Какие хронические проблемы Минской кольцевой автодороги вы знаете? Тихоходы, отсутствие системы раннего предупреждения, разделительное ограждение, которое уже не раз подводило. Есть и еще одна серьезная проблема, о которой могут не догадываться те, кто ежедневно проезжает километры и километры по привычным маршрутам. Полосы разгона и торможения — это так естественно на скоростных трассах, правда? Но на МКАД они есть не везде, и каждый въезд и выезд без них — это потенциальная опасность.
Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы вновь отправляемся на почетный круг. Почти 57 км МКАД опоясывают большой город, это самая загруженная дорога во всей стране. Разрешенная скорость — 90 км/ч за исключением ряда участков в левой полосе, где разрешено разгоняться вплоть до 100 км/ч.
— Можно ли представить, что на скоростной дороге с такими лимитами и такой загруженностью не будет таких простых и обязательных элементов, как полосы разгона и торможения? — задает вопрос ведущий рубрики и тут же сам на него отвечает: — А вот представьте себе! И проблемных мест ни одно и ни два — их довольно много, непозволительно много для столичной кольцевой.
Первый пример. Озерцовский тракт, перемычка между улицей Слободской и МКАД, напротив Меньковского тракта. На внешнем кольце с полосами разгона и торможения все в порядке, а на внутреннем их здесь нет.
— И вот ведь странное дело. Развязки с улицей Шаранговича и проспектом Дзержинского, понятно, в порядке. Между ними выезд от Слободской ближе к улице Громова — тоже с полосами, а именно здесь их нет. У меня есть версия, что этот выезд появился заметно позже создания МКАД и, возможно, изначально не планировался. Иначе почему было не предусмотреть все как следует? — продолжает инструктор.
Обращаем внимание на подземный пешеходный переход, расположенный неподалеку от выезда. Вероятно, при текущей ситуации он является помехой для адаптации обочины и расширения проезжей части, чтобы пространства хватило на дополнительную полосу.
— В итоге водители постоянно рискуют. Те, кто съезжает с кольцевой, нередко выруливают на обочину, потому что ты тормозишь и боишься получить сзади — риск действительно очень высокий. Многие просто могут не знать, что здесь есть такая проблема, иначе осмотрительно бы перестраивались хотя бы в средний ряд. Едут себе со скоростью 90 км/ч, и вдруг машина впереди начинает тормозить: что, почему? — эмоционально описывает Краснов.
Выехать на МКАД без полосы разгона еще сложнее, чем уехать без полосы торможения.
— По первой полосе несутся автомобили, водители, опять же, не ожидают, что ты можешь выехать в их полосу. А тебе нужно полностью остановиться, чтобы их пропустить. И вот появляется окошко. Но мало просто выехать, нужно же еще давить педаль в пол, чтобы скорее набрать скорость, чтобы задние тебя не догнали. Для многих это стресс, — отмечает преподаватель. — Я тут один раз с курсанткой выезжал. И попался неуравновешенный водитель: сигналит, объезжает нас, подрезает и выходит разбираться. Нормальный человек? Остановиться в полосе МКАД, чтобы что-то там выяснять? Девчонка перепугалась: «А что мне делать?» Я ей говорю: «Скажи, мол, извините, ошиблась». Она так и сказала, а он даже не нашелся, что ответить. Стушевался, пошел обратно в машину. И вот что к чему? За это время в нас запросто мог кто-то прилететь! И что тут выяснять, когда нет нормальной возможности выехать на кольцо?
И таких мест на МКАД довольно много.
— Вот дорога на Чижовское кладбище. Где полоса разгона, где полоса торможения? Понятно, что основной поток машин здесь выстраивается в конкретные дни, буквально раз в году, и, наверное, в этот день тут даже дежурит экипаж ГАИ. Но проблемы это не снимает. В любой момент здесь может проезжать автомобиль, и этот автомобиль будет сам находиться в рискованной ситуации, создавая рискованную ситуацию для тех, кто едет в правой полосе и не ожидает никаких проблем, — говорит ведущий рубрики.
Мы недолго там постояли, но все же увидели, как Lexus выезжал на МКАД. Водитель дождался окошка и затем рванул — быстро, резко.
— Хорошо, когда машина мощная. А если бы это была малолитражка, да еще с неопытным водителем? — задумчиво отмечает Краснов.
— А выезды со стороны Шабанов по улице Промышленной видели? Полос разгона и торможения нет, а съезжают туда и выезжают оттуда в основном грузовые автомобили — попробуй на них разгонись. А чуть дальше уже развязка с Партизанским проспектом. Очень опасное там место, — качает головой инструктор.
Сложность еще и в том, что водитель, который едет по МКАД, ни о чем заранее не подозревает: ведь впереди не видно, есть ли полоса разгона. Должна быть, это же скоростная дорога — так подсказывает логика. Но мы уже показали, что логика на кольцевой работает не всегда.
