Дайджест грузоперевозчиков за март: в Беларуси дефицит кадров, запрет от Латвии

Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
13 707
02 апреля 2024 в 11:30

С чем столкнулась отечественная сфера грузоперевозок в марте? Параллельно с перестройкой маршрутов и поисками новых рынков сбыта белорусской логистической отрасли приходится решать и еще одну острую проблему — дефицит кадров. Она коснулась практически всех категорий работников: логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков. Кроме того, Беларусь с 1 апреля объявила об ограничении ввоза в ЕС через литовскую границу перечня товаров. Латвия же с 8 марта ввела запрет на ввоз ряда продуктов белорусского и российского происхождения.

Дефицит кадров

«Помимо того, что компании вынуждены отказываться от одних маршрутов и прокладывать другие, им еще приходится искать исполнителей, которых попросту не хватает, — говорит директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. — Это еще одна причина для роста цен, так как привлекать работников в сферу перевозок можно повышением зарплат, что в бизнесе расценивается и как рост издержек. Но здесь есть сложность. По нашим данным, ставки на белорусском рынке за 2023 и так выросли: в импортных перевозках — на 10—15%, в экспортных — на 22%. Повышать цены уже просто некуда».

Межрегиональная ассоциация перевозчиков заявляет о том, что повышать нужно не столько зарплаты, сколько престиж профессии. Министерство труда еще летом утвердило инициированное БАМАП постановление, предусматривающее ряд упрощений для трудовых мигрантов: сейчас на работу водителями могут привлекаться иностранцы без специального разрешения на право занятием трудовой деятельностью в Беларуси. А на факультете международных отношений БГУ в новом учебном году откроют специальность «международная логистика».

Латвия запретила для ввоза ряд белорусских и российских продуктов

Ограничения коснулись овощей, фруктов, злаков, мясных субпродуктов, рыбы. Эти товары больше нельзя ввозить в Латвию ни из Беларуси, ни из России, ни из третьих стран.

«Так как речь идет не о запрете на перевозки через определенные участки границы, а на импорт групп товаров белорусского и российского происхождения, то здесь первостепенное значение имеет поиск новых рынков сбыта. От того, где они найдутся, и будут зависеть изменения в логистике, которые мы будем наблюдать в скором времени. Но вряд ли они будут существенными», — считает Татьяна Солдатенко.

Еще больше хаоса в грузоперевозки добавляют новые европейские ограничения. К концу марта на всех работающих пропускных пунктах, граничащих с ЕС, участились случаи, когда фуры не пропускали в страну. Причина — отсутствие документов от производителя о том, что перевозимые товары не будут перепроданы в Беларуси и России. Причем это коснулось не только товаров двойного назначения, списки которых были утверждены еще в прошлом году, но и других категорий грузов. Каких именно — пока до конца не ясно.

Через Литву больше не будут возить напитки и шины из Беларуси

Под запрет попали воды, пиво, вина, виноградное сусло, вермуты, прочие сброженные напитки, этиловый спирт, уксус, резиновые пневматические шины и покрышки, одежда и прочие изделия. Где были произведены эти товары, значения не имеет. Это ответная мера белорусской стороны на закрытие Литвой в феврале двух пунктов пропуска на границе с Беларусью.

Появились и запреты на перевозки в обратную сторону. В Беларусь теперь нельзя ввозить литовские молоко и сгущенные сливки, фрукты и орехи, кофе, фруктовые соки, воды, уксус, чулочно-носочные изделия, отдельные стройматериалы, холодильники и морозильники.

Ситуация с возросшими очередями на двух действующих литовских пунктах пропуска заставляет перевозчиков уже сейчас искать обходные пути. А появившаяся в марте информация о том, что в течение полугода может быть закрыт и еще один погранпереход, делает эти поиски еще более активными.

 Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро