Какой велосипед лучше всего подходит для города? Если нет желания или возможности хранить сразу несколько вариантов на все случаи жизни, то выбор той самой, правильной модели имеет принципиальное значение. А значит, велосипед должен быть удобным и надежным, помещаться в лифт или без чрезмерных усилий втаскиваться по ступеням, хорошо катить по велодорожке и тротуару, но, если потребуется, не сплоховать и на парковой дороге или даже лесной тропе. В общем, хочется все в одном и желательно не за огромные деньги. А так бывает? Вот и проверим!
Что такое гибрид по своей сути? Это попытка совместить сильные стороны горного велосипеда и «дорожника». То есть хотели сохранить универсальность, но при этом сделать велик более катучим, скоростным. Получилось? В принципе, да. Гибридные модели куда универсальнее традиционных классических велосипедов, они легче, причем зачастую легче горников той же ценовой категории, диаметр колес (28 дюймов — как у дорожных и шоссейных велосипедов) и тип покрышек куда больше адаптированы для городской среды.
Гибриды более специфичны и поэтому при прочих равных дороже горников на рынке. Но на них все еще используются массовые группы навесного оборудования, в том числе из бюджетного сегмента, что делает гибриды куда доступнее тех же гравелов, например, которые также претендуют на роль универсальных.
С некоторых пор гибридные велосипеды активно стали называть фитнес-байками, то есть велосипедами для физической активности. Это справедливо, так как в целом такой вариант способствует тому, чтобы проводить в седле больше времени. По городским меркам он легкий, в особенности если отказаться от амортизационной вилки спереди. У нее есть свои плюсы, она действительно гасит удары при проезде бордюров. Но есть и минусы: помимо лишнего веса, это еще и потеря жесткости за счет поглощения усилий амортизатором, то есть вместо того, чтобы всю энергию конвертировать в движение вперед, велосипед немного раскачивается. Есть вилки с возможности блокировки хода, но удобство их использования вызывает вопросы: подъезжая к бордюру, вы должны переключиться на мягкий режим, затем на участке хорошей дороги переключиться на жесткий — и повторить все это много-много раз за время поездки по городу.
Так что хорошему гибриду не обязательно иметь мягкую вилку, гидравлические дисковые тормоза или большой набор передач — достаточно отвечать именно вашим требованиям, которые формируются исходя из личных предпочтений и специфики той местности, где вы катаетесь. Но даже если вы не собираетесь углубляться в вопрос, гибридный велосипед по умолчанию предлагает достаточно широкий диапазон возможностей, чтобы не разочаровать вас. По дороге он едет так же хорошо, как и дорожный, на грунтовых парковых дорожках и лесных тропинках также будет чувствовать себя отлично. Мокрое бездорожье не переварит ни в каком виде, но будьте честны с собой: разве вы собирались туда ехать?
Важный момент касается посадки на таком велосипеде. Все же большинство моделей заточены именно под фитнес, и посадка на них будет как на большинстве горников — наклоненная вперед, с догрузкой рук и плечевого пояса. Если есть ограничения, связанные со спиной, или вы не собираетесь заниматься физкультурой, а представляете себе спокойные и расслабленные поездки по городу с ровной спиной, то это важно учитывать при выборе велосипеда.
Нам может не нравиться горный велосипед на городском асфальте, мы можем справедливо утверждать, что не для этого он предназначен, но правда в том, что люди или знают, какой конкретно тип велосипеда им нужен, и тогда покупают его, или толком не знают, и тогда покупают горник. Потому что он точно не подведет. У него колеса вездехода, звезд целая куча, да и вообще, выглядит солидно. И у него есть важнейшее качество: цены начинаются с 500 рублей. Никакой гибрид за эти деньги не купишь, а про гравелы и шоссейники можно вообще не вспоминать.
Разумеется, модели понавороченнее и стоят значительно больше, но это уже нюансы для тех, кто в теме. Колес и там и там по два, передач у недорогих велосипедов даже побогаче будет, так что все это — происки маркетологов. На самом деле нет, но заморачиваться и правда не обязательно. Если нужен новый велосипед для города и вообще для всего, а бюджет сильно ограничен, то выбора, как правило, два: или классический «взрослик», или горник — и для многих последний предпочтительнее.
В чем его проблема в городских условиях? Он, как правило, тяжелый — раз. У него слишком «зубастые», слишком внедорожные покрышки, которые не слишком здорово катят по асфальту и тротуарной плитке просто потому, что создавались для другого — два. У него амортизация, которая, как мы уже говорили, может больше мешать, чем помогать, — три. У него избыточный набор передач, в особенности легких (для дикого бездорожья, ага) — четыре. Наконец, у него тоже спортивная, наклоненная к рулю посадка, которая может не вполне подходить тем, кто просто хотел прокатиться по парку в выходной день, — пять. Минусов, как видите, хватает.
