Тест-драйв

«Это был просто ком пыли». Audi 100 провела в гараже 20 лет и теперь в строю. Катаемся и слушаем владельца

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский. Видео: Николай Чубенко
28 613
16 октября 2024 в 8:00
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

«Сотка». Она же «сигара», она же «селедка»… В свое время для многих белорусов Audi 100 стала первой иномаркой, да и сейчас эти автомобили все еще встречаются на дорогах. У нас в руках оказался весьма живой экземпляр, которому без малого 40 лет. Рассказываем его историю и оцениваем «сотку» с позиции сегодняшнего дня.

Все дело в кузове

Итак, знакомьтесь: Audi 100 Avant 1985 года выпуска. На одометре застыла цифра 180 246 км, а дальше счетчик не спешит наматывать километраж, так что реальный пробег остается загадкой. Зато известно, что этот автомобиль два десятилетия провел в гараже. Капсула времени?

Ну уж нет! Во-первых, даже официальный пробег уже довольно велик. Во-вторых, на кузове достаточно потертостей, вмятин и прочих мелких дефектов. И салон не идеален: приборный щиток не закреплен, пыльник кулисы порван, задний диван — с поврежденной обивкой. По части техники все неплохо, но требует замены сцепление. А список выполненных по машине работ уже довольно внушительный.

Историческая справка

Третье поколение Audi 100 c индексом С3 выпускалось с 1982 по 1991 год, обновление модели было проведено в 1988 году (появились утопленные дверные ручки и новая приборная панель). Помимо базовой модели предлагалась версия 200, комплектуемая только мощными моторами и обладающая хорошим оснащением. На рынке США эта модель была известна как Audi 5000.

Семейство включало седан и универсал Avant. Кроме переднеприводных версий были предложены полноприводные с фирменной системой quattro (знаменитый самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen стали применять на втором поколении трансмиссии с 1988 года, до этого «центр» блокировался принудительно, как и задний дифференциал).

Автомобиль комплектовали 4- и 5-цилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1,8—2,3 литра с карбюратором или системой впрыска, 2,2-литровые моторы имели турбонаддув. Дизельные версии оснащались атмосферными и турбированными моторами объемом 2,0 литра, был 2,4-литровый «атмосферник», а в конце карьеры «сотка» получила и турбодизель 2.5 TDI с непосредственным впрыском топлива.

— Не надо думать, что гаражная находка — это «сел и поехал». Тогда, 20 лет назад, этот конь стал спотыкаться на все четыре ноги, вот его и закатили в сарай. Так он и простоял 20 лет — с открытыми окнами. Поэтому сантиметровый слой пыли был что на кузове, что в салоне. И не работало вообще ничего. Шины все лысые в ноль, вместо масла — гуталин, — вспоминает Дмитрий, в каком виде он приобрел эту «сотку» чуть более года назад.

Дима — человек известный в автомобильном мире Беларуси, и все давно в курсе, что он любитель старых машин, а его обычная фраза при осмотре того или иного янг- или олдтаймера — «умели раньше делать». При этом Дима не только ахает и охает, он действительно ежедневно ездит на старых автомобилях, показывая пример другим. Теперь вот в семейном автопарке есть и Audi 100.


— Как ты ее вообще купил?

— Случайно. Сидел, просматривал сайты по продаже автомобилей. Тут выскочила эта «сотка». Позвонил… А там машина простояла в гараже 20 лет. Отправил туда друга, он приехал, оставил аванс. Все заняло считанные часы. У продавца телефон раскалился от звонков. Но мы оказались быстрее. Стоила она примерно три с половиной тысячи рублей.

— А смысл брать автомобиль в таком состоянии?

— Кузов был очень живой. Мотор ты поменяешь, коробку, салон. А кузов не поменяешь. Здесь же с этим все в порядке, машина хорошо сохранилась.

Дима вспоминает, что было плохо абсолютно все. Не было аккумулятора, сцепления, барахлил бензонасос...

