Вместе с Транспортной инспекцией отправляемся в «рыбное место» всех столичных таксистов — аэропорт. Почему внимание приковано именно к этой локации? Какие нововведения могут ждать местных бомбил? Выясним во время рейда. А заодно узнаем, как водители такси относятся к неоднозначному для игроков рынка «Реестру автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», который вот-вот начнет действовать.
С осени в Беларуси заработает «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». О нем мы неоднократно рассказывали: грубо говоря, это большой электронный банк диспетчеров, перевозчиков, водителей и автомобилей «нерегуляров». Речь в том числе о всех, кто занят в такси. Обсуждения в сети и на круглых столах, которые проводились офлайн, были бурными. Многие считают: повышение тарифов неизбежно, так что изменения должны коснуться даже пассажиров.
Но кто прочувствует их первым? Наверное, непосредственно водители такси, ведь рейды от ТИ и ГАИ неминуемы, как только нововведения вступят в силу. И теперь к просьбе «Покажите ваши документики» прибавится и вопрос о нахождении в реестре. Нет тебя там — не можешь работать. Все равно работаешь — проблемы могут быть серьезными, вплоть до конфискации авто, которое доверил перевозчик.
Еще из практических новшеств указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» — обязательство вести видеофиксацию всего, что происходит в салоне. Перевозчики столкнулись с тем, что не знают, как и где в перспективе хранить гигабайты записей. Водители же могут столкнуться с недовольством со стороны пассажиров.
А что вообще рядовые таксисты знают о реестре? Как к нему относятся? Чего опасаются? И жалко ли денег (хоть и не всегда своих) на регистрацию в списке? Решаем провести вместе с ТИ блиц-опрос, чтобы заодно узнать, на что нынче обращают внимание инспекторы и всех ли злостных нарушителей переловили.
Локацию выбрали не случайно — столичный аэропорт. Скопление пассажиров здесь равно скоплению таксистов, желающих заработать. Все ли трудятся по правилам? Мы неоднократно слышали жалобы гостей столицы: не успел пройти паспортный контроль, как тебя чуть ли не под руку берут неизвестные люди, предлагающие добраться до дома или гостиницы с ветерком на их авто.
— Месяц назад возвращался самолетом из Москвы. Не успел покинуть терминал — поочередно подошли человек пять. Как чайки налетели: «Молодой человек, такси! Давай как по „Уберу“ подвезу», — поделился наш читатель, не рискнувший воспользоваться таким предложением.
Для ТИ наш совместный рейд, по сути, разведка. У ведомства запланирована встреча с руководством Национального аэропорта — обсуждать хотят тех самых неизвестных бомбил. Инспекторы в том числе выступают с предложением создать терминал-такси на территории аэровокзала. Логика проста — работать и «вылавливать» клиентов смогут только те, кто заключил соответствующий договор с этим самым терминалом. Но это пока только идея.
А что на практике? Подъезжаем к аэропорту, Александр Коваленко, начальник управления филиала ТИ по Минску и области, указывает в сторону дороги рядом с большой стоянкой:
— Наши «клиенты»! Стоят, ждут заказов.
Мы же, минуя шлагбаумы, проезжаем территорию, примыкающую к аэропорту, и останавливаемся на выезде. Такси долго ждать не пришлось: один за одним водители спешат отвезти пассажиров в город.
Останавливаем первого «клиента». И быстро понимаем: конструктивного диалога не выйдет. Уроженец Туркменистана не очень хорошо говорит и понимает по-русски.
Права с переводом — и то хорошо. Но в ответ на вопрос о страховке ответственности перевозчика перед пассажирами мужчина показал лишь ксерокопию «автогражданки». Знает ли он вообще о существовании первой? Водитель промолчал, видимо приняв вопрос за риторический.
— А как вы вообще работаете, как устраивались? — задает вопрос инспектор.
— Нормально!
— Сколько в Беларуси находитесь?
— Четыре месяца.
— Как платят?
— Нормально!
— Сколько?
— Много!
— А как часто работаете?
— Утром… Работаю вечером.
Мы попытались узнать мнение о том самом реестре, но наш собеседник совсем не понял вопроса. В ходе долгой беседы картинка все-таки сложилась: в Беларуси учится сын нашего нового знакомого. Вот мужчина и приехал в гости, а заодно решил подработать. Правда, разрешения на это он не имел. Если сей факт докажут в суде, жителю Туркменистана может грозить депортация на родину.
Следующим остановили Максима — водителя такси с надписью «трансфер» на бортах. Дождались момента, когда инспектор закончит проверку документов, и предложили мужчине честно высказаться о нововведениях.
— Честно… Честно, я не вникал в эти вопросы. Это больше для перевозчиков.
— А руководство автопарка не пыталось ввести в курс дела водителей?
— Говорили, мол, все будет усложняться… Камеры поставят в машине. Все это повлияет на стоимость поездок. Надо ж окупать все это оборудование.
Об отношении к реестру спросили и Александра на красном Kia Rio. Мужчина работает через «Яндекс». Серьезных нарушений у него не обнаружили, поэтому быстро отпустили.
— Вообще ничего о нем не знаю. Слышу во второй раз.
— А перевозчик ничего не говорил?
— Говорил, что собрание будет, как введут этот реестр… Мое дело — баранку крутить и людей возить. А про остальное пусть шеф думает.
Тем временем в тематическом чате таксистов появляется сообщение о том, что в аэропорту ТИ работает вместе с прессой: «Останавливают очень много машин».
На очереди на проверку — BMW. Инспекторы указывают таксисту на отсутствие плафона на крыше и другие недоработки внешнего оформления (например, не оклеены крылья).
— Шашечки лежат в багажнике, — демонстрирует их водитель, а заодно все необходимые страховки, таксометр и «корочку» об окончании курсов такси.
— Про реестр автомобильных перевозок что-нибудь слышали?
— Готовятся все машины в автопарке к нему. Как отношусь к реестру? Никто пока не знает, как оно будет! — договорить водителю не дает пассажирка на заднем сиденье: громко причитает, что спустя 30 часов пути ей вновь приходится ждать.
— Я не сильно углублялся. Но, думаю, введение реестра — это большой плюс для компаний, которые работают «по-чистому». Нелегалов в перспективе должно стать меньше, — такое мнение высказал таксист на BYD без тех самых шашечек, зато с таксометром.
— Я только поверхностно интересовался. Что сказать? Перевозчиков много, надо, наверное, наводить порядок. Скорее положительно отношусь к введению реестра. Нужна честная конкуренция. Сработает ли реестр, как задумывалось? Поживем — увидим, — так на вопрос о нововведениях ответил водитель Geely Emgrand.
«Агульная млявасць і абыякавасць» — именно такое сложилось впечатление об отношении водителей к реестру. По крайней мере, конкретно тех, с которыми нам удалось пообщаться. Перевозчики же восприняли новшества указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» более остро. Собственно, это им грозит простой автопарка в случае выявления нарушений и конфискации машин при серьезных «косяках». А это все — потеря денег, которые являются главной мотивацией для работы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by