Детям бывает непросто, ведь все в первый раз. Колеса круглые, земля плоская, горизонт скачет — трудно. Но дети сильные, они справятся. Езда на велосипеде, освоенная малышом, остается базовым навыком: один раз сумел — уже никогда не разучишься. Но как все сделать правильно, чтобы и основу заложить, и при этом без нервов и ссадин? Способы есть, о них сейчас и поговорим с очень компетентным детским тренером.
Елена Дроздова — олимпийская чемпионка, двухкратная чемпионка мира (велоспорт), детский тренер клуба «Беговел Гродно».
Работает и с малышами, и со взрослыми. Может найти подход к ученикам со сложным характером и кризисом разных возрастов, даже к таким, кто вьет из родителей веревки. Не признает трехколесные велосипеды и приставные колеса.
— Научить ребенка кататься на велосипеде через беговел — самый быстрый способ. Годик-другой на беговеле — и можно пересаживаться на велосипед, — говорит Елена Дроздова.
— А в каком возрасте можно начинать?
— Все зависит от ребенка, от того, насколько он активен. У меня была девочка Эмилия, которая в 1 год и 11 месяцев, хоть была невысокая и хрупенькая такая, но при этом активная и послушная, выполняла все, что говорил тренер. Когда ей было три, она уже держала баланс и была готова пересесть на велосипед без подпорных колес. В среднем у меня в группе на беговелах учатся дети в возрасте от 2 до 5 лет, на велосипедах — примерно от 4 до 6 лет. Два года — это примерный рост 88—92 см. Самое время начинать привыкать к беговелу, чтобы его потом хватило не на год, а на два-три. Пока ребенок будет подрастать, он спокойно обучится основам, привыкнет, и затем ему будет легче пересаживаться на велосипед.
Мы как раз попали на тренировку, которую Елена проводила со своей группой на беговелах. Подход серьезный: разминка, упражнения на укрепление общей физической подготовки, упражнения на беговелах, потом снова «физуха». Завершает занятие импровизированная гонка. Пацаны кричат друг другу: «Я тебя обогнал» — и задорно перебирают ногами, несутся по обозначенной трассе. Еще не сезон, поэтому пока заезды проходят на размеченной трассе веломагазина «Твой велик», где Елена проводит занятия. Когда потеплеет, занятия будут проходить в Коложском парке.
— Тренировки необходимо проводить в такой игровой форме, иначе детям будет неинтересно. Мы чередуем упражнения, меняем вид деятельности. Им же не объяснишь, что нужно укреплять мышцы, чтобы получалось ездить быстрее. А когда это как бы игра — им интересно, протеста не возникает.
— Как научить ребенка управляться с беговелом?
— Они у меня сначала ходят, нужно привыкнуть, — рассказывает тренер. — Потом я начинаю усаживать ребенка в седло. Сидеть и шагать сразу не получается, поэтому все делаем по порядку, не торопимся. Сначала просто шагаем, потом учимся шагать сидя в седле. Шире шаг, еще шире — и постепенно ребенок начинает бежать. Когда он уже свободно бегает на беговеле, мы учимся на счет поднимать ножки. Он бежит, по команде поднимает ножки, а я считаю: один, два, три... Постепенно этот счет увеличивается. Когда ребенок выдерживает счет до десяти — это уже серьезный промежуточный результат, у ученика появляется чувство баланса.
Это то, чему можно научиться на беговеле: держать равновесие, управлять двухколесным транспортом, рулить.
— Постепенно мы выполняем все более сложные упражнения, переходим практически на трюки. Учимся не просто приподнимать ножки, а вытягивать их вперед: разогнался — вытягиваешь ноги. Это тяжело для ребенка, мышцы еще не такие крепкие, но так они тренируются. А потом синхронизируем: ножки на подножку, ножка на седло, и ножка в воздух. Отрабатываем это на месте, затем в движении — элемент «Ласточка».
— Звучит здорово, но что делать, если ребенок не хочет учиться? Не получается у него — и ни в какую.
— Большой ошибкой будет давить на ребенка. Если мы начнем заставлять, единственной здоровой реакцией будет протест, — поясняет собеседница. — Лучше действовать мягче: оставьте беговел на видном месте, берите с собой на прогулку. Не уговаривайте ездить, но аккуратно предложите: «Может, хочешь попробовать?» Если нет — ну и ладно. Но если ребенок проявил интерес — воспользуйтесь этим, поддержите. Важно заинтересовать.
Кто родитель — тот знает, что такое кризис трехлетки. Когда «я сам», «я не хочу» и «уходи, ты мне не друг». И вот как такого монстрика обучить хоть чему-нибудь? Отведите его к тренеру — вот вам выход. Тренер в ресурсе, тренер к такому готов, а самое главное — ваше чадо с чужой тетей или дядей будет вести себя совсем по-другому.
— Иногда я прошу родителей уйти с тренировки. Потому что некоторые дети ведут себя при маме с папой иначе. Это показательные выступления: а я не буду, а я не хочу. Когда родители за порог, ребенок другой, он начинается заниматься. И родителям хорошо — возможность побыть в тишине, выпить кофе спокойно. На самом деле и у меня бывают всякие ситуации. Привозят ребенка, а он не хочет заниматься — как быть? Причем он, возможно, уже год ко мне ходит, а вот именно сегодня — не хочет. Приходилось, бывало, даже из машины ребенка доставать. Он сидит себе надутый, мама с папой приходят и разводят руками: не хочет. Я прихожу: «Привет, а что, а как?» Начинаешь просто заговаривать ему зубы. Потом предлагаешь: «Ну пойдем, просто посмотрим, что там сегодня». И все, мы приходим, он потихоньку раскрывается, начинаем заниматься.
Детки разные по темпераменту, и настроение у них бывает разное. Сегодня он послушный ребенок, потом что-то поменялось, вспышка на солнце, и он уже капризничает, норовит уехать в другую сторону, не слушается. Сложно быть тренером, сложно быть родителями. Но только с ними ребенок сможет справиться со всеми трудностями.
— С тренером ребенок учится быстрее и проще. Своих научить труднее. Честно скажу: чужих деток учу, а своего ребенка не могла научить правильно залезать на велосипед. Он все равно ногу как-то через раму закидывал, потом спрыгивал — и хоть ты тресни. Знаю другую маму: она английский преподает, репетиторством занимается, а своего ребенка водила к другому учителю.
— Если ребенок освоился на беговеле, можно думать о том, чтобы пересаживаться на велосипед. Но важно смотреть еще на рост. Пока не дорос — пересаживаться рано, лучше выполнять более сложные упражнения на беговеле. Мы, бывает, практически переходим на трюки. Это полезно для развития навыков управления и удержания баланса. К трем годам часто уже можно смотреть велосипеды с размером колес 14—16 дюймов. Они разные по своей геометрии, но можно найти подходящую раму, — рассказывает Елена.
Важно сразу учиться правильной технике на велосипеде, потому что как ребенок усвоит — так он и будет делать по инерции. Переучиваться всегда гораздо сложнее.
— Когда ребенок пересаживается на велосипед после беговела, он умеет рулить, умеет держать баланс, нам остается только научить его крутить педали.
Елена учит детей после беговела усаживаться сразу на велосипед без приставных колес.
— Они быстро адаптируются, тем более база у них уже есть, — объясняет специалист. — Если есть возможность научиться кататься сразу без подпорных — это лучше. Потому что велосипед с дополнительными колесами — это, с одной стороны, легче, но, с другой стороны, в поворот он входит уже не так, нет угла, а если наклоняется, подпорное колесо бывает и подворачивается. Ребенок на беговеле уже многое умеет: повороты, виражи, он знает, как тормозить. Если мы сажаем его на велосипед с подпорными колесами — это шаг назад.
У тренера есть собственная методика работы с учениками. Конечно, не обходится без того, чтобы побегать рядом, подстраховать, а когда надо — поддержать, пока орленок не почувствует уверенность и не научится летать сам.
Впрочем, не за всеми особо побегаешь.
— На индивидуальные занятия приходят дети, которым по 8 лет, по 9, по 10. То есть идеальный момент уже упущен, в раннем возрасте на велосипед они не сели. Это актуальная проблема в последнее время, — говорит Елена. — И с ними мы начинаем так же, как на беговеле, — с самых азов. У меня есть и беговел (можно сказать, спецзаказ, с большой трубой), и велосипед на 20-дюймовых колесах, с которого сняли педали. И вот мы начинаем шагать, поднимать ноги — учимся.
— Кого легче учить: малышей или детей постарше?
— Чем ребенок младше, тем легче. В возрасте до 5 лет они бесстрашные. Ну упал, похныкал, встал, снова поехал. Потом, лет с 6—7, начинают формироваться страхи. А у меня не получится, а что подумают, а что скажут — ребенок начинает больше сомневаться. И это серьезный стопор. Человека приходится сначала раскрепощать, искать в нем уверенность, и потихоньку вера в себя у него приходит, ребенок адаптируется. Понемногу доходим до этапа, когда уже пробуем крутить педали. Не все сразу: кружок проехали с педалями, кружок — без них, два кружка с педалями, кружок — без них. И все получится.
— А личный пример тут работает? Если родители ездят на велосипедах — ребенок быстрее проникается этим?
— Нет, я бы не сказала. Знаю другие примеры: у меня соседка любит кататься на велосипеде, я учила ее дочек — они все умеют. Но им нравятся ролики. А вот моим детям больше по душе велосипеды. Ну и самокаты трюковые — они сейчас в моде.
— Иногда советуют начинать не с беговела, а с трехколесного велосипеда.
— Это лично мое мнение, но я против трехколесных велосипедов, — заявляет собеседница. — Там геометрия рамы неправильная, высота седла не регулируется. У ребенка мышцы еще слабые, а на трехколесном велосипеде у него ноги идут к педалям вперед. Если он способен их крутить в таком положении, это значит, что он этот велосипед уже перерос. Опять же, ноги на весу — это может причинить даже вред.
— А самокаты? Врачи их ругают...
— Самокат у маленьких детей, до 8—9 лет, — это неосознанное катание. Он одной ногой стоит на самокате, другой отталкивается, и никак иначе. Это неравномерное распределение нагрузки, что может нести вред для детского организма. Ко мне приводили девочку, которая катается на самокате и занимается гимнастикой, так вот у нее правая нога на велосипеде проваливается, не работает. Левой — толчковой на самокате — она может продавливать педаль, а правой — нет. Если уже повзрослевшему ребенку объяснить, что нужно чередовать ноги, — возможно, он будет это делать, хоть и не всегда. И это какой-то компромисс.
— Велосипедный шлем ребенку нужен?
— Да, безусловно, шлем нужен в любом возрасте, и приучать к нему нужно с самого начала, — считает тренер. — Как только мы сажаем малыша на беговел или на велосипед — мы надеваем на него шлем. Так и никак иначе. Если он ездил себе без шлема, а потом вы решите, что нужно его носить, — будет скандал. Ребенок вам скажет: «Какой еще шлем, я умею кататься!»
— Многие родители говорят так же: если умеешь кататься — шлем не нужен. Это неправда?
— Ну слушайте: я двукратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка, мне 39 лет, и я езжу в шлеме. Людям объясняешь, а они отмахиваются: «Моему ребенку не надо». Хочется спросить: «У вас что, детей много, что их не жалко? Или голова у кого-то запасная?» А потом, когда что-то случается, не знают, куда бежать.
Здесь добавим, что мы тоже всегда выступали за использование велошлема во время поездок на велосипеде. Во-первых, это круто. Включите телевизор, зайдите на велотрек — все топовые спортсмены катают только в шлемах. Во-вторых, он реально защищает голову. Кости срастаются, ссадины заживают, а вот голову нужно беречь как зеницу ока. В-третьих, это еще и хороший головной убор: солнышко в макушку не напечет.
— У малышей, конечно, бывает протест. У моего тоже так было: в два года катались на беговеле — надевали шлем. В три пересаживаемся на велосипед, а он ни в какую: «Велосипед — хочу, шлем — не хочу». Истерил, топал, но меня не сломал. Хочешь велосипед — надевай шлем. Надел. Потом вижу: несется с горки, шлем на голове — все хорошо. И сейчас у моих детей даже нет такого вопроса, надевать или не надевать? Надел — поехал, они приучены. Это безопасность, и не все зависит от того, кто и как умеет кататься. Сто раз все будет хорошо, а один — нет. И ради этого одного раза нужно носить шлем всегда.
— Что-то еще нужно из экипировки?
