ВелоПетрович

Девчонки отправились в велозаезд на 100 км и парней с собой принципиально не взяли. Такое бывает всего раз в год

24 653
16 сентября 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Девчонки отправились в велозаезд на 100 км и парней с собой принципиально не взяли. Такое бывает всего раз в год

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Каждый год в один из осенних дней во всем мире проводится The Rapha Women's 100 — девушки отправляются в велозаезд на 100 км. Организуются заезды женскими велосообществами и для поддержания глобального женского любительского велодвижения. То есть парней в этот день они с собой не берут принципиально: просись — не просись. В Беларуси тоже нашлись девчонки, которым такие покатушки по вкусу. Яркая, как букет цветов, группа собралась красивым утром вместе, выпила ароматного кофе и не спеша выдвинулась из шумного города, ловя на себе взгляды прохожих. «Соревнования, что ли? Я бы поучаствовал!» — опрометчиво выдал один из зрителей и тут же почувствовал локоть жены под ребром.

Водораздел

Сто километров для велолюбителя — это особая дистанция, своего рода водораздел. Можно кататься время от времени по парку и никогда не думать о сотне, но если уж возникла такая мысль — пиши пропало: значит, велосипед прочно вошел в вашу жизнь. Ты начинаешь углубляться в вопрос, и это зыбучий песок: теплый, обволакивающий, но из него не выбраться. Таких людей называют увлеченными, причем, знаете, с безнадегой в голосе — дескать, все с ними понятно.

И все равно удивительно видеть в одном месте столько увлеченных.

Милена и Анастасия — участницы велосообщества Go Girl Ride, которое как раз допивает капучино и собирается стартануть сотню — для многих первую в этом сезоне.

— Наверное, так у нас все и началось: общались с девчонками из разных компаний, какие-то форумы, чаты. Все катают, кто сколько, собираются компании, все наслышаны про The Rapha Women's 100. Вот и нам захотелось чего-то такого, — рассказывает Милена.

— А почему в клубе только девушки?

— Когда есть парень и девушка, всегда слышишь от них много одинаковых историй: катаются на велосипеде и он, и она, но он, разумеется, помощнее. И для обоих это компромисс: катают в каком-то промежуточном варианте, который по сути не подходит ни одному из них. Поэтому я решила собраться с девочками и катать вместе. Заодно обсудить какие-то вопросы, которые сложно обсуждать с парнями, — пожимает плечами собеседница.

Удивительно другое. Милена — не спортсменка (действующая или бывшая), она даже не особо опытная велосипедистка. Это к разговору о том, что иногда не нужно ничего усложнять — достаточно одного желания, чтобы делать то, что нравится.

— Это мой второй активный велосезон. В прошлом году у меня появилась мысль о том, что я хочу путешествовать по Беларуси, и оказалось, что велик — это прикольная история. Ты условно независимый: движешься быстрее, чем пешеход, медленнее, чем машина, но зато мобильнее в каком-то смысле. Нашлись друзья в велосообществе, и я влилась. Весь прошлый сезон каталась одна, думала, что я медленно езжу, что никому, кроме меня, это не надо. А потом подотпустила. Поняла, что такие покатушки — это здорово, но в компании они становятся еще круче! — продолжает девушка.

После заезда в окрестностях Сморгони и Крево, где у Милены деревня, появилась обычная для увлеченного велосипедиста мысль: нужно менять велик. Девушка поговорила со знающими людьми — под ее запросы ей посоветовали присмотреться к гравелу. Ну а с новым великом и сотня не расстояние, планы стали множиться в голове.

— Мы с Настей стали кидать сообщения в чаты, знакомым, подружкам, дескать, едем такой маршрут: хотите присоединиться — поехали вместе. В июле выехали впервые — на 50 км. И на первом райде собралось 18 человек! Хотя мы думали, что будет трое, ну пятеро... Это был тот ужасный день в июле, когда на Цне был ураган. А мы ведь стартовали как раз оттуда, но в прогнозе передавали страшную жару, поэтому мы перенесли старт с 09:00 на 07:00. Это нас и спасло. Мы хорошо покатались, перекусили в дороге, поболтали, вернулись не поздно. А к вечеру там же случился тот апокалипсис, который попал во все новости. Мы просто успели вовремя проскочить, — вспоминает Милена.

Затем были другие поездки, в том числе на 75 км. Эта, на 100 км, — четвертая такого формата в сезоне.

— И не пугает вас такой километраж?

— Мы выяснили, что девчонки могут ехать довольно бодро и довольно долго. Главное — не впадать в крайности и не бояться, — отмечает Анастасия. — Опытным путем установили, что средняя скорость, которая комфортна для большинства, — это 18 км/ч.

Асфальт и гравий. Новички и гонщики

Мало-помалу группа выехала за пределы города и по велодорожке устремилась в направлении Раубичей. Маршрут до спорткомплекса сам по себе довольно приятный, очень подойдет для тех, кто хочет оценить свои силы, но не ехать сразу много. Раньше мы подробно о нем рассказывали.

Но у девушек план был другой. Промчавшись по велодорожке, они поехали огибать Усяжу и Дубровенское водохранилище. Затем деревнями группа выедет к Смолевичам, оттуда замысловатым маршрутом возьмет курс на Колодищи и замкнет петлю снова в городе. Сто километров — расчет точный, сегодня это важно.

Группа всегда подбирается довольно разная в плане готовности. Нужно сделать так, чтобы все ехали вместе, никто сильно не отстал, никто не уехал далеко вперед. Девушки решают эту проблему по-женски вдумчиво.

— У нас есть человек впереди, который ведет группу по маршруту, есть тот, кто в середине, держит вторую пачку, которая движется чуть поспокойнее. Я на таких райдах обычно среди завершающих, ловлю тех, кто норовит немного подотстать или поймать грустное настроение. Заголодал, загрустил — это случается — важно вовремя помочь, — отмечает Милена.

— А как помочь?

— Иногда нужно поговорить, поддержать. А иногда мармеладные мишки спасают ситуацию.

Именно в этом трудность поездок на значительные расстояния, не в физической усталости: все-таки даже 100 км обычно под силу проехать на велосипеде относительно здоровому человеку. Важно распределить свои усилия, держать подходящий темп, не загнать себя в кризис. Не заголодать, к примеру, — это тоже наука. И часто она приходит только с опытом: организм у каждого свой, и ведет он себя под нагрузкой по-своему. И все же то, с чем в сольных поездках приходится справляться в одиночестве, в группе переживается зачастую легче. Приободрят, подкормят, напоят — и все без обидных улыбочек, потому что все слишком хорошо все понимают.

— Дорога может быть тяжелой, это ведь уже серьезный спорт. И новичкам нужно осторожно подходить к процессу, прислушиваться к себе, к тому, как заходит нагрузка, — серьезно говорит Анастасия. — Поначалу можно ездить и одной, но когда втягиваешься, то понимаешь, что нужна компания. Где-то ты подтягиваешь свои силы, где-то тебе помогают разобраться с нюансами.

— А много ли у вас новичков?

— Я бы сказала, что от заезда к заезду чуть больше половины участниц — это те, кто катает с нами постоянно. А еще треть — новые люди.

Девчонки продолжают свой путь, а мы замечаем интересную особенность. Ездить группой — это тоже навык, которому нужно учиться. Собрались, к примеру, 20 велосипедисток, все едут по одному маршруту, у всех разный уровень готовности, но это не гонка, а выставочный заезд — проехать 100 км, поддержав глобальный проект, запостить красивые фотографии. Если кто-то отъезжает вперед на лучшей готовности — это растягивает и рвет группу. Другие смотрят с недоумением: мол, мы же вместе договаривались ехать.

Как эту проблему решают опытные коллективы? В велоспорте есть понятие драфтинга: больше впахивает тот, кто едет впереди — он рассекает воздушный поток, борется со встречным ветром. Профессионалы выстраивают вокруг этого командную тактику, а для любителей это способ объединить группу. Самые сильные становятся вперед и не уезжают, а «тянут» остальных, задают посильный им темп. Сильные работают больше, то есть получают то, чего хотят. У остальных есть возможность ехать в более комфортных условиях и уставать меньше, но поддерживать общую приличную скорость. И все в выигрыше.

Почему не берут парней?

— А с парнями вы вообще никогда не катаетесь?

