Где еще вы увидите такие автомобили? В Минске проходит ретрофестиваль Vintage Day

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
UPD
36 556
31 августа 2024 в 20:25

Эти выходные обещают быть насыщенными: если вы еще дома, то надевайте свои самые удобные кроссовки — и вперед, приобщаться к автокультуре. Чтобы попасть на Vintage Day, выезжать из города не нужно: самая, пожалуй, ламповая ретровыставка расположилась в Футбольном манеже. Она будет работать в субботу и воскресенье с 12:00 и до 21:00.


О чем «Винтаж»?

Об очень раритетных и редких машинах, ламповой атмосфере и людях, которые любят все с приставкой «ретро». Большая сходка единомышленников, готовых годами тратить свое время и деньги на свои автомобили, — это тоже про Vintage Day. Здесь есть машины в полностью оригинальном состоянии (и этим они особенно ценны), хот-роды с вау-эффектом, проекты, построенные с нуля, мотоциклы и велосипеды.






Идейный вдохновитель выставки Руслан Навигел в беседе с корреспондентом Onlíner рассказал, что всего на выставке представлено около 340 машин и 60 мотоциклов, при этом заявок организаторы получили больше 600. Среди участников 80 процентов составляют белорусы, остальные — из России, Литвы.

— Суть нашей выставки в том, что все автомобили, присутствующие тут, — хедлайнеры. От Bentley до «Запорожца», — добавляет Руслан.

Это пятый «Винтаж», и в текущем году он сменил площадку. Организатор рассказывает, что подготовка велась несколько дней — со среды. Пришлось потрудиться над светом и декором, чтобы не утратить атмосферу, которая так полюбилась зрителям в прошлые разы. Расстановка машин и камер, установка большого экрана, на который транслируется происходящее на площадке, — все это заняло время.

— Мы не пользуемся ничем, что есть в манеже, в плане освещения и прочего. Конфигурацию звука, которая здесь представлена, не делал никто и никогда, это я ответственно заявляю, — комментирует Руслан.


Многие из автомобилей мы уже видели на предыдущих фестивалях — повторяться не будем. Расскажем про новичков и те машины, которые еще не мелькали в фоторепортажах (или не часто мелькали).

Первый российский автомобиль?

Это что, карета? Нет, прямо возле сцены на красном ковре расположился первый российский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе, увидевший свет в 1896 году. Точнее, его восстановленная реплика. Мы о ней уже писали.

Евгений Яковлев конструировал двигатели внутреннего сгорания, Петр Фрезе владел экипажной фабрикой. Соответственно, в совместном проекте первый отвечал за разработку мотора, второй — за изготовление кузова.


Судьба оригинальной машины неизвестна. Но в 1996 году мастерами реставра­ционно-технического центра газеты «Авторевю» была начата работа над репликой. В 2000-х автомобиль приобрела московский искусствовед Любовь Елизаветина. Техника требовала восстановительных работ, но долго не удавалось найти исполнителей. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь несколько лет назад.

Oldsmobile Six 1927 года

Oldsmobile — давно не существующий бренд, принадлежавший General Motors и оставивший после себя машины, которые при должном обслуживании могут быть вечными. Модель Six была ориентирована на средний класс. Конкретно этот автомобиль до переезда в Беларусь эксплуатировался в Нью-Йорке и сменил лишь двух владельцев.


 Машина в оригинальном состоянии, многие кузовные детали, как и колеса, — из дерева.


Безумные хот-роды от питерской мастерской

«Хот-род» простыми словами — это старый «американец», который серьезно модифицировали. Прежде всего в техническом плане — заменили мотор на более мощный. Все, чтобы авто быстрее ехало.

За хот-роды на выставке отвечает питерская мастерская Rockabilly Garage, которая занимается кастомизацией американских классических автомобилей 1920—80-х годов. Один из экспонатов — Dodge Brothers Streetrod 1928 г. в. В тот год, к слову, марка после смерти братьев-основателей и неудачной перепродажи была поглощена корпорацией Chrysler.


В машине кастомная подвеска и самодельная рама, сваренная под человека, который участвует на этом Dodge в гонках.

— Авто представляет собой классический стрит-род. По канонам тех лет у него чуть занижена крыша. Вместо рядной «шестерки» здесь мотор V8 Chevry (5,7 литра, small-block). Подвеска современная, на койловерах, задняя — независимая на четырех рычагах, — рассказывает Артем, представитель Rockabilly Garage. — Машина участвует в Rebel Race — это классические американские гонки по песку: по прямой либо восьмерка/змейка в карьере.

По соседству с Dodge — автомобиль марки DeSoto. Бренд был основан корпорацией Chrysler в 1928-м и ушел в небытие через 33 года. Перед нами машина из 1929-го под кодовым названием «БеСото».

— В это авто также установлен мотор от Chevrolet на 5,7 литра и 350 «лошадей». Но тут двигатель «допиливали», тщательно настраивали. Это уже такой гоночный болид — волк в овечьей шкуре, — отметил Артем.


Как утверждают в мастерской, 90% автомобиля при этом оригинальные. Насколько безопасно на такой машине разгоняться больше 60 км/ч? Вопрос скорее риторический. А как деревянные колеса выдерживают скоростную нагрузку? С нами поделились лайфхаком:

— Все достигается путем отвердения. Колеса поливаются водой либо, как в нашей истории, заезжают в Финский залив и в соленой воде вымачиваются. Спицы, как несущий элемент, становятся крепче и ровнее.


От 300 до 7000 экземпляров. Крайне редкие миниатюрные авто

Отдельный лайк отправляем частной коллекции микроавтомобилей. В послевоенное время подобные машинки на базе мотоциклов пользовались большой популярностью: выбора у тех, кто не мог похвастаться большими состояниями, просто не было. Эти автомобили никто не щадил, стоили они дешево, поэтому до нашего времени сохранились единичные экземпляры. А оттого отдельные модели могут стоить в 10 раз дороже современных машин.


— Когда собиралась эта коллекция, работала целая команда поисковиков по всей Европе и Америке. Это было в 2018—2020 годах, и тогда уже начинался бум интереса к микроавтомобилям. Сейчас цены на такие машины увеличились в 4—5 раз, — вводит в курс дела Руслан Навигел.

Среди прочих — «машина-холодильник» Zündapp Janus из Германии, выпущенная в количестве 6902 экземпляров. Это единственный автомобиль бренда, занимавшегося постройкой мотоциклов.

Свое название в честь двуликого римского бога Януса машина получила из-за необычного расположения водительского и пассажирского сидений и дверей. Водитель и пассажир сидели спина к спине, а двери, соответственно, находились спереди и сзади.

Двигатель объемом 245 кубов и мощностью 14 л. с. располагался в центре автомобиля, вес которого составлял 425 кг. Максимальная скорость машины — 85 км/ч. Рычаг переключения передач был установлен слева от водителя. Производили Zündapp Janus всего год: модель не выдержала конкуренции из-за цены.


Еще один интересный экземпляр — немецкий Kroboth Allwetterroller, выпускавшийся с 1954 по 1955 год. Всего было произведено 55 штук. Автомобиль имел два места и весил 210 кг. Мотор — 175 кубиков на 9 л. с. Трицикл разгонялся до 75 км/ч и считался этаким всепогодным скутером.

На какие еще машины стоит обратить внимание?

Этот Ford V8 из Минска и регулярно колесит по столичным улицам, рассказывают организаторы. Участвует в выставках, часто служит фотозоной на торжественных мероприятиях. До этого успел «зачекиниться» в Гомеле.


— Восстанавливалась из ничего, сейчас в авто неродной двигатель, — кратко описывают Ford на фестивале.


Citroen DS у многих ассоциируется с машиной Фантомаса. Этот автомобиль — 1966 года (выпуск начался в 1955-м), и он, можно сказать, опередил свое время. Название модели Deesse переводится как «богиня».

— Машина очень сложна технически. Гидропневматическая подвеска, интересная полуавтоматическая коробка передач и множество наворотов вроде поворотных фар — это все об этом авто, — отметили организаторы выставки.


Привезли Citroen из Франции, сейчас он находится в частной коллекции.

А теперь перед нами модель Wanderer W50 — такие машины выдавали немецким военным летчикам за особые достижения. Свет увидело не более 300 экземпляров.


Компания Wanderer была основана в 1896 году и упразднена в 1945-м. Определенный период входила в состав концерна Auto Union наряду с Audi и DKW.

— Это трофейный автомобиль, который находится в одной семье уже более 40 лет. Прошел полное комплексное восстановление. На полном ходу, регулярно выезжает из гаража на выставки, — рассказывают организаторы. — По открытым источникам удалось узнать о семи «‎живых» экземплярах в мире.




Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро