ВелоПетрович

«Ездит по тротуарам. В ГАИ его регистрировать не нужно». Это самый странный велосипед во всем городе

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
10 093
13 октября 2024 в 11:20

В интересное время живем. Сто лет все было упорядоченно, по полочкам: четыре колеса, два, мотор, лошадиные силы. А последнюю пятилетку или две мы все время опаздываем. Представление о том, каким может быть транспорт, уезжает вперед, как юный лихач на бесконтрольном электросамокате. Что-то записали в скрижалях, и это устарело тут же — не успели обсудить толком. Можно или нельзя, шагом или верхом — поздно, не справляемся, увязаем в болоте. Сегодня тестируем велосипед — не велосипед, машину — не машину. По ПДД почти пешеход — ездит по тротуарам, дорогу пересекает по пешеходным переходам. Чудо-юдо, одним словом, но пора бы уже привыкать к чудесам.

— Это что?

— По всем документам это электровелосипед. Он разгоняется максимум до 25 км/ч, в ГАИ его регистрировать не нужно, — говорит электровелосипедист Тимофей.


Кстати, вы же помните, что в Правилах дорожного движения понятия электровелосипед нет? Зато дается определение велосипеду, и вот в него-то вполне укладывается в том числе и наша велорикша.

Правила дорожного движения (п. 2.5):

«Велосипед, веломобиль — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой».

Велосипед этот трехколесный, что специфично, как, в принципе, и все остальное в этой модели. Ну вспомните, когда вы последний раз гоняли на трехколеснике?

— В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Самый главный плюс: он стоит безо всяких подпорок, нет проблем с тем, чтобы держать баланс. Минусы — это субъективные ощущения. На поворотах, да еще на скорости, кажется, что его завалит на бок и перевернет. Но такого не случалось ни разу. Хотя, как по мне, в поворотах лучше все равно с запасом снижать скорость, — рассказывает Тимофей.


Идея такая: трехколесная база, задняя ось отвечает в большей степени за распределение нагрузки, переднее колесо, как третья точка опоры, обеспечивает устойчивость и руление. Первый «Моторваген» Карла Бенца видели? Вот что-то похожее.

Высота нашего, так сказать, велосипеда — 2 метра, длина — 3,4 метра, ширина — 1 метр. Понятно, что с такими пропорциями нужно всерьез озаботиться грамотным размещением груза, чтобы обеспечить достаточно низкий центр тяжести. Рисковать в поворотах действительно не тянет: ничего не указывает на то, что эта штуковина может опрокинуться, но проверять на себе совсем не хочется.


— Сколько он весит?

— Снаряженная масса — около 235 кг. Грузоподъемность — еще порядка 100 кг.

Такой вот велосипед.

Правила дорожного движения:

«Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края (п. 148).

Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться (п. 150)».

Напомним, что недавно прошли общественные обсуждения возможных изменения в ПДД. Одно из них касается как раз пересечения проезжей части по пешеходному переходу в том числе на велосипеде: предлагается обязать велосипедистов спешиваться. Очевидно, что в случае с таким велосипедом выполнить это требование будет решительно невозможно. Казус.


— Как все работает?

— Для полноценного движения вперед нужно крутить педали. При этом начинает работать электромотор-ассистент. Электовелосипед ускоряется, причем динамика зависит от выбранного режима. Я бы сказал, что 25 км/ч — максимальная скорость, с которой он может ехать, — в условиях нашего города даже избыточна, по крайней мере для такого транспорта. 10 км/ч, ну 13 км/ч — оптимально, максимум — 15 км/ч, — отмечает Тимофей.

Интересная штука: отключить электромотор и ехать только за счет усилия на педалях не получится. Ну и выглядела бы такая попытка довольно нелепо, нужно сказать. Но и не крутить педали, а ехать на всех парах только за счет электроэнергии тоже нельзя. Крутишь педали — мотор включается, не крутишь — в полную силу не включается.


— А для чего тогда гашетка на руле?

— Есть опция: велосипед может двигаться только на электротяге, но со скоростью пешехода — 5 км/ч. Если выкрутить все настройки на максимум — поедет со скоростью 8 км/ч, но не больше. Это нужно для того, чтобы аккуратно сманеврировать где-то в сложных местах, переехать тот же пешеходный переход, припарковаться. Кстати, этот велосипед может двигаться в таком режиме задним ходом.

Мы попробовали — работает. Смотришь в боковые зеркала, аккуратно сдаешь назад, велик попискивает, предупреждая пешеходов, — все по-взрослому.



— А как он берет подъемы с его-то массой?

— Все отлично, по крайней мере на нашем рельефе проблем никогда не возникало. Еще одна удобная функция — электроручник. Если нужно остановиться, можно заблокировать колеса, и даже на уклоне велосипед не укатится.

Любопытно то, как в этом транспорте сочетаются велосипедная и практически автомобильная составляющие. Есть цепь — ее нужно смазывать, механики делают это каждую неделю. Есть гидравлические тормоза, которые активируются ручками на руле — совсем как у обычного велосипеда. Есть вполне велосипедный переключатель скоростей, чтобы отрегулировать нужное усилие на педалях. Велосипедное седло на стандартном амортизационном велосипедном подседельном штыре — это по сути единственная амортизация здесь. Даже велосипедный звоночек есть.