— Почему же, иногда катаемся, есть смешанные компании, например, — смеются девушки. — Но бывают такие вот чисто женские заезды. И сюда вход парням закрыт. Хотя они пытаются присоединиться под разными предлогами. Смешно было, когда перед первым райдом мальчишки умничали: а что, мол, вы будете делать, если проколетесь? Слушайте, может, и не каждый в своей жизни сам менял камеру в колесе, но в группе всегда найдется человек, который это умеет.

Что ж, еще один плюс в пользу совместных покатушек.

— То есть девушки в общих вопросах подкованы не хуже парней?

— Иногда лучше, — отвечает Анастасия. — Знаете, на что я обратила внимание? Вот у нас на райде однажды кого-то укусило насекомое. И все кругом: хочешь спазмалгон, хочешь что-то другое, пластырь, дезинфицирующее средство — все есть у всех. И я задалась вопросом: как часто парни возят с собой какие-то невелосипедные аптечки?

— Никогда.

— Вот! Я тоже убедилась в том, что парни обычно ездят пустыми. Хорошо еще, если есть чем колесо заклеить.

Привал

Идея таких поездок у непрофессионалов состоит в том, чтобы хорошо провести время, а не вымотаться вконец. Поэтому график выстраивается соответствующим образом: с остановками, перекусами и небольшими привалами. Самое простое — прикинуть с самого начала, где по маршруту встретятся сельские магазины, заправки, где можно будет пополнить запас воды или купить что-то перекусить. И в такие поездки стоит ездить уже за тем, чтобы увидеть, как забавно мы реагируем на одни и те же вещи. Вот обычный деревенский магазин — что в нем такого? А вы прокатитесь хорошенько, пропотейте, проголодайтесь. И это уже не магазин, а пещера Аладдина! И это не зефир, а какое-то невероятное, тающее во рту угощение. А вкус сливочного пломбира нет смысла даже пытаться описать словами!

И за таким нехитрым обедом быстро знакомятся и заводят хороших друзей. А уж сколько удивительных историй выслушаешь!

— Одна из идей, которая лежит в основе всех поездок, — познакомить девчат между собой. Я могу поехать по любому маршруту одна: например, недавно вернулась из сольного путешествия на 500 км по Беларуси. Но ехать в компании — это другое, — признает Милена.

— Ты расскажи, как тебе лиса ботинок сгрызла, — подхихикивает Анастасия.

— Мы на прошлых выходных катали с ребятами, маршрут на 300 км. Остановились на ночевку на туристической стоянке, все устали, все крепко спали, никто ничего не слышал. Я спала в гамаке (такой специальный туристический гамак с москитной сеткой), а ботинки остались внизу. Просыпаемся утром: сначала замечаем, что нет кастрюли, хотя в ней оставалась еда. Я все понимаю, это мой «косяк» — пришел какой-то дикий зверь. Затем метрах в 30 от нашей стоянки совершенно случайно обнаружился мой погрызенный ботинок. Велосипедная обувь, с контактными шипами: язычок в ней отгрызли полностью, шнурки погрызли мелкой фракцией — мы решили, что это была лиса. А второй ботинок не нашли вообще. В итоге 90 оставшихся километров я доезжала в тапках, давя маленькие контактные педали, — разводит руками Милена.

Про джерси и бибы

Компания бодро проехала экватор заезда и, по сути, ложится на обратный курс. А мы обращаем внимание на то, что все одеты по-разному, но с пониманием вопроса. Многие в велоформе хотя бы частично, у всех велошлемы.

— На самом деле к этому нужно привыкать. Я помню, как в первый раз подумала о велосипедной джерси — майке. Это же для спортсменов, для чего мне она? Потом решилась, купила: боже, карманы на спине придумал гений! — смеется Милена.

— Ладно джерси, вот биб — велосипедные шорты — на него нужно решиться. Кажется, что это что-то совсем для профессионалов, что нам это не доступно. Потом покупаешь и понимаешь — а, так в этом есть смысл! — добавляет Анастасия.

И все же девушки другие. Вот спросите у парня, увлеченного велосипедиста, что у него за велосипед. Он во всех деталях расскажет и о велике, и о том, где покупал запчасти, как собирал, что еще собирается поменять. Девчонки к технике, как нам показалось, относятся чуть проще.

