Можно ли хорошо зарабатывать в грузоперевозках? У минчанина Евгения два брата — и все трое мужчин когда-то бросили работу «на дядю», чтобы открыть ИП и попробовать себя в ранее неизведанной сфере. Исходом событий (в том числе финансовым) все довольны. Вместе с «БелГАЗавтосервис» рассказываем о бизнесе трех братьев на примере одного из них.
С Евгением мы познакомились банально: нашли его объявление на одной из крупных площадок, где каждый может предложить свои услуги. Наш герой указал сразу несколько машин в автопарке, но выяснилось, что некоторые из них принадлежат его братьям. И тут стало еще интереснее: оказалось, оба брата минчанина, как и он сам, когда-то уволились со стабильного найма, открыли ИП и теперь работают в грузоперевозках. Каждый — сам на себя.
Евгению 34 года, и чуть меньше пяти лет назад он трудился на МЗКТ. Год вынашивал идею о собственном бизнесе, но не решался уйти в никуда. Признается: на заводе ничего не держало, кроме страха перед неизвестностью. Но однажды заявление по собственному желанию все же отправилось на стол начальника. Дальше — сказка? Не сказали бы.
— Купил тогда в кредит машину — Iveco Daily, которую еще год восстанавливал. Спустя какое-то время желание было одно: поскорее закончить ремонт, продать авто и забыть все как страшный сон, — вспоминает Евгений и признается: были опасения, что не справится с новым для себя делом. — Но в итоге машину подготовил, начал понемногу работать. Получилось!
Сейчас мужчина работает только с юрлицами. Признается: ему так проще, «физики» — слишком разношерстная публика.
— В таком случае надо своих грузчиков нанимать, это отдельная тема. Мало того что ты за товар ответственность несешь, так тут приходится еще и за рабочих. Мне самому тоже часто приходится что-то носить. Стараюсь помогать заказчикам, чтобы ускорить процесс и быстрее отправиться на следующую точку.
— Спина с вами не прощается после такой помощи?
— Буквально два месяца назад пришлось ее лечить.
Первых клиентов наш герой искал через интернет — выставлял объявления на различных платформах, не потратив на это ни рубля. Но бизнес — это в любом случае риски, в том числе финансовые.
— Я очень долго к этому шел. У меня год голова болела: а вдруг заказов не будет? Сейчас жалею об одном — что не ушел с завода раньше. За два-три года появились постоянные клиенты, работаю только с ними.
— А почему не пошли в такси? Там найти первые заказы гораздо проще.
— Такси — это люди, большая ответственность.
— А как же ответственность за товар?
— Мы, конечно же, понимаем, что мы возим и что грузы бывают очень дорогие — и по 600 тысяч рублей.
— По 600 тысяч рублей? Что же это было?
— Не могу сказать. Но обычно самые дорогие грузы — это сигареты. Хрупкое тоже возим. Например, витрины магазинные со стеклом.
— От чего зависит цена на заказ?
— Какой товар, куда мы его везем. В городе оплата почасовая, за городом еще важен километраж. Сколько заказов в день? По-разному: бывает, только один, а можно и шесть сделать. На протяжении двух лет я работал без выходных.
Сейчас для меня выходные — это дни для семьи. А вот в отпуске я несколько лет не был. Не хочется в такое время потерять дорогих клиентов. Хорошо, что семья к этому относится с пониманием.
У Евгения двое детей. Они, конечно, не могут не быть в восторге от большегруза: легковушка таких эмоций не вызывает. Пятилетний сын уже сейчас говорит, что хочет, как папа, водить грузовики.
В салоне дети бывают регулярно — ездят с Евгением по делам, иногда он берет их с собой на заказы. Видимо, уже сейчас показывает изнанку бизнеса. Из-за этого кабина нередко украшена следами присутствия детей: то дочка на панели заколку оставит, то сын — игрушку.
Девяносто процентов работы — перевозки в пределах Минска и по Беларуси. Изредка приходится ездить в Россию. Пробег в день у Евгения — в среднем от 300 км. Хотя, бывает, выходит и до 900. Любимое направление? Брест, Могилев. Потому что трассы хорошие.
