В апреле появился слух, что Литва скоро закроет еще один пункт пропуска на литовско-белорусской границе («Бенякони» — «Шальчининкай»). Однако Вильнюс информацию опроверг. В узбекском Термезе прошла встреча руководителей транспортных ведомств шести стран: обсуждали развитие мультимодального транспортного коридора «Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан» с выходом к портам Индийского океана. А белорусским перевозчикам снова разрешили использовать наличную валюту для расчетов с иностранными партнерами.
В Вильнюсе заявили, что закрывать еще один пункт пропуска не собираются, но и возобновлять работу ранее закрытых тоже. «Сейчас большегрузы простаивают в очередях на литовско-белорусской границе по несколько недель, — говорит директор компании представителя „Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси“ Татьяна Солдатенко. — Простои отражаются и на ставках, так как растут издержки перевозок. Усугубляют ситуацию введенные в конце марта требования к пакету сопроводительных документов на грузы, которые ввозятся в Беларусь или транзитом через нашу страну в Россию, Казахстан, Узбекистан, Грузию и другие страны. Время досмотров машин увеличивается, многие разворачивают прямо на границе».
Кроме того, в апреле литовские таможенники усилили контроль за заявленной стоимостью товаров от экспортеров из других стран Евросоюза. Если цифры в документах занижены — фуру развернут.
Цель встречи, прошедшей в Термезе, — решение задач по увеличению взаимного товарооборота и объемов грузоперевозок, развитию мультимодальных перевозок и совершенствованию инфраструктуры. «С момента переориентации транспортных потоков с Запада на Восток в 2022 году перевозчики столкнулись с рядом проблем, касающихся выстраивания новых маршрутов и организации логистических процессов: от сложностей с получением виз и проведением платежей до вопросов с безопасностью и придорожным сервисом. Решение этих вопросов ставилось в приоритет еще в конце прошлого года на форуме в Ташкенте, где и был подписан меморандум о создании упомянутого транспортного коридора. Работа продолжается», — комментирует Татьяна Солдатенко.
Во взаимодействии с восточными странами есть свои тонкости. Например, внезапные сложности в апреле обозначились в логистических взаимоотношениях с Кыргызстаном. Безразрешительный порядок грузоперевозок с этой страной вступил в силу с февраля 2024 года, однако практика показывает иное: белорусские автоперевозчики сталкиваются с требованиями кыргызских контролирующих органов предоставить разрешения на выполнение перевозок. Минтранс Беларуси заявил, что занимается урегулированием ситуации, а пока рекомендовал белорусам все же использовать разрешения во избежание проблем.
Пусть нашим перевозчикам и разрешили использовать наличную валюту для расчетов с иностранными партнерами, есть ряд ограничений. Основные из них:
«Такая норма уже действовала в Беларуси с марта по декабрь прошлого года. Ее возобновление повысит конкурентоспособность белорусских перевозчиков, ведь они снова могут работать с теми, с кем технически невозможно рассчитаться в безналичной форме, а также с теми, для кого наличные — принципиальное условие», — считает Татьяна Солдатенко.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро