Какие моторные масла чаще всего покупают белорусы? Рейтинг продаж и тенденции рынка

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова
17 января 2024 в 8:00

В мае мы рассказывали, как обстоят дела на рынке моторных масел — спустя год после тяжелых потрясений и закрытия заводов в России (почему из Беларуси бренды, по сути, не ушли, тоже объясняли). В этот раз мы решили поговорить о том, каким производителям чаще других отдавали предпочтение белорусы в 2023-м. А еще — изменились ли цены на моторные масла и откуда в продаже взялись «ноунеймы».

Кто покупает самые дешевые масла?

— Лет 20 назад безусловным лидером продаж на нашем рынке было полусинтетическое масло 10W-40, — рассказывает Павел Черногоров, начальник отдела управления продажами продуктовых направлений группы компаний ARMTEK. — Но примерно к 2009 году ситуация поменялась: автопроизводители начали массово требовать обслуживать свои автомобили только продуктами с характеристиками 5W-40. Тогда на «вагах» появились насос-форсунки, системы стали более требовательны к маслам. И при этом их разделили на «бензиновые» и «дизельные».


У нас и в России автопарк далеко не свежий, много машин, выпущенных еще по стандартам Евро-2, Евро-3. Поэтому тенденция такая: сейчас в Европе автолюбители уже перешли на 0W-30, а мы пока сидим на 5W-40.

Для более старых машин (20+ лет) и вовсе до сих пор покупают 10W-40. В таком случае решает цена, а не качество. Что для автолюбителей с возрастными моделями может предложить normal-сегмент, который является самым бюджетным? Из новых продуктов — масло под брендом Furo.


— Как белорусы вообще относятся к новым брендам на рынке?

— В бюджетном сегменте к новинкам отношение нормальное. Покупатели смотрят на цену. Если она устраивает и человек доверяет продавцу — тогда он без сомнений берет даже незнакомый товар.


Безусловные лидеры в normal-сегменте — продукты, которые выпускаются в России или Беларуси. Это Favorit, Fanfaro, которые в топе продаж. Кстати, к этому сегменту уже нельзя отнести то, что выпускается «Лукойлом», «Газпромом» и «Роснефтью». Масла перечисленных производителей перестали быть очень дешевыми.

Медиум-сегмент. Что берут?

Если мы говорим о белорусском потребителе, то самый излюбленный и популярный сегмент — медиум. В нем наши соотечественники выбирают европейские бренды, отмечает эксперт. «Что-то европейское, не очень дорогое и чтобы подходило к моему автомобилю» — это запрос, который чаще всего слышат продавцы.

— В медиуме ситуация за последний год не поменялась: кто лучше возил товар и держал цену — тот и победил. У нас безусловный лидер продаж — Areol нидерландского производства, — продолжает представитель ARMTEK. — Он доступен по цене, имеет допуски от BMW, VAG, Mercedes.


Его «коллега» по сегменту — Profi-car немецкого производства. Тут потребитель выбирает на свой вкус, что ему больше нравится. Отмечу, что в медиуме под разными наименованиями можно найти полные аналоги.


К слову, в этом сегменте за последнее время прибавилось много «ноунейм»-продуктов. В первую очередь из Турции. Чаще всего это неизвестные широкому потребителю продукты, не имеющие официальных допусков. Причем цена на них зачастую завышена. На родине такое масло было дешевым, но к нам приехало со значительным подорожанием из-за расходов на доставку.

Почему оборот медиума вырос? Павел объясняет это так: «премиалка» в целом стала дороже, но заработки-то у покупателей не изменились. Поэтому многие вынужденно ушли в медиум-сегмент.


Премиуму досталось больше всего?

Говоря о премиуме, эксперт вспоминает былых лидеров сегмента — это знакомые всем Shell, Mobil, Castrol, Total, Elf. Большинство из них, увы, ушли с российского рынка почти два года назад.

— Так, бывшие российские заводы Shell и Total даже названия поменяли, — уточняет Павел. — Так что в ближайшее время появятся новые бренды, которые заменят «старичков» рынка. Например, на заводе Total начали выпускать масла Lemarc. Пока что в продаже их нет, но вскоре появятся. По цене это будет «премиалка», но, честно, не могу спрогнозировать, как она будет воспринята потенциальным потребителем. На бывшем заводе Shell теперь производится Teboil. Это масло тоже будет продаваться по премиальным ценам.


Отмечу, что на рынке премиальных масел нет дефицита. Однако сейчас ситуация такая: если вам хочется купить конкретный продукт, который вы брали раньше, то придется либо подождать, либо переплатить, либо поискать, где его можно купить (например, заказать в России или через знакомых в Европе). Но напомню о проблеме с контрафактом: велик шанс наткнуться на подделку, если заказывать масло через российские маркетплейсы. Стоит быть аккуратнее: без экспертизы понять, что вы наткнулись на ненастоящий продукт, невозможно.

В премиум-сегменте сейчас основной лидер — масло ZIС. Оно поставляется напрямую из Кореи, уверяет Павел. Почему ZIC так хорошо продается? Дело в цене, которая иногда сопоставима со стоимостью медиум-масел.


— Еще один безусловный лидер премиум-сегмента — Comma. Масла этого бренда чаще берут владельцы Peugeot/Citroen и «британцев».

Отмечу, что раньше все требования автопроизводителей были унифицированы: покупаешь любое масло и заливаешь его куда угодно. Сейчас же его нужно выбирать в зависимости от марки машины.


Какие еще изменения наблюдаются на рынке? Вы наверняка замечали, что на улицах появляется все больше новых автомобилей. Это свежие Range Rover, «французы» Renault и Peugeot, пригнанные из Европы. Также у нас немало машин корпорации General Motors, Hyundai — все эти автопроизводители, как и BMW с Mercedes, поменяли требования к маслам для своих новых моделей. Теперь вязкость должна составлять как минимум 0W-20 или 0W-30. Экономия топлива, защита систем доочистки выхлопных газов (противосажевый фильтр в дизельных машинах, трехкомпонентный катализатор в «бензинках») — вот основные причины таких изменений. Необходимость обеспечить своевременное охлаждение двигателя и одновременно с этим противостоять преждевременному воспламенению топлива также являются факторами того, почему производители теперь требуют щепетильнее относиться к выбору масла.


Все современные моторы значительно более теплонагруженные, чем двигатели предыдущих поколений. Чтобы они меньше изнашивались, нужны более-менее низковязкие масла — «нулевки». Но тут встает вопрос — а что делать летом, когда мотору становится слишком жарко? Производители масел нашли выход в виде специальных добавок. У ZIC, например, это ионная жидкость. Она, говоря простыми словами, разрушается вместо масла. При этом обеспечивается усиление масляной пленки, которая не теряет целостность при больших температурах и пиковых нагрузках на двигатель.

А что насчет цен? Павел отмечает: в большинстве своем они не выросли. Подорожали лишь отдельные продукты из-за курсовых разниц (расходы на поставку при этом не увеличились).

— Точно можно говорить о том, что рынок еще больше насытился продуктами. К нам привезли много «ноунеймов», их относительно дешево продают, и за этот счет рынок слегка опускается в плане цены.


Резюмируя, можно сказать, что премиальный сегмент за последние полгода-год видоизменился, медиум вырос, а бюджетная линейка осталась прежней.

Какие масла чаще других покупали в Каталоге Onlíner? Рейтинг продаж за 2023 год

Команда Каталога Onlíner тоже поделилась занятной статистикой. Например, в прошлом году количество заказов выросло на 22% по сравнению с 2022-м. Увеличились продажи у всех брендов из топ-20, кроме Wolf, Mannol, Eni и Kroon Oil.

Как выглядит топ-5 любимых брендов моторных масел у наших покупателей? Вот таким образом:

  • первое место у Total с 10,52% от общего числа заказов;
  • второе — у «Лукойла» с долей в 9,21%;
  • на «бронзовый» ZIC пришлось 7,5% покупок;
  • Shell выбрали 4,76% пользователей;
  • на пятом месте Wolf и 4,19%.


Если говорить о конкретных наименованиях, то вот как выглядит рейтинг из пяти самых покупаемых банок масел:

1. Total Quartz Ineco ECS (5W-30, 5 л)

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л

2. GM Longlife Dexos 2 (5W-30, 5 л)

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SM; CF, 5 л

3. Лукойл GENESIS ARMORTECH (5W-40, 4 л)

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л

4. Total Quartz 9000 (5W-40, 5 л)

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

5. G-Energy Synthetic Active (5W-40, 5 л)

синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Лидирует синтетика с 84,51% продаж от общего количества. Дальше — полусинтетика (14,26%) и минеральное масло (1,23%). Предпочтения белорусов в плане вязкости масла тоже за год не поменялись. По этому рейтингу можно понять, каких машин в стране больше — новых или сильно подержанных:

  • 5W-30 — 45,45%;
  • 5W-40 — 32,82%;
  • 10W-40 — 13,49%;
  • 0W-30 — 2,77%.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by