В Европе нередки случаи, когда у дальнобойщиков крадут товар прямо из кузова. Водители при этом могут мирно спать в кабине, даже не догадываясь, что происходит. В Беларуси в этом плане спокойно, говорит наш собеседник. Хотя один неприятный случай все же припомнил. Дело было в Минске.
— У брата вскрыли машину прямо на стоянке. Она находится вплотную к МКАД. Товара внутри не было, «увели» только термокружку.
— Кстати, по поводу Европы. Не возникало мыслей податься туда в дальнобой?
— Не хочу. Почему? Мне и здесь неплохо. Работал когда-то на фуре «на дядю» — ушел. Сейчас я каждый день дома ночую. А в дальнобое месяцами семью видеть не буду.
У Евгения есть возможность пользоваться не одним автомобилем — братья легко предоставляют для работы свои. Когда мы приехали на встречу с мужчиной, на стоянке были семейные Renault Master и «Газель Next». Плюс «француза», по мнению Евгения, в том, что за рулем ощущаешь себя как в легковушке. А что насчет «Газели»?
— Первые впечатления от «Газели» после тест-драйва? Хорошая, адекватная машина. Next 2020 года выпуска, брали его двухлетним: 2,8 литра, дизель, мотор Cummins. Средний расход — 10,7 литра. При покупке кузов был бортовой. Мы с братом купили эту «будку», которая есть сейчас, и установили сами. Все делали своими руками на даче.
Слышал ли стереотипы по поводу машины российской сборки? Скажу так: по мне, любая машина хороша. Если смотришь за ней — она будет ездить. А если за руль сядет какой-нибудь Вася — будет другой разговор. Чего не хватает? Шестой передачи. Для города она хороша, для трассы — не очень.
В плане техобслуживания многое делаю сам: замена масла и фильтров, колодки. Подвеску могу перебрать самостоятельно. Думаю, навыки (и личный гараж с ямой) помогают мне сэкономить на СТО где-то 60% от суммы, которая уходит на обслуживание. Как минимум плановое ТО для грузовика обойдется на станции рублей в 400. Только если поломка серьезная, тогда уже еду на сервис. Но пока что не было таких ремонтов, за которые я бы взялся, но выполнить не смог. Да, бывает, что закоревают или ломаются какие-нибудь болты, приходится тратить много времени на высверливание.
Сколько трачу на обслуживание? Месяц на месяц не приходится. Можно 400 рублей потратить, а можно в четыре раза больше. Первое время вел бухгалтерию, где записывал все расходы, сейчас просто не успеваю. Такого, чтобы на машину потратил больше, чем заработал, точно не было.
— Бывало такое, что рейс срывался из-за проблем с техникой?
— Такого не было. И брат, и я стараемся за машинами следить. Но однажды прямо в дороге порвался ремень генератора. Начали голосовать, просить о помощи. И неизвестно, сколько бы времени так провели, но внезапно вспомнили, что запасной ремень лежит у нас в машине. Правда, появилась другая проблема: не было с собой подходящего ключа, чтобы ремень заменить. Часа два ломали голову, но в итоге подручными средствами и инструментами проблему победили.
Резюмируя, приходим к выводу: машина хоть и недорогая, но в обслуживании неприхотливая — хорошая (по крайней мере, по соотношению цены и качества) рабочая лошадка. Главное — ровные руки, тогда и специнструменты не понадобятся.
Иногда эти ровные руки даже на помощь другим приходили, хотя братья признаются, что времена уже не те. Далеко не все остановятся, увидев, что коллега или простой автолюбитель в беде.
— История случилась года полтора назад. Ехал из Гомеля в Минск, — вспоминает Виталий, брат Евгения. — В километрах 30—50 от города увидел сломанный бус на обочине, он тоже направлялся в столицу. Мы оба были груженые, поэтому дотащить его до столицы я бы не смог. Но все равно взялся помочь: отбуксировал его до ближайшего крупного города — Жлобина, это километров 70. Дело было поздним вечером: на трассе ночевать опасно, поэтому человек был очень благодарен за «доставку» на АЗС. Там и перекусить можно, и отдохнуть.