— О, классный велик. Алюминиевая рама?

— У меня? Сейчас... (Идет к парню.) Слушай, у меня алюминиевая рама?

Финиш. Все доехали?

Когда едешь один и устал, все надоело, велик соблазн сойти с маршрута, не доделать начатое до конца. Но в большой компании такой вопрос никто не ставит. Все смотрят друг на друга и приободряются — уже немного осталось.

— Что скажете тем, кто никогда не ездил 100 км за раз, хочет попробовать, но боится?

— В компании веселее! Многие приезжают и говорят потом, мол, я бы одна не решилась, я не знала, что так могу. В конце концов для этого и нужен велоклуб, — смеются девушки.

Но даже в случае если что-то пошло не по плану, всегда можно продумать запасной вариант, как-то эвакуироваться с маршрута или этот маршрут где-то срезать, чтобы быстрее вернуться домой.

— Что вы делаете с теми, кто отстал?

— Подбадриваем. Кормим. Поим. Важно социальное взаимодействие, — уверена Милена.

— Когда едешь в группе, тебя это обязывает. Ты едешь не со знакомыми людьми, и у тебя, возможно, больше опыта. Включается какая-то ответственность, — серьезно говорит Анастасия.

— А для вас какая дистанция оптимальная? Все же 100 для девчонок — скорее челлендж, вряд ли каждый день захочется столько ездить.

— У меня любимая дистанция — 70 км. Это прямо в кайф! — прикинула Милена. — Мы же девочки, мы любим фотографироваться. Когда ездили 75 км, то, к примеру, хотели сфотографироваться на фоне поля с подсолнухами. Хорошая мотивация. С парнями так не поездишь, парням все время нужно быстрее, не могут потерпеть, пока у тебя получится удачный кадр.

— Ну да, и для меня где-то так, между 50 и 100. Потому что если меньше 50 — как-то и из дома лень выходить. А 50 км в посильном темпе — это интересная велопрогулка в приятной компании, — отметила Анастасия.

А еще женская велотусовка всегда притягивает внимание. В городе ли они едут, проезжают ли деревни — кто увидел, остановится на месте как вкопанный и будет глазеть: что за диво дивное. Согласитесь, это и правда красиво.

И вот так потихоньку, за разговорами, с перерывами для фото, они доехали.

— Сто километров точно есть, проверяли? — спросил кто-то усталый, но довольный.

— Сто есть! Даже чуть больше, — успокоили в ответ. — У нас получилось!

Постскриптум

А на главной площади последний час маялись парни. Те, кого с собой покататься не взяли. Тоже в велоформе, тоже с хорошими велосипедами. Ходили за кофе, поглядывали в телефоны, негромко переговаривались. Ждали. А потом заторопились, пошли встречать — девчонки наконец приехали.

Появились цветы, прохладительные напитки, девушки рассказывали парням о своих впечатлениях. Те слушали немножко с завистью, потому что выехать мужским клубом на сотню можно хоть завтра, но, во-первых, так красиво все равно не получится и прохожие на улицах оборачиваться вряд ли станут, а во-вторых, это будет просто сотня, которой никого в компании не удивишь. А тут совсем другое, эксклюзивно и раз в год. Есть теперь чем удивлять всех знакомых и незнакомых.

— Всегда приятно, когда парни встречают на финише. Вот это та поддержка, которая всегда кстати, — говорят девушки.

— Понятно теперь, почему не берете парней с собой. Пусть лучше так встречают! А то какой толк, если все ушатались, а встретить некому?

— В парах это очень важно. У кого-то муж остался с детьми, другую встретили, помогли. Любая девушка ценит, когда к ее увлечениям так относятся.

Закончился ежегодный заезд на 100 км, но не закончился велосипедный сезон, в том числе для девчонок из Go Girl Ride. Еще можно успеть придумать красивый осенний заезд, а у тех, кого зажгло, еще есть время к ним присоединиться. Делайте то, что нравится! Два колеса вертятся, а Земля круглая — всегда приедете туда, куда надо.

Благодарим магазин Borant и сеть магазинов «Твой велик» за помощь в организации репортажа.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by