Трасса М5 (Минск — Гомель) осталась единственной из дорог, связывающих столицу с областными центрами, которую мы вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, подробно не разбирали. Спешим это исправить и отправляемся в пусть. Сможет ли гомельская трасса чем-то удивить искушенного водителя?
Выезд из города по Партизанскому проспекту, Шабаны. Многие привычно называют этот выезд могилевским, хотя, по справедливости, он такой же гомельский. Если не бываете здесь часто, то поначалу можно и запутаться, все же информативности указателям недостает.
— Эта дорога ведет в двух направлениях, здесь, по сути, начинаются и трасса М4 на Могилев, и трасса М5 на Гомель. Об этом нужно знать, потому что даже место развилки не вполне очевидное — можно и проехать. Короче говоря, чтобы ехать на Гомель, ты должен знать, куда именно ехать, — отмечает Юрий Краснов. — Что характерно, до развилки движение очень напряженное: много грузовой техники, тракторов, большой поток машин — все несутся, перестраиваются. И вдруг после развилки все это заканчивается, наступает релакс, причем в каком бы направлении ты ни поехал.
Многие скажут, что гомельское направление более загруженное по сравнению с могилевским. Возможно, но по нынешним временам разница не особо заметна.
Едем и вспоминаем о том, что разные участки М5 в разное время проходили этап реконструкции, некоторые — относительно недавно. В частности, на начальном отрезке появилось тросовое разделительное ограждение — оно здесь было не всегда. Да и вообще широкая трасса — по две полосы в каждую полосу — долгое время существовала, по сути, лишь до Марьиной Горки, а затем вела узкая дорога: полоса туда, полоса назад.
— На первых километрах обращает на себя внимание рваный скоростной режим: то 120, то 100, потом 80. Причем не сразу поймешь, в чем же дело. И как следствие, есть проблемы с соблюдением скоростного режима: водители едут так, как им удобно, а снижаются только там, где стоят камеры. Их, к слову, достаточно. А вот на среднюю скорость тут не ловят, как я понимаю, — продолжает ведущий рубрики.
В районе Моторово останавливаемся — светофор. Впереди перекресток в одном уровне, здесь же пешеходные переходы.
— Как говорится, что-то мало светофоров на скоростной трассе, хотелось бы почаще. Это шутка, — задумчиво улыбается Краснов.
Снова едем, но кто-то нас постоянно опережает, что необычно, мы ведь тоже не тихоходы.
— Заметно, что есть нервные водители, которые всех пытаются объехать. На могилевской я такого не припомню. Там движение совсем разреженное, никто не нервничает, — говорит инструктор.
Соглашаемся с ним, а сами думаем: почему трасса такая замусоренная, вся в какой-то траве? Вскоре догоняем первопричину: грузовик везет какую-то солому, кузов не накрыт, и все это разлетается во все стороны.
— Да что же за издевательство? — вспыхивает наш водитель.
А впереди снова светофор, снова стоим. Причем перед перекрестком, где даже пешеходных переходов нет, — вероятно, никому они там не нужны.
На самом деле водители из этих мест припомнят, что перекресток раньше имел дурную славу — аварии здесь происходили не так уж редко и с серьезными последствиями.
— В идеальной ситуации в таких местах нужно делать эстакаду, подводить выезды, пересечение в другом уровне. Места хватает, но, конечно, это большой объем работы, — признает преподаватель.
Снова едем, но снова не ритмично. То 120, то 90, то 60. Светофоры, перекрестки, переходы. Весь поток тормозит — водители боятся камер.
— Анархия какая-то на этой дороге. Она не ритмичная, здесь какие-то свои правила, — ворчит Краснов.
Что касается качества дорожного полотна, то есть не так много мест, к которым можно придраться, — все-таки трассу приводили в порядок. Например, в районе Свислочи асфальт похуже: его латают, но, конечно, он откровенно дожидается замены.