В чем же плюсы? Это как с Nissan Patrol: машина откровенно внедорожная, но по асфальту тоже едет нормально. Если закрыть глаза на некатучесть горного велосипеда, отбросить мысли о тех опциях, которые добавили веса и за которые пришлось заплатить, но которые в действительности не задействованы в ваших покатушках, то можно ни о чем не переживать. Резина грязевая? Ну и что, зато не проколется, наверное, никогда. Передач ненужных много? Ну, много не мало, пусть будут про запас. В конце концов, всего 500 рублей за новый велосипед.
Городской велосипед, «дорожник», «взрослик» — как ни назови, всегда понятно, о чем речь. Классический, знакомый многим с детства велик — на подобных некоторые из нас еще под рамой ездили.
И это тот случай, когда столько лет на рынке лишь доказательство того, насколько продукт удачный, можно сказать, заслуженный. Простой, как велосипед, — такой вот каламбур. Понятный. Ничего лишнего. Стоит недорого и обслуживается за копейки. Хотя сейчас выпускают разные варианты городских велосипедов, в том числе с широким трансмиссионным набором, к примеру, с амортизационными вилками, даже с гидравлическими тормозами — тут уж кому что нужно.
Но смысл остается прежним: городской велосипед по-прежнему отлично подходит для того, чтобы добраться по городу из одной точки в другую. Посадка на нем максимально универсальная, спину гнуть почти не придется, седло широкое и мягкое — многие одобрят.
Проблема в том, что на городских велосипедах классической геометрии ехать хорошо, а управляться с ними бывает ой как напряжно. На высокий этаж тащить трудно: велосипед тяжелый, габаритный. Если рама стальная, то еще поди придумай, где его хранить. На балконе нельзя: что, если заржавеет за зиму? Да и вообще, низкая цена обуславливает то, что долговечностью такие велосипеды нынешних времен не отличаются: то так называемый хром облезет, то где-то что-то еще испортится.
Весогабаритную проблему запросто решают раскладные велосипеды — тоже что-то прямиком из детства. И ехать на них по городу реально приятно: маленькие колеса, реактивность, маневренность. Потом сложил и понес в лифт — красота. Но такая «раскладушка» не переваривает бордюры и вообще к ухабам на дорогах относится враждебно — это нужно учитывать. А ценник приличный — вот и думаешь, стоит ли оно того.
Классические модели обычно дешевле, но там другие минусы, о чем уже было сказано. Остается искать компромисс и выбирать свой собственный городской велосипед, как бы он там в действительности ни назывался.
Электровелосипеды, если мы говорим о городской, а не о спортивной направленности, — это обычно те же классические «взрослики» и «дамки» с интегрированным электрическим двигателем. Есть варианты, когда мотор выполняет только вспомогательную функцию, на других электровеликах можно использовать его как единственный привод: активировал — и едешь, будто на мопеде. В общем, кому что нравится.
Конечно, возможность быстрее доехать по своему маршруту и не употеть подкупает. Для кого-то это в принципе билет в велосипедную лигу, если обычные велики по каким-то причинам не подходят (мало ли, бывает всякое).
Но есть свои нюансы. Во-первых, электровелосипеды — это, как правило, дорого. Стоят как продвинутые спортивные модели, при этом уровень комплектующих и качество сборки зачастую оставляют желать лучшего.
Особенно радуют некоторые комплектации, когда в электровелик добавляют трансмиссию на 21 передачу с внешним переключением. Пользоваться этим богатством никто никогда не станет, но поднять цену уже есть за что.
А вот гидравлические тормоза зачастую оправданны. Потому что электровелосипед тяжелый, вот прямо реально тяжелый, и это сильно подкашивает его репутацию как транспортного средства. Мы говорили о том, что и горник-то затащить в лифт может быть проблемой. Так вот, электровелосипед в этом плане — сущее наказание. Весит как три шоссейника — вот правда.
По той же причине страдают его технические характеристики как транспортного средства. Все сводится к активации того самого электродвигателя: пока тащит он, все нормально. Если же заряд вдруг кончился, езда на таком велосипеде становится мучением: он тяжелый, громоздкий, плоховато управляется, а большая масса еще и дает повышенный износ комплектующих. Кстати, электрическая «раскладушка» в этом плане опять-таки выигрывает за счет относительной компактности, маневренности и низкого веса самой конструкции.
Можно ли использовать электровелосипед в городе? Безусловно можно. Но не для всех это будет удачным выбором, разве что если целенаправленно покупать электровелик по каким-то веским причинам. В первую очередь нужно ответить себе на вопрос: чего вы все-таки ждете от велосипеда? Это только транспортное средство или все же нечто большее: ЗОЖ, физкультура и так далее?
Гравел — это в каком-то смысле тоже гибрид, но только в основе этого гибрида шоссейный велосипед. Шоссейник — скоростной и притягательный — был и остается весьма неуниверсальным велосипедом. Езда по брусчатке — уже почти экстремальный вид. На грунтовке он может зарыться в песке, по бездорожью почти не едет. А как сделать так, чтобы сохранить общую спортивную направленность шоссейного велосипеда и при этом сделать его в определенных границах универсалом? Производители начали оставлять зазоры для толстых и зубастых покрышек, кто-то стал чуть упрощать циклокроссовые рамы — в общем, то, что мы теперь называем гравелами, ушло в массы.
Можно ли считать гравел подходящим велосипедом для города? Та универсальность, которую дают ему широкие покрышки, позволяет комфортно чувствовать себя даже на бордюрах. Узкий руль позволяет увереннее маневрировать в ограниченном пространстве узких тротуаров. Низкий вес — также важный параметр, если ради каждой покатушки вам нужно спустить велосипед с высокого этажа, а затем поднять обратно. И при этом не пропадает сладостное ощущение скорости и динамизма шоссейного велосипеда. Звучит хорошо.
Но есть минусы — как минимум два, и оба жирные. Первый — шоссейное наследство означает весьма агрессивную посадку и на гравеле тоже. Руль-баран, к которому нужно тянуться, горизонтальная спина, нагруженные руки — если есть спортивный бэкграунд, такое вам даже понравится, но если планировали что-то поспокойнее, то и выбор нужно делать соответствующий. Гравел — это все-таки спортивный велосипед, и высаживаешься на него по-спортивному.
Вторая особенность, которая портит настроение, даже если вы смирились со всем сказанным выше, — стоимость гравела. Она ему тоже досталась, наверное, от шоссейника. И на сегодня все даже выглядит вполне логичным: рамы и вилки хороших гравелов делают из карбона, что само по себе недешево, навесное оборудование там то же или почти то же, что у шоссейников, а оно, поскольку не массовое, на рынке стоит дорого, и претензии предъявлять некому. Вообще, все, что имеет явный спортивный характер, бьет по кошельку, и чем больше углубляешься в нюансы, тем больше бьет. Гравел неподготовленного человека бьет, будто об ухабы бездорожья, — даже не будем считать, сколько бюджетных горников можно было бы купить по цене продвинутого карбонового гравела.
Но велик-то классный, возможно, самый универсальный из спортивной породы, и тем, кто это понял, уже не продашь бюджетный горник. Хорош ли гравел для города, будет зависеть от вас, ваших возможностей и предпочтений. Но у него самого есть все, чтобы понравиться.
Шоссейный велосипед по умолчанию считается и самым быстрым, и самым легким. С одной оговоркой: на шоссе, то есть на хорошем ровном асфальте без препятствий в виде бордюров, камней или торчащих поперек дороги корней деревьев. Соответствует ли обозначенным требованиям инфраструктура вашего города? Если катаетесь исключительно по хорошим велодорожкам, есть смысл подумать о шоссейнике. Если нет, едва ли этот тип велосипеда подойдет вам для городских маршрутов.
Правильный шоссейный велосипед — машина бескомпромиссная. Скорость, резкость достигается за счет максимальной жесткости. Чего говорить, если индустрия всерьез воспринимает углеволокно — жесткий в теории материал — с точки зрения амортизирующих свойств. То есть все, чем мы можем помочь, — это сделать такую раму, которая хоть и останется твердой, будет как бы поглощаться вибрации от несовершенного дорожного полотна. Вибрации, а не удары от бордюрного камня! Ну, резину можно бескамерную поставить шириной аж 28 миллиметров — тоже какое-никакое смягчение. Для сравнения: у типичного горника шины в два раза толще и в два раза мягче.
Это уже не говоря о требованиях, которые шоссейный велосипед предъявляет своему владельцу. На нем нельзя сидеть неагрессивно, нужно гнуть спину, сгибать руки, наклоняясь к низкому рулю, одновременно выгибать шею, чтобы смотреть вперед. Адептам объяснять не надо, они готовы к страданиям, наслаждаясь собственной спортивностью. Ну а вам-то это надо, чтобы съездить в погожий денек в кофейню или прокатиться с семьей по велодорожке?
А еще ценник, который бьет больнее, чем бордюр по локтям. Не вдаваясь в нюансы, отметим: рынок решил, что шоссейный велосипед — продукт технически сложный, слабо востребованный в массах, можно сказать, штучный по сравнению с объемом общих продаж двухколесного транспорта. А раз он такой немассовый, то и стоимость его, мягко скажем, может не соответствовать ожиданиям большинства. Причем как на готовое изделие, так и на запчасти. И вот мы получаем велосипед, который стоит как подержанный бюджетный автомобиль, шины по цене автомобильных и так далее.
Самый недорогой шоссейник в Каталоге прямо сейчас стоит 1760 рублей — это как три с половиной бюджетных горника. Если оно вам надо, вы знаете, за что платите такие деньги. Если не знаете, оно вам не надо.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by