— Я отдал «сотку» в детейлинг. Когда ее отмыли, я увидел: о, машина! Меня раньше Audi 100 вообще никогда не впечатляла: пенсмобиль, картошку ездить копать. Но я проехал, прочувствовал кайф пяти цилиндров.

Автомобиль не едет быстро, но едет эмоционально. Все дело в звуке, в том, как мотор начинает рычать. И становится понятно, почему Audi так долго держалась за эту компоновку с нечетным числом цилиндров, — говорит мужчина.


— Постепенно стал на ней «наваливать» — и начал понимать, за что люди любят эти Audi 100 2.2 Turbo и почему за ними гоняются. Да, ее не заставишь поворачивать, она на конструктивном уровне не для быстрой езды вообще. Но она поехала. И я до сих пор не могу сказать, что получаю удовольствие за рулем, но я кайфую от звука и вибраций мотора, — признается Дима.

Сколько за время владения было потрачено денег, мужчина не считал, но по грубым прикидкам еще одну стоимость машины уже вложил. При том что обошлось без серьезных ремонтов:

— Сразу поменяли масло в двигателе. Проехали на нем буквально 500 метров — загорелась лампа давления. Видимо, предыдущий владелец ездил на гуталине и давал газу, и это отразилось на состоянии вкладышей. Поменяли их, залили новое масло, потом еще раз его обновили, благо мотор старый, все недорого, включая технические жидкости.

Все это дало эффект: двигатель ожил. Сейчас я периодически кручу его в отсечку: слышно, что есть посторонние звуки, но едет бодро, масло не жрет.

Также менялся ремень ГРМ, свечи зажигания, провода, вкладыши, главный тормозной цилиндр, сайлент-блоки, шаровые опоры и тормозные колодки. Тормозные диски оказались в нормальном состоянии, суппорты — вообще в хорошем, так что их не трогали.

— Я поменял все четыре амортизатора. Да, поставил самые дешевые — Stellox, Patron. Но новые. И только после этого я понял, как едет Audi. Было ощущение корабля, а с новыми амортизаторами появилась управляемость. Если ты хочешь получить удовольствие от старого автомобиля, им надо заниматься, приводить все в порядок. В противном случае это будет просто старый автомобиль, который сможет вызывать ностальгические чувства, но будет ехать как драндулет. А еще «лежачие полицейские» можно проскакивать ходом, мне понравилось, — делится владелец.

Надежно, скучно

Что ж, пришло время проверить «сигару» в действии. Поменявшись с Димой машинами, я на несколько дней окунулся в мир ностальгии по «немцам» 1980-х.

Ручки с курками под естественный хват — примета «дорестайла»: с 1988 года на «сотке» начали применять утопленные ручки, как на только вышедшей на рынок «бочке» Audi 80. В салоне — старая «квадратная» панель, совершенно старомодная на сегодняшний день, но с полочкой аккурат под современный смартфон. Немцы что-то знали в 1980-х?


Набор регулировок минимальный, положение рулевого колеса и вовсе нельзя изменить, но это не мешает быстро найти оптимальную посадку. Вот она, знаменитая немецкая эргономика. Сидеть удобно, все под рукой.

Правда, в Audi слегка перемудрили со стрекозой на рулевой колонке. Здесь не два подрулевых переключателя, а целых четыре. Правый малый отвечает лишь за включение «аварийки», левый — за головную оптику. При заглушенном двигателе ближний свет продолжит гореть, высаживая аккумулятор…

Даже с закрытыми глазами понимаешь, что сидишь в старом автомобиле — его выдает характерный запах. Точно так же пахнут 40-летние Ford Sierra, Volkswagen Passat, Opel Rekord и прочие немецкие «старички».

А еще всех их объединяет то, с каким звуком работает бензиновый двигатель. Вроде система выпуска в порядке, но что-то как будто слегка подсекает. И так звучат очень многие старые машины.