— Эта дорога не только на Гомель, но и на Бобруйск — крупный город со своими производствами. На М5 есть трафик грузового транспорта. И поэтому заметна колейность в первой полосе, хотя в целом покрытие в хорошем состоянии, — подтверждает ведущий рубрики. — И обзор хороший: леса далеко от дороги, кругом поля. Те же 120 км/ч здесь — никакая не проблема. Дорожное полотно тут ни при чем: на М1 неидеальные участки тоже есть, и там — 120. Почему на М5 меньше — мне непонятно. Был только небольшой кусочек со 120, в основном — 100. Но одно дело — знаки, а другое — как реально едет поток.
Можно предположить, что не последнюю роль играет то, что на трассе достаточно много наземных пешеходных переходов. И это не все: кое-где также встречаются знаки «Дикие животные».
— Пешеходных переходов и правда много, значит, много населенных пунктов рядом. Причем абсолютное большинство переходов наземные, — отмечает инструктор. — А вот со скоростью все равно нет единообразия. Едешь — впереди пешеходный переход. Знаками снижается скорость: где-то до 80 км/ч, потом до 70, а где-то до 90, потом до 70, а то и до 60. И ты не понимаешь, от чего это зависит, почему все по-разному.
Выехали на участок с очень свежим асфальтом. Говорят, некоторое время назад это был худший участок на всей М5, такой он был разбитый. Проблему устранили радикально, как и следовало, — переложили асфальт. Стало хорошо.
— Я думаю, постепенно везде такой асфальт уложат — это вопрос времени, — успокаивает преподаватель. — Но пока трасса держит в напряжении, и не из-за дорожного полотна, а из-за своего неспокойного ритма. Здесь уже после первых 30 км понимаешь, что нужно постоянно быть начеку, постоянно контролировать скорость. У такого подхода есть и обратная сторона: водитель едет и думает только о том, как бы на камеру не попасться.
За Пуховичами трасса стала более однообразной. Замечаем площадки для отдыха тут и там. Симпатичные, но без удобств.
— Кому удобства — нужно заезжать на АЗС. Там и перекусить можно заодно, — предлагает Краснов.
Кстати, когда-то гомельская трасса славилась своим общепитом. Но потом ситуация изменилась, трафик стал меньше. Сейчас некоторые кафе остались, у других заколочены окна. Главные пункты питания теперь — заправки.
— Кстати, заметили, что ехать стало приятнее? Как разрешили 120 км/ч стабильно, так оно и поспокойнее стало: едешь и не дергаешься лишний раз. И замечаешь, что пейзажи здесь красивые — глаз отдыхает, — заулыбался инструктор.
Но глаз недолго отдыхал — Краснов вдруг заметил нечто совершенно удивительное.
— Это как? — воскликнул вдруг он. — В жизни такого не встречал! Тут же должен быть пешеходный переход.
Стали разбираться. Участок дороги, разрыв в разделительном ограждении. Кажется, все сделано для того, чтобы пешеходы могли перейти на другую сторону. Но вместо знаков «Пешеходный переход» и «зебры» установлены таблички с надписью «Пропусти автомобиль!»
— Да как же это? — недоумевает ведущий рубрики. — Если здесь можно пересечь дорогу, то должен быть пешеходный переход. Если перехода нет — то и пересекать нельзя, это однозначно прописано в правилах. Выходит, людям разрешили переходить дорогу там, где им нельзя ее переходить. Была бы это хотя бы двухполосная дорога с такими табличками — ну еще хоть как-то можно понять. А здесь — как без перехода?
Мы поначалу решили, что это какое-то уникальное место. Поехали дальше — нет, такие участки с табличками «Пропусти автомобиль!» встречаются довольно часто. Наибольшая их концентрация, условно, со 106-го по 125-й километр гомельской трассы.
— Смотрите, тут был пешеходный переход, разметку не до конца стерли, — наш водитель осматривает очередное такое место. — И как это так? Может быть, здесь очень мало людей ходит и это компромиссный вариант? Но ведь по ПДД это неправильно.