И в то же время называть это велосипедом язык не поворачивается. Кабина водителя, ветровое стекло со щеткой стеклоочистителя и омывающей жидкостью из бачка, светодиодные фары, стоп-сигналы, указатели поворотов. Не хватает разве что гидроусилителя руля — на небольшой скорости нужно прилагать усилия как в «Копейке». Зато есть парктроники для движения задним ходом и USB-порт для зарядки телефона. А для водителя — небольшой отсек с кодовым замком — для личных вещей.

Знаете, что напоминает поездка на этом транспорте? Хоть и нужно крутить педали, вы не ощущаете себя ни на велосипеде, ни на катамаране каком-нибудь. Трамвай! Водитель сидит высоко, глядит далеко. Вся конструкция идет жестко, постукивая на стыках плитки — тук-тук, тук-тук. Электрическое гудение двигателя, легкое пошатывание. Еще бы рычаги вместо руля.


— А какой запас хода?

— При полном заряде — 25 км. Но есть возможность смены батареи. А поскольку эти батареи есть где возить, то запас хода можно увеличить весьма значительно, — рассказывает Тимофей.

— И сколько нужно времени, чтобы научиться этим полноценно управлять?

— Совсем немного. В общем-то на ровном покрытии все достаточно просто, а вот неровная дорога требует сноровки и опыта.


Велосипедист прав: на пустом широком тротуаре или на велодорожке никаких трудностей не возникает. Знай следи в оба, в том числе по зеркалам, чтобы кто-то особо быстрый не пошел на обгон впритирочку или пешеход не шагнул под колеса. Поэтому хорошо бы иметь водительский опыт. С другой стороны, как проехать на этом по загруженным пешеходами дорожкам — представить невозможно.


И это оголяет существующую проблему, которая не решается предложенными изменениями в ПДД. Максимальная скорость — 25 км/ч. То есть не транспортное средство, то есть — на тротуар. И масса в пару-тройку центнеров, да еще и полуавтомобильные габариты. При этом не нужно думать, что такой транспорт — это некая диковинка откуда-то из Китая. Такие велорикши активно работают и в Берлине, и даже в Париже, который, как вы помните, запретил кикшеринг (аренду электросамокатов) на законодательном уровне. А такие велоповозки там ездят вовсю, прямо в центральной части города: развозят туристов, работают в доставке, возят пиццу. Но для них там есть инфраструктура, есть велодорожки, есть терпеливые водители, которые не занимаются контролем других участников движения, а ведут себя нормально: стараются ехать так, чтобы ничего плохого не случилось.

Конечно, иной пешеход, увидев такой транспорт на тротуаре в Минске, сильно удивится. Кто-то испугается. Кто-то будет негодовать. Возможно, на тротуаре такому транспорту и не место. Но проблема решается не требованиями в ПДД. Нужны условия. Городу будет легче дышаться, если доставщики будут ехать по велополосе на таких рикшах, а не стоять в пробке на проспекте в своих автомобилях.


Пока рассуждаем об этом, из окна Volkswagen Transporter, стоящего в заторе перед площадью Богушевича, выглядывает женщина.

— Ой, а что это у вас такое?

— Это? Велосипед! 

— Серьезно? Как здорово! И как он ездит?

Рассказываем ей и о том, как ездит, и о том, сколько всего в нем можно перевезти. Женщина в восторге. Мы тоже.



— Что ты в нем возишь?

— Этот электровелосипед — часть рекламной программы ЖК «Вершина». Соответственно, вожу промо-продукцию, всякие рекламные штуки. В сезон каждый день перемещаемся по городу, рассказываем людям о нашем жилом комплексе.


— Наверное, люди обращают внимание на твой транспорт? 

— Да, отбоя нет! Всем интересно: а где купили, а сколько стоит, а покататься можно? Катать мы никого не можем, к сожалению, велосипед исключительно грузовой, в таком варианте, по крайней мере.

— А сотрудники ГАИ вопросов не задают?

— Нет, никогда еще не подходили.


Конкретно у этой модели за кабиной водителя размещен объемный грузовой короб. Его можно снять — аккуратно спустить по рельсам, освободив тележку. Наверное, это дает возможность некоторой кастомизации транспорта, использования различных конфигураций.

— Откуда вообще этот так называемый велосипед? Китай?

— Нет, Германия.

Удивил. Впрочем, мы же говорили — в Европе такое чудо несложно встретить на улицах мегаполисов.


Что касается стоимости, то она, по слухам, сопоставима с ценой новой бюджетки.

— Скоро зима. Будешь прятать велик в гараж? Или как все — на балконе хранишь?

— Вообще его можно хранить даже на улице: без ключа все равно не разблокировать, как какой-нибудь мотоцикл. Мы для него даже пошили чехол на случай непогоды. Но зимой, конечно же, уберем его под крышу. По планам он будет выставляться в торговых центрах — продолжит выполнять свою рекламную функцию, — рассказывает Тимофей.






Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by