Еще один случай тоже произошел на трассе. Я ехал и увидел, что вдалеке остановился самосвал МАЗ. Оказалось, у него заклинили колодки в прицепе. Тот чуть не загорелся: гарью пахло ужасно, все было раскаленное. Хорошо, что я всегда вожу с собой огнетушитель: залили пеной колесо, чтобы оно не воспламенилось. Водитель тоже долго благодарил.
Говоря о взаимовыручке на дорогах, Виталий отмечает, что в последнее время развелось немало нехороших людей, которые могут остановить тебя с просьбой о помощи и украсть что-нибудь из кузова или салона, пока ты отвлекся на чужую «проблему».
— Поэтому, выходя из машины, обязательно ее закрываю, — советует опытный водитель.
Возвращаемся к разговору о машине и ее обслуживании.
— Не думали установить метановый баллон? Экономия же будет приличная.
— Не вижу смысла, ведь у меня дизельный мотор. Да и оборудование дорогое. Если бы ГБО было заводским — тогда другой вопрос, заправлялся бы метаном.
Кстати, о топливе. Пожалуй, у каждого водителя есть история о том, как на трассе некстати закончилось горючее и пришлось дотягивать до ближайшей заправки с пустым баком — как говорится, «на парах». Об одном таком курьезном случае вспомнил Виталий. Это произошло, когда он впервые сел за руль «Газели».
— Дело было на трассе по пути из Могилева в Гомель. Загорелась лампочка, а заправки, как назло, нет и нет. В голову начинают лезть мысли, что по глупости можешь сорвать сроки доставки, подвести партнеров. Ситуация из разряда таких, что начинаешь надеяться на высшие силы. Вспомнил в ту поездку всех богов, прося их об одном — дотянуть «Газель» до ближайшей АЗС. И ведь дотянула! А еще чуть-чуть — и заглох бы наверняка. После этого случая поехал покупать спойлер и боковые отражатели воздуха, — рассказал мужчина.
Конечно, напоследок мы не могли не задать Евгению вопрос про заработок. Конкретные суммы наш герой называть не стал, однако признался: на квартиру в Минске за пару лет не накопишь, но на первый взнос по кредиту — вполне. Все, конечно, зависит от того, сколько сил вкладываешь: «Любая работа хороша, если ты с головой».
— А за сколько можно отбить подобную машину, работая на себя?
— Минимум за полтора года, если работать упорно.
— О новой машине еще не мечтаете? Нет ли желания взять грузовик в кредит или воспользовавшись трейд-ин?
— Когда-то думал над этим, но подсчитал: чтобы отбить машину из салона, она должна ездить на дальние расстояния — по всей России. Но к таким затяжным поездкам я точно не готов.
А как насчет того, чтобы объединиться с братьями и масштабироваться в одну компанию? Евгений смеется и говорит, что пока таких планов нет, но в жизни все возможно.
— С чего начать новичкам, которые хотят зарабатывать на грузоперевозках?
— С поиска достойных (в плане стоимости и адекватности) клиентов. Но никто тебе рецепт успеха не продиктует: это нужно пройти самому. В любую сферу попасть легко, если думать головой.
Холдинг «БелГАЗавтосервис» №1 по продажам на рынке коммерческого транспорта по итогам 2023 г. с долей рынка 60%.
В июне действуют специальные условия по лизинговым программам — возможность покупки «Газели» от 65 рублей в день*. Количество автомобилей ограничено.
Выбирайте свою «Газель»:
1. Лизинг в BYN с удорожанием от 0,0001%.
2. Скидки по TRADE-IN и УТИЛИЗАЦИИ до 5000 BYN**.
3. Узнайте стоимость владения автомобилем «Газель» на нашем сайте.
* Лизинговый платеж от 65 BYN в день доступен при авансовом платеже 41%.
** При суммировании программ СКИДКА по TRADE-IN — 3000 BYN, по УТИЛИЗАЦИИ — 3000 BYN.
Записаться на тест-драйв и получить предложение на авто можно на сайте belgaz.by.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by