Минчане запустили сервис «Попутка»‎. Как он работает и не ждет ли его внимание от налоговой и «транспортников»‎?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
20 марта 2024 в 9:00

Год назад в Беларуси заработал сервис «Попутка»‎, созданный на основе чат-бота в Telegram. Идея проста: разработчики в онлайн-режиме сводят‎ водителей и пассажиров, которым нужно ехать в одном направлении. Денег за это не берут, но попутчик по своему желанию может отблагодарить рублем того, кто довез его до точки назначения. Есть в этой истории место и дорожной романтике, и вопросам правового поля (возьмешь деньги с пассажира — можешь попасть‎ на штраф?). Рассказываем подробности и знакомимся с разработчиками.

«Проект на голом энтузиазме»‎. Как можно монетизировать бот, если пользователи не тратят на него ни копейки?

«Попутка»‎ — это по сути обычный чат-бот. Разработчики активно ведут соцсети, внедряют в сервис новые опции и думают над тем, как монетизировать стартап. Идейные вдохновители — столичные студенты Богдан и Влад, к дуэту которых вскоре присоединился отец последнего (хотя Владимир на старте совсем не верил в задумку сына с приятелем).

Как это работает?

Найти попутчика через чат-бот можно всего за пару кликов. Пассажир? Тогда кликай на кнопку «Найти поездку/доставку»‎, а после выбирай место отправления и прибытия. Сервис выдаст в виде карточек созданные пользователями-водителями поездки по нужному маршруту. На них будет информация о машине, на которой предстоит преодолеть путь, дата и время. А еще стоимость — она не фиксированная (водитель может не взять оплаты вовсе, попросить скинуться на топливо или назвать любую сумму. В общем, пользователи договариваются между собой). В финале остается связаться с водителем и отправиться в совместную поездку.

За рулем? Все ровно наоборот. Создаешь поездку — и ждешь сообщений от потенциальных попутчиков.


— Мы с Богданом ехали в Гродно, чтобы там посмотреть машину. Хотели сэкономить, поэтому долго листали всякие группы и чаты вроде «Попутчики Минск»‎, «Попутчики Гродно»‎ и другие. Не нашли ни одного подходящего варианта, поэтому начали обсуждать, как бы здорово было объединить всех их на одной платформе. Эдакий BlaBlaCar, только в Telegram. В тот момент был пик популярности телеграм-ботов: буквально все — даже госструктуры — их запускали, — рассказывает Влад.


Три недели бессонных ночей, и «Попутка» была готова‎.

— Сравнение с BlaBlaCar вас не задевает? Не говорят, мол, украли идею?

— Мы, конечно, вдохновлялись их успехом. Если они могут, условно, полтора миллиарда на этом зарабатывать, то почему мы не можем, если конкурента-монополиста у нас в стране нет? — говорит Владимир.


— Они из Беларуси ушли какое-то время назад, — замечает Влад. — Мы изначально рассматривали для запуска только нашу страну. Сейчас уже расширились: есть поездки и по России.

— На чем вы как разработчики планируете зарабатывать, если сервис никаких денег с водителей или пассажиров не берет?

— Изначально планировали только на рекламе (и пару рекламных постов у нас уже было). Потом думали о комиссии с водителя. Сейчас проект держится исключительно на инициативе, — продолжает Влад. — Но мы решили, что наша фишка — это то, что для пользователей сервис останется абсолютно бесплатным. Как же хотим монетизировать старания? Мы готовим к запуску второй проект — бот, через который пользователи будут получать информацию о скидках в разных заведениях: барбершопах, кофейнях и т. д. Что важно — это будет не сплошной поток сообщений, скидки будут фильтроваться в зависимости от интереса юзера. То есть минчанин не получит рассылку о подешевевшем кофе в Орше.

Влад дополняет:

— Аудитории «Попутки»‎ и «Скидок»‎ пересекаются — это пользователи, которые стремятся сэкономить. Поэтому мы считаем, речь не о напрягающей рекламе, а о полезной информации. Работаем, кстати, еще над одним ботом, связанным со знакомствами.


