Покататься на карьерном самосвале «БЕЛАЗ», прикрутить деталь к трактору МТЗ — промышленный туризм становится популярным в нашей стране. Что ж, мы как раз на МТЗ — давайте посмотрим, что можно увидеть в ходе ознакомительной экскурсии по заводу.
— Промышленный туризм на нашем предприятии был основан в 2017 году, тогда мы проводили экскурсии один раз в день. Сейчас в этом направлении задействованы пять человек, а экскурсии проводятся четыре раза в день. На данный момент проводим экскурсии как для детей, так и для взрослых, также предлагаем услугу по сборке трактора. И еще одна возможность — катание на тракторе, для этого используем самые мощные модели (350 и 460 л. с.), — рассказывает ведущий специалист по туризму Минского тракторного завода Сергей Сидорович.
МТЗ — типичный завод-город, построенный еще в советскую эпоху. На общей площади 154,5 га располагается несколько десятков промышленных и административных зданий, которые связывают 35 улиц и три проспекта, а еще есть собственная железнодорожная линия с транспортом.
Кто никогда не был на подобном предприятии, тот явно будет впечатлен размахом, так что любая из экскурсий предполагает прогулку по внутризаводским улицам. Если только вас не повезут на автобусе, как нас сейчас.
Что ж, в любом случае главная изюминка — посещение сборочного цеха, где происходит конечная сборка тракторной техники. Причем гостей ведут как раз на самый зрелищный этап производства, где на их глазах рама с подвеской, двигателем и трансмиссией начинает обрастать все новыми узлами и деталями, затем происходит «свадьба»: шасси «женят» с уже собранной кабиной, и вот уже это становится похоже на всем нам хорошо знакомый трактор.
Во-первых, наблюдать за всеми этими операциями можно довольно свободно, двигаясь вдоль конвейера параллельно собираемой технике. Во-вторых, можно фотографировать — похоже, практически без ограничений. Наконец, в-третьих, можно и самому приложить руку к сборке!
Да, это дополнительная услуга, за соответствующую плату, а речь, как правило, идет о некритичных деталях и узлах. Качество монтажа в любом случае после вас проверят работники цеха. Зато вы можете сделать бесчисленное количество селфи с инструментом в руках или записать сторис о том, как крутите гайки на заводе.
«Каждые 5 минут с конвейера спускается новый трактор. За смену, то есть за 8 часов, цех собирает от 100 до 120 единиц тракторной техники. Цех может выпускать до 120 различных модификаций». Если не записывать, из обилия фактов, выдаваемых экскурсоводом, мало что запомнишь, не будучи специалистом. Да и зачем это простому туристу? Интересно просто посмотреть живьем, по возможности потрогать…
— Просьба детали и стружку не трогать, «сувениры» с собой не брать! — предупреждает сопровождающий. Но это уже механический цех №5, где происходит обработка деталей — валов и шестерней для трансмиссии. Здесь уже не так нарядно, как в цехе сборки, пахнет смазывающе-охлаждающей жидкостью для металлорежущих станков — в общем, ближе к производственной прозе. Тут уже выточить деталь на станке с программным управлением не дадут, зато посмотреть на это можно.
Кстати, а не мешают ли многочисленные гости работникам? Говорят, что нет, да к ним за 7 лет и привыкли — в тех цехах, в которые их водят. В чем-то это даже плюс с точки зрения культуры производства.
— Начальник участка знает, что в любой момент к нему кто-то придет. Рабочие также смотрят за своей рабочей территорией, — говорит сопровождающий нас Сергей Сидорович. К слову, костюм, в который он одет, — это, можно сказать, униформа.
— Есть одежда попроще — кофты, майки, жилеты, все брендированное. А для официальных делегаций используем костюмы.
— А откуда на заводе взялись экскурсоводы?
— Половина из них — это старые работники завода. Например, я на предприятии уже 21 год. Есть один человек, который работает чуть меньше, остальные пришли относительно недавно, но уже изучили завод и знают, что, где и как. Есть заведующий музеем, который тоже водит экскурсии. Всего пять человек.
В зависимости от выбранной программы и дополнительных услуг экскурсия может включать посещение музея или катание на мощных тракторах. Но в нашем случае это просто осмотр выставки тракторной техники на открытом воздухе. И да, можно заглянуть внутрь огромного 460-сильного МТЗ.
А что за странная раскраска? Оказывается, в Новый год этот трактор стоял под елкой и изображал дракона, были даже хвост и крылья. Ну а теперь все это «сбросил», март ведь на дворе. Месяц производственного туризма.
Кстати, а почему практически все тракторы — красные? Как объясняет экскурсовод, в советские времена в красный цвет красили экспортные тракторы, которые уходили за рубеж, а техника для внутреннего рынка была синей. После СССР такой подход перестал существовать, а у МТЗ было сформировано три фирменных цвета: красный, синий и зеленый. Ну а с этого года принято единое решение. Тракторы красят в красный цвет, коммунальную технику — в оранжевый, лесозаготовительную — в зеленый. А под заказ трактор может быть любого цвета.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by