А что там Дима говорил про звук мотора? На небольших оборотах ничего особенного не слышишь. Но если продавить педаль газа чуть сильнее и раскрутить движок как следует, то 5-цилиндровый агрегат действительно начинает «сердито рычать». Это не спортивная злость, но что-то в этом есть. А главное, на высоких оборотах 2,0-литровый мотор начинает неожиданно хорошо тянуть, так что знай только вовремя передачи переключай.

В общем, если подстегивать, едет «сигара» довольно бодро, но шасси этот задор не хочет поддерживать. Покачивая большой руль, отмечаешь некоторую легковесность — кажется, что информативности управлению недостает. Но в первом же повороте усилие на баранку приходит: «сотка» норовит ехать прямо, не особо желая поворачивать. Неудивительно — мотор-то у нее висит перед передней осью. В итоге имеем отличную курсовую устойчивость, но явно недостаточную поворачиваемость. То есть характер у машины вполне безопасный (если знать меру в поворотах), но откровенно скучный.

И да, этот автомобиль с просторным салоном и просто необъятным багажником отлично подходит для поездок по трассе. Устойчивый, мягкий, разве что по нынешним меркам не очень тихий. Хотя с аэродинамикой у данного поколения модели все в полном порядке: Сх равен 0,30, что в 1980-х было едва ли не рекордным показателем для серийных машин.

А еще — представляете — здесь есть климат-контроль. На автомобиле с ручными стеклоподъемниками и часами вместо тахометра имеется система автоматического поддержания температуры с кнопочным управлением. Все дело в специфике работы с оснащением, когда покупатель платит только за нужные ему опции.


Одна проблема: кондиционер в эту жару не работал. Но Дима планирует его восстановить:

— Продается б/у компрессор, все починят. И тогда у меня будет отличный автомобиль для путешествий. Салон огромный, багажник тоже, загрузился и поехал. Надежность? Ну, радиатор как-то потек. Но я просто воды долил и дальше поехал. Чтобы машина вдруг колом на дороге встала, такого не было.

Не надо музей, надо на каждый день

— Выводить в музейное состояние этот автомобиль в теории можно, но смысл? Поменять сцепление, чуть-чуть доделать по технике, и я уверен, что путешествие в 3—4 тысячи километров осилю без проблем. Есть какое-то чувство надежности. Достаточно поменять то, что было убито предыдущими владельцами, и все будет окей, — рассуждает Дима.

Как человек, имевший дело с подобными автомобилями, не будут его разубеждать, аргументируя тем, что детали на старые модели хоть и недорогие, но требуются постоянно.

— Большой плюс этой машины в том, что поиск запчастей и их стоимость не являются болью для владельца. На Lincoln Town Car я не могу найти вообще ничего, а на Audi ты открываешь объявления и получаешь очень много разных вариантов. И цены приятные. Амортизаторы — по цене капучино. Автомобилей, деталей осталось так много, что сделать из «сотки» конфетку не является проблемой. А можно и в таком виде оставить — она уже похожа на автомобиль, — считает мужчина.


Что ж, ездить на подобной машине каждый день действительно можно, была бы надежность. Хотя рассматривать в роли янгтаймера Audi 100 — странное решение. Ну нет в этой модели какой-то исключительности, особой эстетики или технической изюминки. По крайней мере, если говорим про «сотку» с передним приводом и обычным атмосферным двигателем. Зато есть практичность и хорошая сервисная база, с этим не поспоришь.

— Меня люди часто спрашивают, мол, почему я все на «корчах» езжу, почему новую или свежую машину не куплю? Но у меня нет 300 000 рублей на интересный мне автомобиль, а машина за 70 000 рублей — ну, мне тяжело будет. Там много современных опций, но будут вопросы к тому, как автомобиль едет. Это сырой продукт, не доведенный до ума.


А в Audi есть все базовые потребности: нормальная посадка, нормальная рулежка, плюс прикольный звук мотора. И ты едешь на нормальной машине. Нет экранов, но технически это очень крутой автомобиль. Сорок лет назад могли сделать посадку, подвеску и чтобы машина ехала. А сейчас не могут, — заключает Дима.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by