ВелоПетрович

«Никогда столько не ездила и близко, а тут подбила подружку — и мы рискнули». Молодая мама без подготовки поехала веломарафон

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
7721
30 сентября 2024 в 8:00

Нам трудно объективно оценить, на что мы способны, пока мы не дойдем до собственных границ. Иногда страшно только попробовать, а начал — и дело пошло. Поэтому важно, чтобы рядом в нужный момент оказалось нечто, что поможет решиться. Взять велосипедные поездки. Сто километров кажутся запредельной дистанцией, но только для тех, кто никогда не пытался ее проехать. Не верите? Давайте так: если хрупкие девушки, никогда прежде не выезжавшие на велосипеде по-настоящему далеко, способны проехать сотню с первого раза, да еще и получить от этого массу удовольствия, то у вас тоже получится. Плюс мы подскажем лайфхак, как же решиться на подобную авантюру и прожить ее полегче, повеселее.

Юля едет сотню

Недавно мы рассказывали о The Rapha Women's 100 — женском велозаезде, который ежегодно проводится по всему миру. Парней туда не берут принципиально, и девчонки едут шумной веселой компанией 100 км, просто потому, что хотят и могут. Велосообщество Go Girl Ride организовало такую поездку недалеко от Минска, и участие в ней приняли куда больше участниц, чем вы могли бы себе представить. Причем в их числе была девушка, которая никогда прежде столько за раз не ездила. Да что там за раз: не каждый сезон ей удавалось проехать на велосипеде 100 км — обычная ситуация для молодой мамы. И вдруг такой вызов! Как она на это решилась, как не струсила и что помогло ей сделать, казалось, невозможное?


— Юля, 100 км — это в твоем понимании сколько?

— Час на машине. 

— А если на велосипеде?

— Серьезно? Не знаю — неделя?

Так начинались и заканчивались все разговоры о длительных поездках. А дальше разговоров дело не шло. Потом появились девчонки со своим заездом, и сигнальным маяком зажглась идея: что, если поехать с ними на электровелосипеде? Но не таком, знаете, электровелосипеде, где, как у самоката, рычажок держи — и он едет. Нет. На полноценном электровелосипеде с мотором-ассистентом. У каждого большого бренда в модельном ряду есть такие, на таких великах проводят даже официальные соревнования, где участвуют именитые ребята — к примеру, гонщики, завершившие карьеру. «Это тоже ты, но быстрее» — под таким лозунгом один из топовых производителей выводил свою «электричку» на рынок. «Ну раз это тоже я, то надо попробовать», — решилась Юля и записалась к девчонкам на заезд.


— До этого максимальная дистанция, которую я проезжала за день, была километров 40. И то не в один присест, а с перерывом: ездили с мужем по велодорожке в Раубичи, там отдыхали и ехали назад, — рассказывает девушка. — А тут сразу 100!

— Страшно было?

— Еще бы! Но я подбила подружку Марину: она ехала не на электровелосипеде, а на обычном, но у нее за плечами побольше спортивного опыта, она триатлоном даже начала заниматься. В общем, мы договорились, что проедем километров 50—60, а потом нас заберут с маршрута на машине.

«Это не так просто, как кажется»

В распоряжении Юли был Specialized Turbo Tero — по сути MTB: одна звезда спереди, девять — сзади. И электромотор с тремя режимами работы, регулирующими интенсивность отдачи.


— До старта я не знала, что это за велосипед. Думала, будет кнопка: нажал и едешь. И даже переживала, что получится совсем не честно, как-то не по-спортивному. Оказалось, все иначе. Крутить педали нужно, и не лишь бы как, а всерьез, — объясняет Юля. — Двигатель не едет за тебя, но помогает ехать. По ощущениям как будто кто-то подталкивает в спину. Я так с мужем катаюсь на обычном велосипеде: когда мне тяжело ехать куда-то в подъем, он едет рядом и аккуратно толкает меня в спину, добавляет хода. Вот тут похожие ощущения: крутишь педали, а едешь быстрее.


— Но есть и свои нюансы. К примеру, двигатель задействуется только до скорости в 27 км/ч — потом он перестает помогать. Не знаю, возможно это где-то настраивается. И в результате то и дело ты оказываешься в сложной ситуации: на прямой хорошей дороге девчонки едут быстрее 27 км/ч, и тебе приходится ехать с их скоростью. Мотор тебе уже никак не помогает, а велосипед же тяжелый — больше 20 кг весит. У меня вес 44 кг, и весит он как полменя — попробуй разгонись! Это не так просто, как кажется. Зато в горочку — да, такой велосипед сильно выручает, — продолжает собеседница.

Максим Скурьят, специалист веломагазина «Твой велик»:

— У большинства настоящих электровелосипедов в их классическом понимании гашетки как у электросамоката нет. То есть человек сам вращает педали, едет за счет собственных усилий, а электромотор помогает ему, умножает эти усилия. Интенсивность такой помощи определяется выбранным режимом, но даже на максимальном велосипед сам не поедет — нужно крутить педали. Поэтому правильно считать электромотор не двигающей силой, а ассистентом.