Правила дорожного движения (п. 18.3.1):
пешеходу запрещается переходить (пересекать) проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги с разделительной зоной, разделительной полосой.
— Это в отдельно взятом районе решили применить такую экспериментальную организацию движения, — гадает Краснов. — Мечта многих водителей, я в этом не сомневаюсь. Но, как мне кажется, это не очень правильно. Ходите как хотите? А если человек пожилой — ему как быть? Если здесь ходят люди, то почему бы не сделать для них переход? Остановки транспорта есть для кого-то, значит, и переходы нужны. На мой взгляд, решение с такими табличками — очень спорное, мы ведь боремся за обеспечение безопасности пешеходов. Водителю удобно: он едет — ему хорошо. Но с точки зрения безопасности это очень неоднозначно.
Приближаемся к Бобруйску и видим здоровенный знак, обозначающий объездную дорогу и направления движения с нее.
— Так, нам… куда нам? Постой! — водитель проезжает мимо, так и не сориентировавшись, налево нам или направо.
Краснов удивлен настолько, что не сдерживает смеха.
— Хитрая развязка: вроде все понятно, но не успеваешь сориентироваться, куда тебе ехать. Я эту схему увидел и растерялся, хотя по факту все достаточно просто. Наверное, стоило остановиться и подумать, — отмечает он.
Знающие люди говорят, что даже если выбрать не ту сторону, будет возможность проехать по кругу и выехать туда, куда нужно. Хотя из знака следует, что кольцо не замкнуто. И диву даешься, насколько оно гигантское.
Мы все же нашли на гомельской трассе один подземный пешеходный переход. Это куда безопаснее, чем перебегать дорогу после того, как «пропустил автомобиль». Жаль, что подобные переходы здесь такие дефицитные.
— Вот тоже спорное решение: место для разворота в основной полосе. Ты снижаешь скорость, а в тебя уже кто-то летит, — Краснов указывает на дорогу впереди.
Мало кто знает, но преподаватель попадал в серьезное ДТП при подобных обстоятельствах.
— У меня такое было в Минске, на улице Орловской, когда там еще не было отдельных полос для разворота. И нужно было разворачиваться из крайней левой полосы, — рассказывает он. — Я на пассажирском месте, за рулем курсантка. Мы остановились, а сзади в нас Nissan Patrol с металлическими дугами прилетел! От Toyota Yaris осталось полмашины. Водитель Nissan, как потом выяснилось, ехал в средней полосе и решил перестроиться влево. Перестроился, а там мы. Я успел только что-то крикнуть и сжаться весь. Потом локоть долго болел — обо что-то ударился. Девушка тоже оказалась цела. Можно сказать, повезло.
Чего еще не хватает на гомельской трассе, так это обустроенных мест для разворота. Максимум есть отдельная полоса для такого маневра. Но никаких «капелек» на выездах — бюджетного решения, которое применяется, к примеру, на М6 (Минск — Гродно).
Без приключений добираемся до Гомеля.
— На многих участках трасса М5 напоминает М1 (Брест — Минск — граница России). Может быть, поновее разве что. Может быть, без особых изысков, но в целом для водителей она удобна, — отмечает инструктор.
Все-таки заметно, что разные участки дороги переделывались в разное время. Где-то есть разделительное ограждение, а где-то его нет. Где-то на М5 нет даже асфальтовой обочины, хотя в основном с этим все в порядке. Где-то установили ограждение от диких животных, где-то — нет. Такие ограждения, к слову, при определенных обстоятельствах животные могут проломить, по крайней мере мы видели явные примеры таких повреждений — выглядит жутковато.
— В общем, это свежая дорога с хорошим асфальтом. Но когда мы говорим о скоростной трассе до областного центра, то сразу ожидаем, что основные моменты будут учтены. К основным моментам относятся и безопасность пешеходов, и развязки или какие-то безопасные места для разворота. Уверен, что рано или поздно этому смогут уделить внимание, — подытоживает Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by