— И сколько времени сейчас тратите на проект, который пока не приносит денег?

— Около трех часов в день. И это не считая модерации. Мы просматриваем все поездки, которые создают пользователи. Мат, неправильная дата, просто глупость — сразу отфутболиваем. Буквально на днях у нас появился отдельный человек, который за это отвечает, — рассказывает Владимир. — В свое время я сам занимался модерацией. Честно, просто крыша от этого ехала.

— А как раскручиваете проект?

— У нас нет возможности вбрасывать большие деньги в рекламу. Ведем Instagram, TikTok (некоторые ролики залетали на миллион просмотров). Именно благодаря TikTok‎ случился первый успех — за ночь тогда мы набрали 15 000 пользователей. А еще участвовали в гивах у блогеров на правах спонсоров и т. д.

— И сколько по итогу потратили на «Попутку»‎ за год?

— В общем около $1000, не учитывая ежемесячную оплату серверов. Сумма относительно небольшая, если оглянуться на то, что мы уже имеем.

Водитель провел сеанс психотерапии прямо в машине, школьники обещали покатать на Bugatti. Дорожная романтика и треш-истории

— Кто чаще всего пользуется «Попуткой»‎?

— Мы целимся на студентов и тех, кто недавно закончил университет. До них легче достучаться через соцсети, и у них нет, как у людей в возрасте, предрассудков, мол, «как это я с кем-то незнакомым поеду»‎. Они рады общению, новым знакомствам, — говорит Владимир.

— У нас есть десятки историй, как пользователи познакомились благодаря «Попутке»‎ и потом начали регулярно путешествовать вместе или просто поддерживать общение, — добавляет Богдан.

— Недавно читал в наших «Отзывах»‎, как водитель подвозил попутчика и в процессе рассказал ему, что работает психологом. По итогу они договорились на сеанс прямо в машине — к концу поездки «клиент»‎ плакал и благодарил, — утверждает молодой человек.

Сколько пользователей у «Попутки»‎?

Если верить счетчику бота, то более 54 000.

Разработчики говорят о 40 000 активных юзеров.

— Замечу: мы стартовали в апреле прошлого года, а в ноябре перезапустились. 54 000 пользователей — это с конца осени. Если считать с начала, то «Попутку»‎ попробовали тысяч сто, — уверен Владимир.

— Самое главное ноябрьское обновление — это отзывы на пользователей, — считает Богдан. — Такое решение позволило «почистить»‎ поездки.


— А черный список есть?

— Конечно. В первое время школьники 10—13 лет из TikTok создавали фейковые поездки: обещали на Bugatti Chiron отвезти в Брест. Сейчас такого уже нет, — делится Богдан.

— Кстати, о крутых машинах. У нас поездки и на Tesla были, и на Porsche. Так что, с одной стороны, это сервис «для экономных»‎, но многим просто прикольно с кем-нибудь прокатиться, — дополняет Владимир.

— А треш-истории были? Что водитель высадил посреди леса, например?

— Треша не было, но были конфликты, кто водитель «кидал»‎ пассажира: не приезжал на место встречи и удалял переписку. Попадались скамеры: просили предоплату и потом пропадали. Был случай, когда мы сами возвращали пассажирке деньги, которые она перевела и потеряла. А потом связались со скамером — им оказался 13-летний школьник — и намекнули, что у него могут быть проблемы в школе, с ИДН, а еще и родители узнают, чем он промышляет. В итоге он нам те деньги добровольно вернул и извинился.

— Таксисты и маршрутчики как к вам относятся? Не смотрят как на конкурентов?

— Таксисты, наоборот, писали, мол, молодцы, не хватало стране такого сервиса, — говорит Влад. — Пользователи утверждали, что сталкиваются с отсутствием билетов на нужную маршрутку (особенно перед большими выходными или праздниками). Так и пишут: «„Попутка“ была единственной возможностью добраться куда мне нужно».

Блиц

Сколько поездок состоялось благодаря «Попутке»‎? Около 100 000.

Сколько водителей находят попутчиков через сервис? Примерно каждый третий.

Самое популярное направление у пользователей «Попутки»‎? Брест и Барановичи.