Понятно, что это не велосипед для Олимпийских игр, по крайней мере на данный момент. Но это велосипед, который позволяет получить больше удовольствия от поездки, убрать негатив, связанный с серьезными усилиями, расширить возможности. Говоря по-простому, чтобы классно и весело нестись со спуска, нужно забраться сначала в подъем, но не всем и не всегда это под силу. А электровелосипед позволяет кайфовать и при этом не упахиваться, будто вы элитный спортсмен.

Но это остается честным заездом. Правильный велосипед не везет вас сам по себе, вы все равно упираетесь. Просто делаете это в доступном себе режиме.

Часто парни покупают такие велосипеды девушкам. У парней сил зачастую побольше, поэтому парой кататься сложно, доходит даже до конфликтных ситуаций: ему охота показать все, что он может, а она устает и отстает. Электровелосипед — хороший выход из ситуации. Иногда такой велик будет ехать даже быстрее, чем сможет выдать неплохо подготовленный велосипедист.

— То есть девушка сможет отомстить парню?

— Так и есть!

— А такие велосипеды бывают разных типов? Или только условно горники?

— Есть всех видов: и шоссейные велосипеды, и городские (с корзинкой, для поездок в магазин), и двухподвесы для серьезных трейловых трасс, и варианты для занятия фитнесом, максимально облегченные. В общем, есть из чего выбирать, нужно отталкиваться от своих личных предпочтений.

городской, материал рамы: алюминий, размер рамы: M, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 11 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 15.5 кг


— А еще меня напугали, что заряда батареи на всю дистанцию не хватит. И я постоянно держала это в голове. Экономила батарею, бóльшую часть маршрута выключала электрику вообще или включала минималку. Режим «Турбо» я включала два раза за всю поездку — в горку. Думала про себя: если он не будет мне помогать, то станет просто большим и очень тяжелым велосипедом, на котором я точно никуда не доеду. Сильно переживала, что всех подведу, буду обузой. Но боялась напрасно: после финиша у велосипеда осталось 16% заряда батареи, — улыбается девушка.

«Велосипедик, ну давай, мы же команда — мы должны»

Девчонки из велосообщества накрутили замысловатый маршрут: стартовали из «Новой Боровой» в направлении Раубичей, обогнули Дубровское водохранилище и оттуда поехали на Смолевичи. Затем проселочными дорогами в сторону Колодищей и потом на Минск, замыкать круг. Часть маршрута по асфальту, часть — по гравию, который может быть достаточно рыхлым — настолько, что на велосипеде удержаться непросто. Это да холмистый рельеф составляли основные трудности заезда.

— Самые классные ощущения на электровелосипеде — когда едешь в гору. Все вкручивают, кто как, а ты включаешь «турбочку» — я так прозвала турборежим, максимальный у велосипеда, — и можешь обогнать всю пачку. Но я не наглела — было как-то неловко, — никого не обгоняла и спокойно заезжала на своей позиции. Просто не так уставала. Девчонки-организаторы советовали тем, кому тяжело ехать в подъем, слезать с велосипеда и идти в гору пешком, чтобы не убивать ноги, в том числе колени. Я не слезала, но и ноги не убивала, — говорит Юля.

— Если в принципе не умеешь ехать в гору, если не хватает подготовки или ноги слабые, то электровелик — это выход. То есть ты сможешь ехать там, где просто не рискнул бы ехать в другой ситуации. И это в кайф. Ты крутишь педали, ты чувствуешь нагрузку, но ты не умираешь на этом велосипеде.

На прямиках, как мы уже выяснили, было сложнее: крутить педали иногда приходилось изо всех сил, чтобы поддерживать темп группы. Электричество не помогало, вес угнетал.

— Как будто едешь на обычном велосипеде с ребенком в кресле. Или с тяжеленным рюкзаком, — сравнивает девушка.

Но самый трудный момент на всей дистанции поджидал на гравийке — песчаная ловушка. Бывают такие участки, где даже на горном велосипеде с грязевой резиной проехать очень сложно, а то и вовсе невозможно. И здесь электромотор тоже здорово выручал, лишь бы удавалось прокручивать педали.

— В одном месте мы попали в совсем рыхлый песок — многие просто шли пешком там. Причем под колесами расползается песок, а дорога уходит в гору: ехать все тяжелее и тяжелее, скорость падает. В какой-то момент мне не хватило крутящего момента, я спрыгнула. Стою и думаю: «Ну все, приехала». В гору тяжеленный велосипед по такой дороге я просто физически затолкать не смогу. Пробую поехать и не могу сделать ни одного оборота педалей. Я тогда стала просто разговаривать с велосипедом, уговаривать его: «Велосипедик, ну давай, мы же команда — мы должны, мы ж иначе останемся здесь с тобой». Это сейчас смешно вспоминать, а тогда было совсем не весело. Но велосипед меня вытащил оттуда: у меня получилось сделать нормальный оборот, мотор включился, стал помогать, и так мы выехали, — рассказывает Юля.

