Если АМКОДОР представляет новинки, то традиционно сразу «оптом», несколько машин одновременно. Причем совершенно разных, для довольно далеких друг от друга отраслей «народного хозяйства». Так было и в этот раз. И без того огромная гамма техники пополнилась новой интересной коммунальной машиной, строительным бульдозером и очередными моделями для лесозаготовки. Мы побывали на презентации и рассказываем о самых интересных механизмах.
Любопытно, что один из флагманов белорусского машиностроения был основан как... игрушечная фабрика аж 95 лет назад. История АМКОДОРа ведет свой отсчет с «трудколлектива по выработке детских игрушек» Минского окружного объединения трудколлективов Народного комиссариата труда БССР, созданного 31 января 1927 года. Производили здесь кровати и санки, детские коляски и велосипеды, бидоны и чайники, мебель из лозы, скульптурные бюсты и изделия из папье-маше, а называлась артель «Возрождение». В 1930 году фабрику «Возрождение» переименовали в завод «Ударник», который работает и сегодня.
Это центральная проходная «Ударника», где проходила презентация. Не совсем то место, где зарождалось игрушечное «Возрождение», но точно одна из старейших промышленных площадок Минска. А после капремонта и не скажешь, что тут таится почти вековая история.
Зато на территории дух истории сразу чувствуется. Много знаете заводов, где рядом с цехами растут и плодоносят старые яблони? Здесь они есть.
Буквально в нескольких десятках метров отсюда массово собирают фронтальные погрузчики, которые и являются главным и основным продуктом холдинга. Именно они — первое, что ассоциируется со словом АМКОДОР. Кое-где образцы этого типа техники так и называют «амкодорами», по принципу ксерокса. Но пройдем же скорее сквозь фруктовый сад и посмотрим на новинки.
Бульдозеры АМКОДОР все еще не очень широко известны, хотя они есть даже на Сахалине. Макетный образец AMKODOR DC250Х массой 25 тонн — уже третья модель в линейке бульдозеров. Машина совсем свежая, собрали ее в июле. Выглядит стильно, спору нет. Двигатель здесь — Weichai WP7 мощностью 300 л. с. Три скорости вперед, три назад. Максималка... 9 км/ч. Бульдозер — это не про стритрейсинг, поэтому не удивляйтесь. Уверяют, что у кабины высокий уровень шумоизоляции. Остается надеяться, что когда-нибудь гусеничные бульдозеры АМКОДОР станут столь же знамениты, как и фронтальные погрузчики с ковшом.
«На дворе погода какая-то средняя, то есть люди заезжие полагают, что она дурна; коренные жители находят, что она довольно сносна, а каретные извозчики ею вполне довольны: езды в крытых экипажах больше. Один дворник метет плитняк, другой, насупротив, на общую пользу салопов и шинелей пешеходов, лакирует чугунные надолбы постным маслом с сажей».
Это текст XIX века, фрагмент из богатейшего на экзотические слова рассказа Владимира Даля «Петербургский дворник», того самого Даля, который автор «Толкового словарь живого великорусского языка». Петербургский дворник — это своего рода символ. АМКОДОР представил свою версию «петербургского дворника» XXI века — универсальную коммунальную машину AMKODOR W100CM. Она, по сути, была главной премьерой презентации.
Почему этот железный «дворник» петербургский? Потому что создан для совместного проекта. Но, конечно, машину, первый экземпляр которой собрали в августе, с удовольствием продадут не только в Питер, но и всем желающим.
Машина новая, но идея в общем-то старая, точнее давно известная и применяемая ведущими мировыми производителями. Речь о компактных размерах и множестве сменных рабочих органов. Для AMKODOR W100CM их запроектировано больше трех десятков. Это, например, фрезерно-роторный снегоочиститель для плотного снега.
Компактность и маневренность — главные требования для городских «коммуналов». А в Питере тротуары центра порой узкие, дворы специфические. Там эти качества важны вдвойне, так что им при проектировании уделяли особое внимание. Минимальный радиус поворота по наружному габариту — 4,36 метра.
А это уже один из летних вариантов «навески» — подметальное оборудование с увлажнением. В зависимости от типа рабочего органа эксплуатационная масса машины, конечно, меняется, но находится плюс-минус в районе 3600 кг. Максимальная транспортная скорость — 35 км/ч. Частенько Невский проспект «едет» куда медленнее. Так что при переезде на новое место работ AMKODOR W100CM в транспортном потоке отставать не должен.
А вот лесная тематика — то «поле», где АМКОДОР серьезный игрок. Он единственный производитель на территории СНГ лесозаготовительных машин и входит в тройку мировых производителей по номенклатуре выпускаемой продукции. Причем в эту сферу пришел относительно недавно — в 1993 году. Сегодняшняя гамма — несколько десятков вариантов различных классов.
Компактный харвестер предназначен для проведения рубок ухода. То есть это не про массовую заготовку древесины, а скорее про помощь лесникам в «прополке» их угодий. Для данной модели разработан сверхлегкий манипулятор собственного производства KF3052. Это важный момент. До введения санкций манипуляторы ставили преимущественно покупные, европейских фирм. Мосты здесь тоже белорусские. Машина уже подготовлена к постановке на серийное производство. Уже есть первый белорусский контракт на поставку четырех единиц, а план до конца года — 10 машин.
Форвардер — брат и напарник харвестера. Он собирает и вывозит то, что харвестер нарубил и нарезал. AMKODOR FF560 способен за один рейс перевозить до 5 тонн лесоматериалов. Уверяют, что степень локализации — 95%. Планы на серию в этом году такие же — 10 штук, что логично.
Небольшой вес и компактность, которую можно оценить, сравнив размеры с артистами на ходулях, позволяют этим машинам работать без прокладки традиционных технологических коридоров.
Еще одна лесная новинка — форвардер AMKODOR FF1461 для вывоза 14 тонн лесоматериалов. Уже не опытный, а первый серийный. Объявили, что он только вчера выехал из ворот цеха. Это уже техника совсем другого класса — можно сказать, «начального тяжелого». Двигатель — 330-сильный ЯМЗ, мосты полностью собственные.
По фото трудно понять, но поверьте, это очень большая машина. Если к колесу подойдет человек среднего роста, то будет только чуть-чуть выше его. Общая высота — около 4 метров. А дальше должны пойти лесные машины грузоподъемностью 16, 18, 20, 22 и 24 тонны. Вот это будут действительно монстры лесов. Причем лесов разных частей света. Заявлено, что перспективные рынки, помимо традиционных, это еще и Экваториальная Гвинея, Зимбабве, Монголия.
Еще не так давно АМКОДОР активно применял лучшие мировые компоненты. Например, для лесных машин использовали финские манипуляторы Kesla, французские поворотные круги шарнирных полурам Rollix, немецкие мосты NAF и так далее. Но уже не первый год ничего этого не получить. Пришлось находить замену, учиться многое делать самим. Учатся и делают. Да, конечно, разница в технологическом уровне имеется, но то, что есть, работает.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by