Свою новую 5-Series, уже 8-е поколение с 1972 года, BMW показала журналистам в Сербии. Была там и громкая новинка, первая электрическая «пятерка» — BMW i5 M60 xDrive. Мы обкатали обе эти машины и поделились впечатлениями с вами. Но хотелось большего. Когда новинки появились в Минске, в доступе у «Автоидеи», официального дилера марки, мы решили поделиться уже настоящими эмоциями и организовали народный тест-драйв, куда пригласили наших читателей из числа преданных «бээмвистов». Как фанаты BMW встретят новую электрическую «пятерку»?
Задумка простая. Есть одна BMW i5 M60 xDrive с полным зарядом батареи. Есть четверо мужчин, каждый из которых хорошо знает, что значит управлять BMW. И никаких ограничений, помимо тех, что прописаны в ПДД. Прокатимся по городу, выедем на МКАД, чтобы почувствовать скорость, потом свернем на живописные дороги у Птичи, где каждый новый поворот открывает приятные глазу пейзажи.
Мужчины между тем недоверчиво посматривают на новую «пятерку».
— К носу нужно привыкать.
— Да. И задние фонари напоминают X5.
— А сбоку — Skoda. Скучный бок, плоский.
— Я все думал, где я уже видел эти дверные ручки. И вспомнил: на моей E39!
Посмеялись, уселись в машину. Выехали с парковки, ускорились, динамики выдали характерный звук: не ДВС, но приятный. И «бээмвисты» перестали шутить, «бээмвисты» были в BMW.
Первым машину вел Андрей. С BMW он с 2005 года, а то и дольше.
— У меня были две E39: 3-литровый бензин и 2,5-литровый, одна дорестайлинговая, одна рестайлинговая. Потом были Е60: опять дорестайлинговая и обновленная версии. Параллельно был X5. Сейчас у меня G30 и X3 G01, — перечисляет он. — Были и другие машины, Toyota была. Не скажу плохого: надежная и неприхотливая. Но у BMW есть свой характер, свои узнаваемые черты. Наверное, я привык к ним, поэтому остальные варианты пока не рассматриваю.
На кольцевой он пробует ускориться. Эта дорога совсем не подходит для настоящего тест-драйва «электрички», но что поделать.
— Ух ты, быстрее, чем моя, — выдыхает Андрей. — У меня G30 до сотни разгоняется за 4,5 секунды. А здесь сколько?
— 3,8 секунды, — отвечает Александр, технический эксперт. — Здесь же нет ни так называемой коробки, ни турбоямы (двигателю не нужно раскручиваться).
— Хотя в дизелях тоже, я вам скажу, «восьмиступка» работает очень четко, — одобрительно замечает водитель.
— В дизелях момент доступен раньше, чем в «бензине». Соответственно, с низов машина едет гораздо быстрее. А «бензину» еще нужно раскрутиться, — объясняет специалист.
— А максималка сколько?
— Ограничитель установлен на 230 км/ч. Не будем проверять.
Разумеется, один из основных вопросов — на сколько хватит заряда батареи, особенно если ездить достаточно резво.
— Запас хода, согласно спецификации завода изготовителя, до 517 км (WLTP). Реальный запас хода зависит от множества факторов: скорости движения, окружающей температуры, количества пассажиров в салоне, багажа, опций, которые активны в данный момент (климат-контроль, подогрев сидений и др.). Точно могу сказать, что зимой запас хода будет ниже, так как много энергии уходит на поддержание необходимой рабочей температуры батареи и обогрев салона. Плюс движение на высокой скорости по трассе также потребует большего количества энергии по сравнению с размеренной ездой по городу, где активно работает рекуперация, — говорит Александр.
— Что вы думаете обо всех этих байках, которые ходят про «бээмвистов»? — спрашиваем Андрея.
— Да просто много наговаривают. У меня стаж 20 лет, за это время были разные автомобили BMW и ни одной аварии по моей вине. Однажды в меня сзади въехали несильно. Просто ко всему нужно подходить с головой. Даже если где-то можно поднажать, то не выключая мозги.
— А не провоцирует машина как раз поднажать?
— Ну где-то со светофора можно, — со смехом отвечает водитель.
— Внешний вид авто, конечно, изменился. Но салон мне нравится, он стал более современным. Басы наконец-то перенесли в дверь — давно нужно было это сделать, — отмечает Андрей.
— Отчасти это вынужденное решение. Раньше басы могли стоять по сиденьями, но здесь конструктивно это сделать невозможно: под нами батарея, — объясняет Александр.
— А в моделях с ДВС?
— Тоже в дверях. Слишком затратно было бы делать различные решения для электроверсии и версии с ДВС.
Акустика в этой версии топовая, от Bowers & Wilkins. Да и вообще в новой «пятерке» относительно дешевого стерео не осталось. Правда, фанаты не вполне довольны исполнением. Дескать, даже Bowers уже не тот: раньше были дорогие полированные сетки, а теперь — пластик.
— Ну как ощущения от машины, Андрей?
— Что сказать: BMW всегда славились своими моторами, и я, как фанат старых серий, всем сердцем за 3-литровый дизель. Но да, все переходят на электромобили. Вопрос в практичности: где их заряжать, когда? Если свой частный дом — это удобно. По крайней мере, на работу — с работы. В других случаях нужно думать. За рулем я больших различий не чувствую, очень все знакомо — это BMW. Управляемость приятная, «бээмвэшная» — она осталась, как остался и «острый» руль.
Следующим место водителя занимает Илья.
— Я как типичный «бээмвист» — в прошлом типичный «ваговод». До этого у меня были быстрые «Гольфы» в основном. А потом в один момент я понял, что у меня никогда не было BMW и я хочу попробовать. Сегодня мой автомобиль — «пятерка» G30, три литра, бензин, задний привод. Три года с ним, — рассказывает о себе парень.
— Какие ожидания от i5?
— Ожидания по технологичности, это интересно в первую очередь. «Электрички» — это прикольно, но, наверное, я бы брал как игрушку, если бы был загородный дом. Для постоянного передвижения по городу это норм. А для всех прочих задач нужен какой-то автомобиль с ДВС.
Едем. «Обрезанный» снизу руль Илье не понравился: «Вроде и прикольный, но чего-то не хватает». Вообще, мы заметили, что люди делятся на две категории: либо такой руль «заходит» полностью, либо настолько же полностью не нравится — промежуточных вариантов и равнодушия нет. А вообще, идеальным рулем многие фанаты марки называют тот, что был у F-серии с M-пакетом.
Несколько острых поворотов на заснеженной загородной дороге.
— Кажется, в управляемости автомобиль немного потерял, — задумчиво говорит водитель. — Валкость чувствуется совсем другая по сравнению с G30.
— Если вы сравниваете этот автомобиль с предыдущим кузовом G30, то такие ощущения объяснимы. 5-Series в G60 стала на 93 мм длиннее по кузову и на 20 мм длиннее по колесной базе, эти изменения приблизили ее по ощущениям к 7-Series G11 (short), — поясняет представитель дилера. — Также имеет значение, в каком режиме вы двигаетесь.
Еще несколько поворотов. Илья вдумчиво работает рулем, ловит ощущения.
— Все равно в повороты входит нормально.
Уже второй водитель хвалит новую приборную панель.
— Предыдущая мне зашла, а вот здесь — прямо нравится.
— Звуки у электрических BMW — это топ! И они помогают ориентироваться при ускорении в отличие от той же Tesla. Там тоже летишь, вроде цифры красивые, но как-то скучно. Будто вестибулярку обманываешь. Кажется, будто что-то должно происходить, кричать, реветь, но ничего такого нет, — говорит Илья.
Про звуки. За них отвечают динамики, установленные сзади. Громкость адаптирована под интенсивность ускорения: чем быстрее — тем громче, как с ДВС. Причем звуки различаются в зависимости от версии авто и в зависимости от выбранного режима. То есть звук теперь — опция. У нас в Sport-режиме звучало что-то по-спортивному агрессивное, но вместе с тем приятное, рокочущее. Включили режим Expressive — звук сменился на что-то свистящее. «О, это же троллейбус», — захохотали мужчины. Зато в режиме Relax можно реально кайфовать: машина ускоряется со звуком SPA-комнаты. Визуальное оформление меняется в зависимости от выбранного режима.
А мы наблюдаем, как у Ильи меняется настроение за рулем. Свою поездку он начинал с такой фразы:
— Я, может, старомоден, но у меня нет ощущения, что я в BMW, если честно. Не знаю, хорошо это или плохо.
Но стоило немного покататься, сделать пару эффектных ускорений с ревом из динамиков, и мнение изменилось:
— Так, ладно, это классная игрушка, мне нравится. Да, к новому дизайну придется привыкать, заглушки смотрятся странновато. Поначалу, когда только увидел машину, были мысли, что G30 смотрится поинтереснее. Теперь общие впечатления подравнялись. Это как с «ноздрями» в свежей 4-Series. Сначала видишь это на картинке, думаешь: «Да вы че вообще, это что?» А потом видишь вживую, присматриваешься и понимаешь — хочу!
У Вадима тоже все началось с Е39 больше десяти лет тому назад.
— Помню, взял тогда свою первую BMW, в универсале. Она до сих пор в семье, кстати. Жена тогда была против, говорила: «Что ты взял?» А теперь ездит на этой машине и всем довольна, считает, что это лучшая марка в мире, — смеется мужчина.
Теперь у него G31 — тоже «пятерка», тоже универсал.
— Честно, я хотел соскочить. Смотрел Kia Sorento. Ну что поделать: большая семья, трое детей. Приехал к дилеру, посмотрел вживую: отличная машина. А взял G31, потому что искал определенных эмоций от авто, на котором собирался ездить, — говорит Вадим.
За руль i5 он садится без напускного скепсиса, с интересом разглядывает салон.
— Я вообще люблю всякие штуки с точки зрения электроники. Вот прям хлебом не корми, дай попробовать чего-нибудь такого. Что здесь нового по опциям? Что у нас забрали — мы уже поняли, а что появилось?
— Полноцветная и многофункциональная проекция увеличенной площади, технологичная изогнутая панель приборов, множество электронных ассистентов и алгоритмов помощи водителю в движении. Автомобиль даже может самостоятельно ехать по заданному маршруту без участия водителя, но это пока законодательно запрещено в большинстве стран, в том числе нашей, — перечисляет Александр.
— А тормозит она за счет рекуперации, как я понял?
— В том числе. Рекуперация руководствуется встроенным искусственным интеллектом: она дает возможность двигаться накатом, если вы едете по трассе и перед вами нет автомобилей, и активно включается, если понимает, что вы приближаетесь к повороту или перекрестку. В режиме «В» машиной можно управлять практически одной педалью. В нем рекуперация максимально активна и замедляет автомобиль практически аналогично плавному нажатию на педаль тормоза.
— Прикольно. На колодках будем экономить.
— Ресурс тормозных колодок и правда намного выше, если вы активно пользуетесь рекуперацией. А техническое обслуживание любого электромобиля BMW — один раз в два года без привязки к пробегу.
Отдельная история — подсветка дверей в салоне, многие на это обращают внимание. У G30 она была и спереди, и сзади, у новой же версии — только спереди.
— А куда подсветку сзади дели? А как же магия вечерних салонов?
— Это связано с тем, что в 5-Series весь акцент — на водителя. Вот в 7-Series логично много внимания уделено пассажирам заднего ряда, там на заднем сиденье настоящий мобильный кинотеатр, — отвечает Александр.
— Зато атмосфера была более целостная.
Решение убрать подсветку сзади и правда очень спорное, это заметно по реакции сегодняшних участников народного тест-драйва. А главное, не понятно, ради чего. Экономия? Да бросьте, ну не в таких машинах экономят на подсветке двери.
— Ладно, это мелочи. Главное, что машина комфортная. Не скажу, что нашел здесь что-то революционное, но едет она хорошо. Разгоняется так вообще отлично, — не теряет настроя Вадим. — О, скрытые дефлекторы. То есть как, «вонючку» уже не поставить?
Мужские разговоры — об автомобилях. Обсудили и немецкую сборку, и мощность в 601 л. с. И стоимость в 128 тыс. евро — зато полный «фарш», не хватает только панорамной крыши.
— А сколько гарантия?
— Четыре года либо 200 тыс. км. На батарею отдельный гарантийный срок от завода-производителя — 8 лет.
Кстати, у дилера говорят, что остаточная емкость батареи в электромобиле сохраняется не так, как в телефонах, и за 10 лет она упадет процента на 4. Что ж, звучит хорошо, но пока у нас не было возможности это проверить.
— А универсалы будут?
— M5 точно будет.
— Все, теперь я точно знаю, что надо брать. И дизель!
— Вживую «электричка» в M-пакете смотрится очень круто. А ДВС на «барабане» — ужасно.
— Кстати, переход от F10 к G30 не такой был.
— Да мы не такие были! Сами моложе, трава зеленее. Денег хватило — и все! Возможно, и эта машина — для молодых.
— А для нас что?
— А нам нужен универсал.
Отдельно прошлись по решению BMW убрать из новой «пятерки» комфорт-сиденья с «ломающимися» спинками и доводчики дверей. Дилер объяснил это особенностью европейского рынка: там функции были невостребованными.
— Нет доводчиков, нет комфорт-сидений... Это в машине за 128 тысяч они по статусу не положены?
— Я понимаю, о чем вы, но в Европе думают по-другому, — разводил руками Александр.
— Так а что они себе думают в Европе?
Финальный тест-драйв был за Александром, тезкой эксперта. У него тоже богатый опыт владения автомобилями BMW: Е39, Е60, Е70, F30, G31.
— Ну что ж, свежо, приятно. С панелью я уже знаком, у iX это видели. Но тут есть новые штуки. Что грустно — убрали чисто «бээмвэшные» кнопочки: 1, 2, 3, 4... Это была такая фирменная «плюшка», какой в свое время были «глазки». Да, привыкнем, но жалко. Селектор мне очень нравится. Я знаю, что многие категорически против, но это круто все равно. А вот блок управления стеклами заметно удешевили — все это видят, все это уже обсудили. Я понимаю — современные тенденции. Но в такой машине это как-то не смотрится. Я буду жестко критиковать и BMW, и все современное машиностроение за повальное удешевление. Да, от этого никуда не деться, но это грустно, — дает первую оценку новый водитель.
Дилер объясняет: блок управления, который многим не понравился, выполнен из переработанного пластика. Экологичность, да.
— В G30 он чуточку солиднее выглядит. Сейчас — к большому сожалению — это Skoda Rapid, — неумолим Александр. — Сенсорные кнопки — как бы тоже удешевление. Да, красиво, но неудобно.
— Сенсорные панели сделаны в угоду современным тенденциям на минимализм и цифровизацию. Чтобы у вас осталось ощущение нажатия на кнопку, предусмотрена обратная связь в виде вибрации, — поясняет эксперт.
Зато салон из натуральной кожи. Но Саша уже вскинул бровь, разглядывая скрытые дефлекторы с нестандартным решением для управления потоком.
— Оу... Ну это прямо плохо, — наконец говорит он.
— Дефлекторы спрятали, опять же, в угоду минимализму и изящности интерьера. Грубые решетки здесь выглядели бы неуместно, согласитесь.
— На самом деле есть вещи, которые не надо улучшать, как мне кажется. Скрытые дефлекторы — это красиво, это клево. Но пользоваться этим невозможно. Вот куда я сейчас настраиваю?
— На каждом регуляторе указаны стрелки. Поворачивая его в ту или иную сторону, вы направляете поток туда, куда вам необходимо.
— А вверх — это на меня или в потолок? В общем, странно.
По-прежнему стоим, BMW продолжает сдавать строгий экзамен.
— Мультимедиа — очень красиво, свежо. Но настолько неюзабельно, что просто... — качает головой водитель.
— Привыкнуть надо.
— К NBT не надо было привыкать!
— Я сам тяготею к классике, но современные смартфоны, планшеты и ноутбуки давно приучили к управлению на сенсорных экранах, теперь физические кнопки многие называют архаичными.
— Помните Nokia N95? Вот это она. Мне кажется, что в BMW очень спешили закончить машину, и мультимедиа они не дожали. Можно было сделать красивее и интереснее. Кое-что — класс, очень красиво. Но в целом — не дожали. За рулем этим точно пользоваться невозможно: ты едешь и забыл о том, что что-то в машине можно поменять, — считает Александр.
— Так, а где подогрев руля?
— Вот сюда заходите... — эксперт начинает открывать нужное меню.
— Да блин!.. Подогрева руля нет на руле? Вот оно — современное автомобилестроение. Я еду за рулем, я хочу быстро включить или выключить подогрев. Ну нельзя за рулем копаться в этой мультимедиа: это неудобно, небезопасно! Да, это современно, да, от этого не уйти. И многое действительно можно простить, но управление «климатом»... Должны быть механические кнопки, это то, чем мы пользуемся постоянно.
Ладно, в путь. Саша сразу хвалит проекцию приборной панели — она стала красивее и совершеннее.
На заснеженной площадке ни один настоящий «бээмвист» не может не спросить:
— А можно здесь?.. Аккуратно.
— Ну попробуйте. В стандартном режиме автомобиль не позволит вам полихачить, а отключать систему стабилизации я категорически не рекомендую, — вздыхает представитель дилера.
Ну да, бесполезно. Машина упирается и не уходит в занос.
— С этим автомобилем нужно книгу с собой возить, чтобы всегда можно было посмотреть, как что поменять, — ворчит кто-то.
— Мы уже старые. Ребенок бы мой разобрался за 2 минуты, — шутят в ответ.
Помучились еще — никакого смысла. А вот G30 смог эффектно поднять фонтан снега, постоял, что называется, за честь марки.
Что любопытно: показалось, будто электрическая i5 в движении более шумная, чем G30 с ДВС. Вот как ни странно.
— Есть предположение, что в авто с ДВС этот гул двигателя перебивает отчасти шум от арок и от всего остального. А здесь шума двигателя нет, и поэтому все прочие шумы слышны отчетливее, — отметил эксперт.
— Я признаюсь: пока мы ехали сюда, она мне стала привычнее внешне. И я понял, что она хороша по-своему. Когда вышла G30, я приходил на презентацию, и это было уау! Я думал: «Какая же красивая машина!» Сейчас все наоборот: красота — ну не знаю, нужно привыкать. Но это определенно очень свежо, очень по-новому, — говорит Александр. — И сейчас едешь за G30 — это старая машина, ты это уже понимаешь. По всем фронтам. Я уверен, что мы все привыкнем к этой BMW, и очень скоро это станет новым эталоном автомобильной красоты. Перед мне очень нравится, особенно у «электричек», особенно в М-пакете. Бок мне очень не нравится: очень плоская, ручки убрали, и ты такой — ну блин! Задние фонари — нужно привыкать. Но в целом клево, свежо, красиво, приятно.
— Саш, а последняя настоящая лично для вас — какая?
— У каждого своя. У меня — Е39. Вся BMW была в этой машине. В «шестидесятке» испортили внешность, испортили салон. И пошло-поехало: какие-то фишки стали убирать, по материалам начали проседать.
В это время мимо проехал несвежий уже Porsche Cayenne: дал много звука, но только никуда не уехал — камера скорости впереди. Но звук запомнился — вот оно, отличие настоящего бензинового двигателя.
— По езде на i5 мне сложно что-то сказать. Любая «электричка» едет быстро, любая «электричка» едет с большим моментом, особенно после бензиновой версии, — негромко отметил водитель, добавляя ходу.
Porsche остался позади. Не обиделся?
— Я понял, что главное во всей этой истории. У BMW даже «электричка» умеет доставлять эмоции. А другие так не умеют — в этом вся разница. И за это BMW спасибо, марка не теряет характер, — подвел черту Александр и еще поджал педаль, на что i5 ответила рокотом из динамиков.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by