— И люди тоже не виноваты — у них скорость 90 км/ч, откуда им знать, что здесь какой-то проблемный выезд? Так рождаются конфликты, причем это еще не самый плохой вариант. У нас же не принято брать в расчет, как организовано дорожное движение, есть ли какие-то проблемы. Один сразу обвиняет другого, тот же ему что-то должен. Понятно, что должен, но как выполнить требование, если для этого нет нормальных условий, — продолжает преподаватель.
Другое похожее место — поворот на Липки, к гольф-клубу и жилым кварталам, расположенным поблизости.
— Если присмотреться, на обочине видно очень много следов машин. Почти любой, кто съезжает сюда или выезжает отсюда, движется по обочине. По ПДД это запрещено, но тормозить в правой полосе МКАД или выезжать в нее после остановки запрещает здравый смысл. Все здесь указывает на то, что полосы разгона и торможения просто необходимы, — говорит Краснов.
Такая же проблема на пересечениях МКАД с улицами Ваупшасова, Липковской. А на выезде с улицы Южной не хватает полосы разгона, хотя полоса торможения есть.
Впрочем, иногда полоса торможения вызывает столько же смущения, сколько ее отсутствие. Вы когда-нибудь съезжали с МКАД в направлении Большого Стиклево? Попробуйте. Увидите единственную на кольцевой полосу для мотоциклов. Это шутка, но как еще назвать эту как бы полосу, куда не помещается ни одно уважающее себя четырехколесное транспортное средство.
И видно, что проезд, идущий параллельно МКАД, сильно ограничивает возможности проектировщиков. Но вопрос остается открытым: как относиться к полосе движения, куда все равно для безопасного торможения не спрячешься — половина автомобиля остается торчать в правом ряду кольца?
— Ну что тут скажешь? Вы и сами все видите, — Краснов махнул рукой и побрел к машине.
Еще одна связанная проблема — автобусные остановки. Они на МКАД есть, и автобусы на них останавливаются. И водители этих автобусов оказываются в точно такой же рискованной ситуации: им сначала нужно снизить скорость и безопасно подъехать к остановочному пункту, а затем, опять безо всякой полосы разгона, вклиниться в правый ряд стремительной кольцевой.
— И автобус — это не Lexus, он не может педаль в пол, иначе там все пассажиры попадают, — замечает ведущий рубрики.
— Когда мы говорим об этих проблемных выездах — без полос разгона и торможения, — мы предполагаем, что эти выезды не были спроектированы изначально, появились позже. А автобусные остановки? Неужели никто не планировал, что по МКАД автобусы будут ездить? — спрашивает инструктор. — Как бы там ни было, проблема есть, и проблема серьезная. На дороге, где скорость 90 км/ч, нет полос разгона и торможения. О безопасности говорить не приходится, такого просто не должно быть! И, на мой взгляд, никаких оправданий тут быть не может.
И ведь Минской кольцевой все не ограничивается. Полосы разгона отсутствуют на некоторых крупных загородных развязках, причем важных и вполне оживленных. К примеру, трасса М2 (Минск — Национальный аэропорт Минск), развязка у Кургана Славы. Вы движетесь со стороны Минска и уходите на развязку, чтобы свернуть на МКАД-2 в направлении Раубичей. Спускаетесь по дуге и упираетесь в обычную полосу движения: нужно останавливаться и пропускать тех, кто едет по М2 со стороны аэропорта. Хотя на остальных выездах этой развязки полосы разгона и торможения есть.
— Водитель просто такого не ожидает: он ездит по развязкам и знает, что полоса разгона всегда есть. А тут раз — неожиданность. Нужно еще суметь сориентироваться, — отмечает преподаватель.
А развязку той же МКАД-2 и витебской трассы М3 спасает только то, что она откровенно не самая загруженная. Развязка старая, полос разгона и торможения тут нет.
Так мало того: наверху, на витебской, тоже все организовано не лучшим образом. Полоса торможения, которая начинается перед первым съездом, затем формально не заканчивается, и ничто не указывает на то, что по ней нельзя ехать. Таким образом, водитель, который выезжает на М3 с Р80, должен оборачиваться через левое плечо. Полоса разгона, как ему кажется, есть, но в этой полосе по прямой запросто может кто-нибудь лететь.
— Очень неудачно все сделано. У нас водители и так могут начать конфликт на ровном месте, а тут условия только способствуют такому конфликту. Какой совет мы можем дать водителям? Когда подъезжаете к пересечению с такой дорогой, внимательно смотрите, как организованы съезды и выезды. Будьте осторожны, возможны неприятные сюрпризы. То полосы разгона не окажется, то по ней кто-то будет ехать. Опять же, дуга на развязке бывает такой, что сначала дорога идет полого, а в конце, непосредственно перед выездом, резкое закругление. И люди, которые этого не знают, едут на слишком большой скорости, и либо их заносит, либо они не вписываются и вместо полосы разгона выезжают сразу в основной ряд. Делайте ставку на свои навыки за рулем, никогда не переставайте их совершенствовать. И будьте внимательны — это самый верный способ не попасть в беду, — подводит итог Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by