25 776
06 августа 2020 в 7:43
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Александр Ружечка, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

Новый старый завод «Амкодора». Вспоминаем историю, изучаем настоящее

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Александр Ружечка, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

На прошлой неделе «Амкодор» торжественно открыл обновленный НТЦ и опытный завод. Любопытно, что среди всех производственных площадок «Амкодора» опытно-экспериментальный завод наименее известен среди широкой публики, при этом наиболее интересен любителям техники. Рассказываем, что на этом заводе сделали нового и что здесь делали прежде.

Вообще, история «Амкодора» ведет свой отсчет с «трудколлектива по выработке детских игрушек» Минского окружного объединения трудколлективов Народного комиссариата труда Белоруссии, созданного 31 января 1927 года. В сентябре 1927 года этому коллективу присвоят имя собственное — «Возрождение». В ноябре 1929 года в «Возрождении» было уже пять цехов, трудились 559 рабочих, в том числе 211 женщин и 52 подростка. По меркам тех лет это была целая игрушечная корпорация! Производили здесь кровати и санки, детские коляски и велосипеды, бидоны и чайники, мебель из лозы, скульптурные бюсты и изделия из папье-маше. В декабре 1929 года трудколлектив официально стал фабрикой игрушек.

В 1930 году фабрику «Возрождение» переименовали в завод «Ударник», который работает и сегодня, правда, не на той площадке, где зарождался. С апреля 1951 года «Ударник» передали в подчинение Минстройдормашу СССР. Тогда же он стал машиностроительным заводом.

В ноябре 1951 года решением Совмина БССР при «Ударнике» было создано Специальное конструкторское бюро по проектированию дорожных машин. 13 лет конструкторы ютились на «Ударнике», а в 1964 году специально для воплощения в натурные образцы разработок этого СКБ на другом конце, тогда окраине Минска, был построен отдельный совершенно новый опытно-экспериментальный завод в районе нынешней улицы Пономаренко. Он получил название ОЭЗ «Мелиормаш». Именно эту обновленную площадку «Амкодор» презентовал на прошлой неделе.

Полвека экспериментов

За 56 лет из ворот опытно-экспериментального завода вышли десятки разнообразнейших машин, включая совершенно чумовые — от миниатюрных нарезчиков асфальтовых швов размером с газонокосилку до монструозного скреперного поезда ДЗ-108, состоящего из двух огромных скреперов ДЗ-107 эксплуатационной массой 83 тонны каждый.

Вспомним лишь некоторые из более чем сотни интересных «аппаратов», созданных в стенах этого завода.

Вот, например, машина для ремонта и восстановления асфальтобетонных покрытий ДЭ-232. Это сейчас дорожные фрезы для регенерации асфальта привычное явление, а тогда (в 1970-х) было чудо чудное и диво дивное.

Именно этот опытно-экспериментальный завод для нужд гражданской и военной авиации всего СССР разрабатывал и изготавливал тяжелые аэродромные снегоуборочные машины.

Машины для ямочного ремонта асфальта ДЭ-5 на базе грузовиков ГАЗ-53А делали тоже именно здесь.

Действовало на ОЭЗе и секретное военное производство. О дегазационных спецмашинах химических войск ТМС-65 с турбореактивным двигателем от истребителей МиГ слыхали? Разрабатывали и строили их здесь.

А автобусы Amkodor-Ikarus помните? Вообще-то официально они назывались «Амкодор-10126». Первые экземпляры собирали тоже на ОЭЗе в середине 1990-х.

Товарной продукцией этого завода были высокосложные машины и механизмы, которые требовались Советскому союзу в небольших количествах. Аэродромных и военных монстров строили вручную, как лимузины Rolls-Royce. Но все же основной задачей была сборка опытных образцов, отладка технологий, которые потом передавали для серийного выпуска на другие заводы, причем не только белорусские.

Большой «апгрейд»

Собственно, ровно этим же опытными образцами и отработкой технологии для других производственных площадок завод будет заниматься и в дальнейшем. На базе помещения СКБ сформирован Научно-технический центр. Просто все очень хорошо обновили. Рассказываем как.

Поскольку заводу уже немало лет, к его воротам ведет тенистая аллея, больше похожая на парк.

За воротами построили совершенно новый цех в новом производственном здании. На его строительство и оснащение потратили 5,2 миллиона долларов.

Многие процессы, прежде выполнявшиеся преимущественно вручную, теперь автоматизированы.

Установлены новые современные окрасочные камеры итальянской фирмы IMEL s.p.a.

Камеры очень большие. Автогрейдер внутри такой камеры размещается свободно и комфортно.

Председатель cовета директоров всего холдинга Александр Шакутин явно доволен проделанной работой, а посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев рад за него.

Соседний цех еще советских времен постройки обновили внутри. Обратите внимание на полиуретановое наливное напольное покрытие. Это довольно дорогое удовольствие.

Новые опытные образцы теперь будут рождаться, определенно, в более комфортных условиях.

Современные изделия ОЭЗ

В рамках мероприятия по презентации обновленного завода была организована выставка техники. Некоторые машины на публике показали впервые.

Например, новейший форвардер «Амкодор FF1681» еще мало кто видел. Это особо тяжелый перевозчик срубленных, очищенных от веток и разрезанных на бревна стволов деревьев. Фото не передают размер, но, поверьте, он огромный. Создан специально для сибирских лесов. Грузоподъемность — 16 тонн. Двигатель — ЯМЗ-536. Кабина, рама и грузовой отсек — собственной разработки. Поскольку машина сложная, импортной комплектации много — финский манипулятор Kesla 14FT, поворотный круг шарнирных полурам — французский Rollix, мосты — немецкой фирмы NAF.

Форвардер работает в паре с «лесным комбайном» — харвестером. «Амкодор FH3081» — тоже новинка, тоже огромный и тоже для сибирских лесов. Шасси на тех же компонентах.

Дизайн наш, но главный рабочий орган — манипулятор с харвестерной головкой — целиком импортный, финской фирмы Kesla. Это сверхвысокотехнологичное оборудование, и в его производстве мирового лидера не переплюнуть, целесообразнее просто купить.

Зато «софт» для автоматизированного учета заготавливаемой древесины по объему и сортиментам — собственная разработка «Амкодора».

Еще одна интересная машина — мульчер «Амкодор FV20А1». Тоже машина для лесного комплекса. Для тех, кому термин «мульчер» незнаком, поясним: это «пережевыватель пней», измельчает любые остаточные явления лесозаготовки — пни, корни, толстые ветки и т. д.

Новое изделие для строительного сегмента — гусеничный бульдозер «Амкодор DC200». Собственная масса — 17 т, двигатель Deutz мощностью 163 л. с.

Опытные образцы этих машин собраны здесь. В дальнейшем серийное их изготовление освоят на других профильных площадках.


Полтора года назад было начато реформирование холдинга «Амкодор», изменены подходы к менеджменту, произошла оптимизация бизнес-процессов. Создано пять дивизионов по продуктовому принципу: «Строительные машины», «Лесные машины», «Сельскохозяйственные машины», «Коммунальные машины» и дивизион «Компоненты». Обновленный опытно-экспериментальный завод и НТЦ при нем будут связующим звеном между всеми дивизионами и общим «мозговым центром» всего холдинга.

Редакция благодарит Дмитрия Сапрановича за предоставленные исторические материалы
бульдозер, коллекционная модель, 1:16; желтый, 4+
бульдозер, вращение колес: свободное; желтый, 3+
бульдозер, коллекционная модель, 1:16; желтый, 3+

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by