«Я на нее смотрела и думала: „Она же едет, значит, и я должна“»

Мужья в Минске то и дело поглядывали на свои телефоны: не пора ли ехать вызволять двух велосипедисток, отправившихся в дальний-предальний велопробег. А те упирались.

— Мы ехали небыстро, это же была не гонка совсем: главная цель — проехать всю дистанцию. Иногда, конечно, приходилось терпеть, причем впервые тяжело стало вскоре после старта: девочки поднажали на велодорожке до Раубичей, и вот тогда я поняла, что на скорости выше 27 км/ч никакое электричество мне уже не помогает. Терпела, ехала, но тогда я про себя подумала, что и половины дистанции не проеду в таком темпе. А вот когда дорога становилась хуже, я, наоборот, чувствовала себя лучше — велик выручал, — говорит девушка.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, 39 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: L
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: L

Выручала и компания.

— Организаторы очень старались, чтобы всем было комфортно. Девочки подъезжали к тем, кто отставал, чтобы подбодрить или подвезти еды. Потом догоняли тех, кто норовил уехать. В общем, делали все, что могли. Думаю, в тот день они проехали заметно больше 100 км, — продолжает собеседница. — Ну а мы все переглядывались с Мариной. Когда мне было особенно тяжело, я смотрела на нее и думала: «Какая молодец, ведь она же едет на обычном велосипеде, значит, и я должна». Как потом оказалось, она тоже смотрела на меня и думала, что раз я еду, то и она будет упираться до конца.

В середине сложной дистанции наступает момент, когда устаешь настолько, что голова перестает думать обо всем лишнем — ты просто едешь. И от этого становится легче.

— Я вообще по природе человек довольно брезгливый. А тут беру велосипедную флягу в руку: она вся в пыли, начинаешь пить — песок на зубах скрипит. Но в том состоянии такие вещи вообще не имеют значения, проще начинаешь ко всему относиться, — утверждает Юля. — Кстати, пить хотелось постоянно: мы пили воду, минералку — все, что удавалось где-то купить. Хотя мне все до этого заезда говорили, что нужно что-то есть, чтобы не остаться без сил. Есть мне вообще не хотелось, но все так пугали, что я могу заголодать, что на всякий случай старалась в себя что-то впихнуть по ходу дистанции. У нас с Мариной с собой были бутерброды, плюс что-то по мелочи покупали в магазинчиках по дороге. Такой пикник запоминается, конечно.

«Я бы просто на это не решилась»

— На одной из последних стоянок мы спросили у девочек, сколько уже проехали. Оказалось — 70 км, то есть оставалось только 30. И тут уже появился свой адреналин, захотелось проехать всю дистанцию полностью, — улыбается девушка. — Я теперь понимаю, что электровелосипед помог мне расслабиться психологически. Ты как бы знаешь, что у тебя всегда есть какой-то запас сил, даже если сейчас ты устал и тебе тяжело. Думаешь про себя: вот еще чуть-чуть потерплю, а потом включу моторчик, и он мне поможет. Ты его можешь даже и не включить потом, но эта мысль помогает тебе потерпеть.

Опытные марафонцы знают, что пробежать марафон за четыре часа ничуть не легче, чем за два. Ты все равно выкладываешься по полной, отдаешь все, что у тебя есть, а терпеть приходится куда дольше. Так было и у девушек. Главная трудность заключалась не в том, что они ехали 100 км, а в том, что эту сотню они ехали часов семь — такой была скорость группы, плюс что-то ушло на перекусы и необходимые паузы. Семь часов на велосипеде не имея привычки, в «топталках» — это непросто.

— Мы с Мариной договорились, что если кому-то станет невмоготу, то мы поменяемся велосипедами. Но в итоге это не понадобилось: мы обе доехали, причем, как мне кажется, с запасом. Теперь мне даже немного обидно, что я ехала на электровелосипеде, это как бы не совсем честные 100 км. Но я проехала всю дистанцию и хорошо провела время, — радуется Юля.


— Думаешь, нужно было ехать на обычном?

— Я бы просто не рискнула — побоялась бы. Самый большой бонус электровелосипеда заключается в том, что он помогает преодолеть страх, посмотреть, что да как. На обычном велосипеде, не знаю, проехала бы километров 50, может даже устала бы меньше. Но какие-то сложные участки (подъемы или пески) выбили бы меня из колеи, я бы просто распсиховалась, бросила бы это дело и поехала домой. А электровелосипед помогает преодолеть тяжелые моменты и в конечном счете посмотреть на себя по-новому, поверить в свои силы. Ты вдруг чувствуешь, что способен на большее.

— То есть теперь поедешь сотню уже на обычном велике?

— Мне кажется, что у меня есть шансы. Может быть, стоит только немного потренироваться.

гибридный, женский, материал рамы: алюминий, размер рамы: 19"/DL, колеса 28", вилка амортизационная с ходом 65 мм, трансмиссия 10 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
городской, материал рамы: алюминий, размер рамы: M, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 11 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 15.5 кг
городской, материал рамы: алюминий, размер рамы: M, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 9 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 13.89 кг

Благодарим сеть магазинов «Твой велик» за помощь в организации репортажа.




Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by