсхальс. Если есть желание посетить Осло, можно удлинить маршрут и сделать небольшой крюк через Швецию. С учетом того, что со столицей страны мне довелось познакомиться несколько лет назад (да и во времени в этот раз я был ограничен), мой выбор пал на паром Хиртсхальс — Кристиансунн. Билеты приобретаются через приложение, стоимость — €109 за легковой автомобиль с водителем. Паром большой, со всеми удобствами. Путь занял более трех часов.
Крайней точкой своего маршрута я определил самую северную точку Европы — мыс Нордкап. После парома стартовал в сторону Лестницы троллей c обязательным посещением Люсе-фьорда по пути.
Здесь, если позволяет время и есть желание совершить пеший поход продолжительностью несколько часов, стоит прогуляться на Прекестулен — это гигантский «инстаграмный» утес над Люсе-фьордом.
Очередной достаточно известный фьорд, входящий в топ туристических направлений Норвегии, — Гейрангер-фьорд.
Чем ближе к Лестнице троллей, тем живописнее становятся пейзажи. Интересные места по дороге легко обнаруживать по скоплению людей.
После Кристиансунна мой маршрут отклонился от Атлантического побережья, и, минуя Тронхейм, я направился на север по трассе E6.
Дальше — к центру Полярного круга. Значительная часть путешественников, направляющихся на север Норвегии, видят своим конечным пунктом Лофотенские острова. Это архипелаг в Норвежском море севернее Полярного круга, состоящий из семи крупных и ряда небольших островов, который многие считают самым красивым регионом страны.
На мой взгляд, все «самые-самые» пейзажи сосредоточены в южной части архипелага, на участке протяженностью примерно 40—50 километров от Москенеса.
По мере приближения к Нордкапу температура воздуха начинает понижаться, а пейзажи приобретают оттенки некоторой суровости.
— Норвегия действительно дорогая? — интересуемся у Александра.
— Привычными нашему глазу ценники будут разве что на рыбу и рыбные консервы, стоимость остальных продуктов заставляет тяжело вздыхать. И это даже в самых бюджетных по местным меркам магазинах. Хлеб — €3—4, томаты — €6, шесть яиц — €2,5. Стоимость алкоголя можно описать как «очень дорого». При ограниченном бюджете незазорно будет задуматься о том, а не прихватить ли какие продукты из той же Германии.
Если говорить про арендное жилье, то в ценовом диапазоне до €100 в сутки будут только кемпинги. Обычные отели стартуют от €130—140 в сутки. И даже €200—300 не запредельная цена для гостиницы.
С наличием свободных мест в кемпингах в сезон в Норвегии тоже может быть некоторая напряженка. Из плюсов путешествия в это время — комфортная летняя погода практически до самого Нордкапа (в районе Полярного круга вполне можно загорать при температуре +20°C) и отсутствие темного времени суток в северной части страны.
— А что с ценами на топливо?
— Они зависят от бренда заправки, удаленности от «цивилизации» и наличия «живого» оператора. Топливо на автоматизированных АЗС дешевле, однако каждый раз после заправки на карте на несколько дней блокируется сумма в районе €150. Стоимость бензина колеблется в интервале от €1,9 до €2,4 за литр, дизеля — от €1,8 до €2,3 за литр.
Моя машина оборудована ГБО. Средний расход топлива — около 8—9 литров на сотню — и в случае с бензином, и в случае с газом.
Стоимость пропана в Норвегии — €1,1—1,5 за литр (преимущественно €1,4). Однако заправочных станций ничтожно мало — газ в основном для бытовых баллонов и баллонов в кемперах. Усугубляет ситуацию то, что привычным пистолетом с разъемом «евро» оборудованы менее половины газовых АЗС. В итоге по маршруту протяженностью более 3 тыс. километров заправиться пропаном в Норвегии удалось всего раз пять.
— Какой он — автопарк Норвегии?
— Он активно «электрифицируется». Поэтому не стоит удивляться как количеству «электричек», так и салонам по продаже Tesla в небольших деревушках и обилию зарядных станций. Норвежцы очень любят свою страну, по-хорошему повернуты на экологии и стараются минимизировать негативное воздействие на природу.
Еще одна особенность страны — на дорогах крайне редко встречаются грязные автомобили. Быстро сполоснуть авто на мойке самообслуживания с использованием пены можно за €9.
— Есть ли особенности в организации дорожного движения?
— Дороги после Центральной и Западной Европы кажутся непривычными. Более одной полосы в каждом направлении и ограничение скорость выше 90 км/ч можно встретить разве что в окрестностях крупных городов. Подавляющее же большинство дорог — «двухполоски» с ограничением в 80 км/ч. Если съехать с «основной» трассы на периферийные, можно вдоволь насладиться горными дорогами и видами.
Платные участки дорог есть, но их по маршруту немного. Основное сосредоточение платных трасс — в районе Осло. В моем случае стоимость всех таких участков и пары тоннелей составила €90. С нарушением скоростного режима все просто: нештрафуемый порог в 10 км/ч, как у нас, отсутствует, то есть даже за плюс 1 км/ч к допустимой скорости придется заплатить.
Кстати, о тоннелях. Некоторые из них достаточно протяженные. Например, под Бергеном есть тоннель длиной 14 километров. Длительное монотонное движение в замкнутом пространстве с непривычки начало даже немного психологически давить. Абсолютное большинство тоннелей — под водными объектами. Поэтому сначала следует затяжной спуск, затем небольшой горизонтальный участок, а потом затяжной подъем.
А еще по маршруту пришлось воспользоваться семью «регулярными дорожными» паромами. Расходы на них составили €80.
— Что в Норвегии с придорожной инфраструктурой?
— Ориентированная на автомобильные путешествия страна подразумевает много обустроенных стоянок и мест для отдыха. Расположены они, как правило, в довольно живописных местах. Почти всегда есть информационное панно, туалет с санитарными принадлежностями, столики и скамейки.
— Как готовили машину к поездке?
— Никак, исключительно стандартная замена масла и фильтров. Правда, в дороге случился небольшой форс-мажор: лопнула пружина. Но это не помешало продолжить путь и доехать потом домой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by