Самая популярная стартовая точка? Минск.

Самая дальняя поездка через «Попутку»‎? Минск — Владивосток (но разработчики не уверены на 100% в ее правдивости).

Взял деньги с попутчика — можешь попасть‎ на штраф?

Идея с сервисом попутчиков не нова. Но есть и подводные камни: лет 5—6 назад налоговая предупреждала о рейдах‎ в адрес тех, кто берет деньги с таких случайных пассажиров. Правда, обещали, что проверять будут только водителей, которые уж слишком часто подбирают попутчиков. Но тем не менее. Получается, за то, что человек подбросил кого-нибудь в обмен на символическое вознаграждение, можно получить штраф как за незаконную предпринимательскую деятельность? Что на этот счет думают разработчики и филиал Транспортной инспекции?

— Мы много дискутировали на эту тему. Допустим, везу я тещу на дачу, а она мне в ответ отдает закатки в качестве оплаты. Это, получается, мой доход, а значит, мне нужно было заключить с тещей договор на ее перевозку? — Владимир приводит аналогию (пусть и не пересекающуюся с законом).


— Деятельность BlaBlaCar в России признали законной. А вот в Беларуси на моей памяти были рейды, когда налоговики‎ подсаживались к водителям и штрафовали тех, кто брал с попутчиков деньги. BlaBlaCar у нас по итогу не задержался — в том числе из-за этого, на мой взгляд. Но в то же время различные группы, где люди ищут попутчиков, продолжали и продолжают существовать, их не искоренить. Я считаю, нужно разграничивать бизнес от простых поездок по делам с возвратом денег на топливо и амортизацию.

Пока что к пользователям «Попутки»‎ вопросов от госорганов не было. Но мы видим: контроль в сфере перевозок ужесточается. Поэтому создатели сервиса отправили в Министерство транспорта письмо, в котором рассказали, в каком формате предлагают сотрудничество.

— Во-первых, «Попутка»‎ может быть инструментом для выявления водителей, которые под прикрытием осуществляют регулярные перевозки по определенному маршруту и зарабатывают на этом деньги. Мы готовы по запросу предоставить доступ к нашей базе в любом виде.


— Во-вторых, мы могли бы обязать пользователей регистрироваться в системе (и тут могут возникнуть вопросы насчет хранения и обработки персональных данных. — Прим. Onlíner). И каждый участник поездки должен будет оплачивать онлайн «дазвол»‎ — небольшую сумму (допустим, рубль), с которой 33% будут уходить на страховку (она будет служить компенсацией в случае ДТП), а еще 33% — в бюджет. И оставшаяся сумма — нам за обслуживание системы.

— И как отреагировали в Минтранспорта на инициативу?

— По телефону мне сказали, что в ведомстве рады любому виду транспорта, который будет способствовать здоровой конкуренции. Запрос перенаправили в Транспортную инспекцию.


А что думают контролирующие органы? Своим мнением поделился начальник управления филиала Транспортной инспекции по Минску и области Александр Коваленко:

— Для того чтобы перевозить пассажиров в нерегулярном сообщении, нужно, чтобы прием заказов осуществлял либо сам перевозчик, либо диспетчер. Соответственно, поездка должна быть оформлена договором между пассажиром (заказчиком) и второй стороной. Да, если водитель как физическое лицо разово подобрал пассажира и взял вознаграждение — один раз это может «прокатить», ведь можно не попасться инспекторам. Хотя и единичный случай считается нарушением‎. Но если человек занимается этим систематически, то здесь можно говорить о незаконной предпринимательской деятельности. Особенно если он целенаправленно зарегистрировался в боте, чтобы найти пассажира.

Отмечу: прием любой денежной суммы считается получением дохода (исключение — от близких родственников). Вопросы могут возникнуть и у налоговой.

Onlíner договорился о трехсторонней встрече с филиалом Транспортной инспекции по Минску и Минской области: сотрудники ТИ пообещали встретиться с разработчиками лично и обсудить нюансы работы сервиса. Как только беседа состоится — мы расскажем о ее результатах.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by