— Перчатки. Дети неусидчивые: вроде едет, смотрит вперед, вдруг собачка пробежала, он отвлекся, упал. Всегда подставляют ладошки, ладошки сбиваются, болят. В перчатках лучше, да и солнце не печет, мозоли не появляются. Очки — тоже хорошая штука, чтобы мушки в глаза не летели. А вот наколенники и налокотники — это лишнее, это сковывает движения. Все же велосипед — это не ролики, там все иначе.
— Если ваш ребенок катается где-то возле дома — не переживайте и не смотрите на часы. У него восстановление все равно происходит быстрее, чем у взрослого. У подружки годовалый ребенок: он бегает — она за ним. Сама уже без ног, а ему хоть бы что — давай еще. У меня такие же были: в 10 месяцев первый встал на ноги — и мы бегом. Мамы сидят с колясками, разговаривают, а я вся в мыле, — смеется Елена. — Так вот мой ребенок начал со мной кататься, и когда ему было 7 лет, он проезжал 25—30 км. Но это не так, что сегодня взяла с собой — и мы поехали. Нужна подготовка. Сначала покатался за домом, потом мы вместе проехали 5 км — нормально. В другой раз проехали 10 — все хорошо. Нужно готовиться к нагрузкам, готовить организм, сердце, дыхательную систему, кровеносную.
Взрослые тоже могут кататься с Еленой: в сезон по выходным дням она организует любительский велоклуб с выездами по красивым маршрутам. Присоединяйтесь!
— А взрослого, который не умеет кататься на велосипеде, научить реально?
— Да, говорю точно. Ко мне обращалась женщина: ей 48 лет, на велосипеде не ездила никогда. И тут захотелось: познакомилась с испанцем, а там у них все ездят. Пришла, мы подобрали для нее велосипед, шлем, начали обучение. На втором занятии она меня спросила: «Лена, я, наверное, совсем необучаемая, да? До конца лета мы хоть что-то сможем?» А я ей: «До какого еще конца, у меня столько времени нет. До конца месяца ты у меня поедешь». И спустя шесть тренировок она у меня уже сама ехала в парке, где и кольца, и горки. Конечно, у взрослых еще больше комплексов, и ей пришлось перебороть себя. Мы учились здесь же, и она шагала как на беговеле. Я же ее не удержу, не словлю, но ей хотелось, и она делала, искала баланс. Рано или поздно это приходит, но нужно дойти именно своей головой. Детям в этом отношении проще.
У Елены начинается новое занятие, индивидуальное. Мальчика зовут Сережа, скоро ему исполнится 7 лет. У Сережи сложная история, проблемы со здоровьем: врачи говорили, что ребенок не будет ходить.
— Но мы старались. Понимаете, бывает разный уровень болезни, нужно не опускать руки. С мамой они много лежали в РНПЦ «Мать и дитя», жена им занималась, делали массажи. Теперь, как видите, он не отличается от других детей, — говорит отец мальчика. — Врачи сказали, что для укрепления мышц нужны велосипед и плавание.
И папа купил сыну велосипед, купил шлем.
— Мы смешно познакомились с Еленой: я прихожу в магазин, выбираю велосипед. Подходит ко мне девушка, говорит: «Вы сами учить будете?» Я в шутку отвечаю: «Ну можете вы научить». А она мне: «Могу». Так и пошло-поехало. Сын ходит, ему нравится, у нас есть прогресс. В прошлом году в Коробчицах были соревнования, он там третье место занял. Сейчас немного подзабыл за осень и зиму, вот пришли вспоминать. Скоро потеплеет, занятия будут в Каложском парке — вот там ему нравится: свежий воздух, много детей, — рассказывает мужчина.
А Елена с Сережей в это время наворачивают круги по веломагазину: он на велосипеде, она бегом.
— Давай, мой хороший, молодец! Я рядом, страхую, падать нам не надо, давай! — подбадривает тренер.
— Она молодец, она умеет с ними... Вот нет у человека звездной болезни. Я ж только недавно узнал, фото увидел: там она с флагом — олимпийская чемпионка! — почти на ухо шепчет Сережин папа.
Когда занятие закончилось, мы спросили у тренера начистоту:
— Тяжело бывает?
— Ну у нас же контакт, у нас любовь. Он меня слушает, он мне верит, — ответила Елена.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by