КРАСНОВ

«Если не наказали — значит, так можно ездить». Что на этот счет думает Юрий Краснов?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
22 817
22 ноября 2024 в 8:00

На перекрестке в центре Минска происходит авария. Оценки неоднозначные: и к одному, и к другому водителю есть вопросы. Но одного в итоге лишают права управления и выписывают штраф. Понес ли наказание другой — неизвестно. Тут же начинаются разговоры в духе «можно нарушить правила и не отвечать за ДТП». И появляется видео, которое подтверждает, что кто-то подобной логикой и руководствуется. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем аварию на перекрестке улицы Красной и проспекта Машерова.

Видео с моментом ДТП

Среда 13 ноября, утренний час пик. Водитель Volkswagen едет по улице Красной, поворачивает налево на проспект Машерова, собираясь ехать в направлении улицы Куйбышева, но сталкивается с BMW, двигавшимся во встречном направлении.

Открываем ПДД: при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо (п. 103 ПДД). То есть водителю Volkswagen нужно было пропустить встречный BMW.

В то же время водитель BMW выезжал на перекресток по улице Красной со стороны улицы Веры Хоружей по крайней правой полосе, из которой можно ехать только направо: на улице Красной есть соответствующий знак, есть даже заштрихованный островок, разделяющий правую полосу, откуда уезжают направо, и левую, откуда едут прямо или налево.


Мы провели опрос среди наших читателей: кто, по их мнению, виноват в ДТП? Результаты очень близкие.


А о том, какое решение вынесли в Госавтоинспекции, мы знаем от нашего читателя, супруга водителя Volkswagen.

— Мою супругу, водителя Volkswagen Polo, признали виновной стороной и постановили взыскать с нее штраф в размере 400 рублей, а также лишить прав на три месяца, — рассказал он, добавив, что это решение ГАИ жена не планирует обжаловать.

Пугающая очередь и длинный цикл светофора

На перекресток мы приезжаем утром, но обычный час пик уже закончился. Тем не менее машин много, самосвалы вереницей спешат на стройку, что неподалеку. В общем, шумно.


— Иногда ситуация сама по себе может провоцировать нарушения. Здесь две полосы. В левой, откуда разрешен как поворот налево, так и движение по прямой, в час пик может собраться много машин. Водитель или не разобрался, или хотел проехать быстрее — занял правый ряд. Понятно, что это не оправдывает нарушителя, но ведь такой сценарий возможен, — отмечает Краснов.

Более привычный вариант: из правой полосы — направо и прямо, из левой — только налево. И когда-то на перекрестке улицы Красной и проспекта Машерова так и было.

— Почему поменяли — я не знаю, но вариант, на мой взгляд, был более удачный. Свои трудности у него тоже есть: при повороте направо на проспект Машерова нужно сразу пересекать пешеходный переход. Если идут люди — автомобили останавливаются. Соответственно, запирается полоса и для тех, кто поворачивает, и для тех, кто хочет ехать прямо. Как можно решить эту проблему? На пешеходном переходе идет зеленый цикл светофора — машины стоят. А когда у пешеходов красный, автомобильному потоку загорается разрешающий сигнал. И все едут без задержек. Или чтобы пешеходам раньше загорался красный сигнал светофора, а автомобилям продолжал гореть зеленый, — предлагает ведущий рубрики.


Есть и еще один нюанс. Движение по улице Красной действительно напряженное, потому что до определенного момента можно ехать только по одной полосе, а расширение проезжей части происходит в районе трамвайной остановки. Перед перекрестком с проспектом есть знак «Направление движения по полосам» и есть разметка, но в том-то и дело, что все это практически возле самого перекрестка. Кто уже знает это место, тот не ошибется, а с непривычки можно самонадеянно поехать по правому ряду, и потом уже ничего не сделаешь — перестроиться тебе, скорее всего, никто не даст.

— У нас люди так себя ведут на дороге. Они если видят машину, которая в последний момент хочет перестроиться из соседней полосы, то торопятся с выводом: водитель, дескать, наглец, он хотел всех опередить, самый умный, а теперь лезет вне очереди, и нужно ему не дать. Я такое наблюдаю каждый день повсюду. Но сам я оставлю место и пропущу, а многие специально едут сбоку, не дают перестроиться: один ускоряется — и другой тоже, один пропускает и тормозит — и другой делает так же. Такое поведение людей неправильное: нужно человеку — так дай уже проехать. Может быть, завтра ты сам окажешься в такой ситуации, — призывает инструктор.


Вот и получается, что из правой полосы по прямой могут поехать как шустрые и наглые, которые бывают здесь часто и знают перекресток, так и водители, которые оказались в правой полосе случайно, не сориентировались, а в левую перестроиться уже не смогли.

— Хотя по большому счету движение организовано нормально, цикл светофора длинный, и очень много машин успевают спокойно проехать. Но если этого не знать, то большая очередь перед светофором, конечно, может испугать: кажется, что застрянешь надолго. То есть, суммируя впечатления от этого перекрестка, могу сказать, что особых вопросов по организации движения у меня нет. Здесь нет проблемы с тем, чтобы спокойно соблюдать требования знака и разметки. Но есть человеческий фактор, — говорит преподаватель.


«На три месяца лишили прав — это самое болезненное»

К нам присоединяется Константин, супруг водителя Volkswagen, попавшей в ДТП на этом перекрестке.

— Моя жена Анна, как и я, отлично знает это место. Мы здесь часто проезжаем, так как живем неподалеку. И она знала, что из правой полосы встречные машины прямо ехать не могут. Да и островок на асфальте хорошо виден, — рассказывает мужчина. — После ДТП она сказала мне, что попросту не ожидала, что кто-то оттуда будет выезжать, — вот и все.


— У знака приоритетное значение по отношению к разметке, — возражает Краснов. — Представим, что в какой-то момент организацию движения меняют: приехали люди, заменили знак. А разметку не успели перерисовать, потому что знаки вешают одни, а разметку рисуют другие — случается рассинхронизация. Или снег выпал, засыпало разметку. И условная Аня, поворачивая налево, думает, что из правой полосы встречному потоку можно только направо, а на самом деле все уже едут по новой схеме и она должна уступать дорогу. Я говорю это для того, чтобы показать: не стоит думать за других водителей — это ошибка новичка. Нужно ехать соблюдая требования своих знаков и контролируя ситуацию вокруг.

Пересматриваем запись. Есть еще один нюанс: мы оцениваем ситуацию по записи видеорегистратора, а он зачастую не вполне достоверно отображает расстояния. Находясь у перекрестка, мы прикинули: женщина выехала на него и остановилась, пропуская встречные машины. Впереди в левой полосе из-за встречных автомобилей обзор был перекрыт. До того места, где показалась BMW, совсем небольшое расстояние. Только дернулся — и ага. Еще и трамвайные пути, на которых не так просто затормозить.


— Я, как опытный водитель, в такой ситуации ожидаю, что кто-то вылетит. А кто-то — не ожидает. Новички за рулем часто ездят немного наивно: они думают, что все вокруг соблюдают правила и не совершают ошибок, — отмечает инструктор. — Она стояла перед рельсами, и BMW прямо через островок на нее поехала.

— А я это так увидел: она пропустила встречные авто и поехала вместе с той встречной машиной, что поворачивала налево. А когда увидела, что кто-то едет из правого ряда, — не успела остановиться, — говорит Константин.

— У меня всегда такие мысли: раз не успел остановиться, значит, внимание было направлено уже за перекресток, значит, уже не думал о том, что машины могут по прямой через перекресток ехать. Именно в такой момент и случается ДТП, — добавляет ведущий рубрики.

Помолчали, глядя, как машины с разных направлений проезжают перекресток. Все по правилам, поэтому ничего плохого не случается.

— На три месяца лишили прав — это самое болезненное, — негромко говорит Константин. — Ну будем восстанавливать автомобиль, благо Volkswagen Polo — надеюсь, проблем не возникнет. Буду я ездить. У нас ребенок, без машины трудновато все-таки.

— Вот вопрос, кстати: зачем лишили права управления? Ну видно же, что ситуация неоднозначная. Ладно бы она не уступила дорогу водителю, который все соблюдал и ехал как полагается. Но тут же видно, что он нарушал. Неужели нельзя было ограничиться штрафом? Она же понимает, что не права. Ей сказали: «Ты виновата», она сказала: «Хорошо» — и все подписала. И ее после этого лишили прав, — качает головой Краснов. — Есть такая устоявшаяся практика: едет налево — должен уступить встречным. И если что — отвечает по всей строгости. А если встречный нарушает — ему за это только штраф.

Как тут не вспомнить про вариант с обоюдным признанием вины.

— Потому что, даже если не снимать вину с девушки на Volkswagen, если бы водитель BMW не нарушал правила — ДТП бы не случилось, — считает преподаватель.


К слову, мы не знаем, привлекли ли к ответственности водителя BMW за его действия, хотя адресовали такой вопрос ГАИ.

— Я не узнавал, если честно, — разводит руками Константин.

— А могли не привлечь?

— Не могу сказать, — признается инструктор. — Бывает, что вторая сторона сам ходатайствует, дескать, прошу привлечь, но Анна, насколько я понимаю, этого не делала.

— Не делала, — подтверждает ее супруг.


Ситуации, когда в ДТП обвиняли того, кто просто ехал по второстепенной дороге

Юрий Краснов цитирует Правила дорожного движения:

— «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования настоящих Правил» (п. 7.1) и далее по тексту. И вот еще: «каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования» (п. 7.2).

Если кто-то из участников нарушает правила, он совершает действия, которые невозможно предугадать. Уступить дорогу можно только тому, кто следует правилам. Это мое убеждение: если человек едет не по правилам, он непредсказуем, а значит, ты не можешь уступить ему дорогу.

Но вот несколько любопытных примеров.

— Первая ситуация: женщина выезжала на МКАД. У нее знак «Уступить дорогу», слева от полосы разгона сплошная линия разметки. И в этом месте в нее через сплошную линию перестроился грузовик. Потому что перед ним ехал трактор с прицепом, водитель грузовика отвлекся, а потом внезапно увидел, что сейчас врежется в трактор. Слева были машины, и он перестроился вправо. Парадокс в том, что виноватой в ДТП оказалась женщина. А водитель грузовика получил штраф за пересечение сплошной линии разметки, — рассказывает ведущий рубрики.


— Поэтому когда я занимаюсь с курсантами, всегда проговариваю: выезжая на МКАД, следи за тем, чтобы параллельно в соседней полосе не ехала машина, сделай так, чтобы она проехала первой. Либо выскакивай быстрее, чтобы оставить ее сзади. Даже если этот автомобиль по какой-то причине поедет не по правилам, он все равно не сможет тебе навредить, — добавляет преподаватель.


Другая ситуация: улица Карла Маркса.

— У края проезжей части припаркованы машины. И одностороннее движение. Человек выезжает на улицу Карла Маркса, смотрит, естественно, туда, откуда могут ехать машины, и не видит того, кто почему-то едет против шерсти. Происходит столкновение. В ДТП обвиняют того, кто не уступил дорогу, выезжая со второстепенной. А то, что второй участник поехал под «кирпич», почему-то не учитывается. За «кирпич» ему штраф, а в ДТП виноват другой водитель. Но почему он должен смотреть туда, откуда по правилам никто не должен ехать? — продолжает инструктор.


— Или похожий случай. Улица Водолажского, тоже одностороннее движение. Автомобиль был припаркован, отъезжал задним ходом. Человек, зная, откуда могут ехать машины, смотрел именно туда. И столкнулся с автомобилем, двигавшимся навстречу разрешенному направлению движения, — говорит Краснов.


— А когда по городу едут со скоростью под 100 км/ч там, где разрешено 60 км/ч? Ехал бы он с разрешенной скоростью, он бы либо успел остановиться, либо его действия были бы понятны и предсказуемы — его бы пропустили. А у нас во многих случаях обвиняют того, кто просто находился на второстепенной, по одному этому основанию.

В результате происходят курьезные ситуации, когда человек все пытается соблюдать, а в него прилетает машина, взявшаяся не пойми откуда и почему, и этому человеку говорят, что он виноват в ДТП. Эту концепцию надо пересматривать.

Водители читают Onlíner, водители беседуют между собой, водители все замечают. Они видят, что человек ехал по правому ряду, нарушил требования знака, попал в ДТП и остался невиновен. Один из читателей уже все сформулировал: «Если не наказали — значит, так можно ездить». Сарафанное радио разнесет это очень быстро, — уверен ведущий рубрики.

Читатель, кстати, говорил все о том же перекрестке улицы Красной и проспекта Машерова. Очередной водитель помчался из правой полосы по прямой, но на этот раз обошлось без последствий.

Совсем недавно, впрочем, появилась новость, что кому-то удалось доказать невиновность в спорном ДТП, но конкретики слишком мало, чтобы на основании этого примера делать далекоидущие выводы.

— Давайте смоделируем ситуацию иначе. Есть перекресток, вот почти такой же. Из правой полосы — только направо, из левой — прямо или направо. Едут две машины: из левой полосы автомобиль поворачивает направо — ему можно, а из правой водитель в нарушение требований знака едет прямо. И если случится ДТП, едва ли кому-то придет в голову обвинить водителя из левой полосы. Хотя у него помеха справа и все такое. Наверняка виноват будет тот, кто поехал прямо, нарушая правила. И это логично, — преподаватель рисует ситуацию на доске.


— Тогда вопрос: почему в зеркальной ситуации решение иное? Ведь все то же самое, просто водитель поворачивает не направо, а налево. Какая разница для трактования Правил дорожного движения? — ставит вопрос инструктор.


Один из неочевидных выводов, которые можно сделать, — на дороге всегда нужно быть осмотрительным. Тем более если нарушаешь.

— Если ты едешь не по правилам, то должен отдавать себе в этом отчет. Ты должен понимать, что другие от тебя этого не ожидают. Поэтому нужно ехать еще аккуратнее, чем тот водитель, который не нарушает, — подчеркивает Юрий Краснов. — А если произошла авария, виноват должен быть тот, кто нарушает правила, а не тот, кто находился на второстепенной и поэтому должен был уступить.

Нет более приоритетных и менее приоритетных пунктов ПДД — они все одинаково важны.


Выбор покупателей
зимняя, готова к применению, температура применения -25°C, производитель: Беларусь, 4 л

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by