В последние дни доллар и евро заметно прибавили в цене. Как это отразится на ценах на автомобили, новые и подержанные?
Следует признать, что в течение 2024 года цены на новые легковые автомобили оставались стабильными, более того, с начала года они даже упали на 2,24%. Данную ситуацию представители БАА объясняли увеличением предложения на рынке и усилением конкуренции: на рынок выходили новые марки и модели. Но и курсовые колебания были незначительными.
Однако последние несколько дней оказались тяжелыми для белорусского рубля. Так, курс доллара на 29 ноября 2024 года составляет 3,5951 рубля — против 3,3162 рубля на 1 ноября 2024 года. И это плохая новость для тех, кто покупает подержанные и новые автомобили в других странах или рассматривает те варианты, что были ввезены по параллельному импорту. Например, это касается тех же «электричек» из Китая. Цены на такие автомобили выставляются в валюте, а оплата производится по курсу Нацбанка на день оплаты.
Скажем, достаточно популярный на нашем рынке BYD Dolphin, продающийся неофициально, как стоил 19 900 долларов «по курсу», так и выставлен за эту цену. Но теперь это 71 542 рубля против 65 990 рублей в начале месяца.
— Есть определенное падение спроса на недорогие модели, там покупатели считают каждую тысячу. Для автомобилей дороже 30 000 долларов это не так критично, просадки по интересу практически нет, — говорит представитель tesla-cars.by.
— Что касается расходов, то утильсбор, таможенное и прочее оформление производится в рублях, здесь затраты никак не изменились. Но стоит отметить, что за последний год заметно подорожала доставка. Если год назад место на автовозе из Китае стоило 1700 долларов, то сейчас — 2600 долларов за один автомобиль. И это повышение тарифов, влияющее на конечную стоимость автомобиля, куда значительнее курсовых колебаний.
Не секрет, что и местную «бэушку» продавцы (в том числе и реальные владельцы-физлица) по старинке оценивают в долларовом эквиваленте. Поэтому условный Volkswagen Passat, выставленный за 10 000 долларов «по курсу», стал дороже на несколько тысяч рублей.
Но вернемся к новым автомобилям — какая ситуация с ценами на них у официальных дилеров? В случае с некоторыми марками, такими как Audi, BMW, Porsche, Seres, стоимость изначально указывается в евро с оплатой в рублях по курсу Нацбанка.
Однако большинство дилеров все же сразу формируют прайс-листы в белорусских рублях, и во многих случаях цены не изменились, по крайней мере пока.
Например, стоимость автомобилей марки Jetour пока прежняя, но сотрудники автосалона говорят, что с 1 декабря цены изменятся — на автомобили из новых поставок. «Стоимость Х50 и Dashing остается прежней, цены на модели Х70 Plus, Х90 Plus и Т2 если и изменятся, то незначительно, а продолжающие действовать акции сделают их приобретение все равно выгодным», — дополнили информацию позднее в компании.
Прайс-листы на Chery тоже прежние и в ближайшее время меняться не должны (по крайней мере, на автомобили на складе), но в отделе продаж предупредили, что в январе ситуация может измениться.
— Мы следим за ситуацией, на данный момент есть увеличение спроса в связи с тем, что цены установлены в белорусских рублях и пока они остаются неизменны у нас в автоцентре.
«АвтоВАЗом» еще ранее было объявлено про увеличение цен с 15 декабря, и это было до начала колебания курсов. Мы не планируем увеличение цен выше, чем рекомендуемые цены от завода-изготовителя, — сообщили в ООО «Автоцентр Север» (эта компания работает с маркой Lada).
Сохраняются цены на автомобили марок Geely и Belgee. Буквально вчера был официально представлен седан S50, который заменит на белорусском рынке Emgrand — так вот, его стоимость осталась прежней. Во время презентации гендиректор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский пообещал удерживать себестоимость на выпускаемые заводом автомобили, но отметил, что существуют и другие факторы, которые влияют на конечную стоимость. «Если цена повышается, то она должна быть обоснована сервисом, допоборудованием, которое есть», — сказал он.
Что означает сохранение рублевых цен для покупателей? Не уходя далеко от Belgee, разберем на примере базовой версии кроссовера X50. Она как стоила 66 000 рублей, так и стоит. Но получается, что в валютном эквиваленте ее стоимость снизилась с 19 902 долларов (по курсу 1 ноября 2024 года) до 18 358 долларов. Для того, кто хранит средства в белорусских рублях, стоимость не изменилась, а для того, кто копил средства для покупки автомобиля в иностранной валюте, цена даже снизилась.
Аналогичным образом дело обстоит и с другими автомобилями, цены на которые указываются (и сохраняются) в рублях. Впрочем, если сравнивать текущие цены с более ранними периодами (например, серединой или началом года), не исключено, что увидим и другие цифры. Вот вам пример. Топовый Dongfeng Box в исполнении Max сейчас предлагается за 60 900 рублей (16 940 долларов по курсу Нацбанка на 29 ноября 2024 года). В июле, когда модель только выходила на рынок, данная версия стоила 54 900 рублей (17 130 долларов по курсу Нацбанка на 11 июля 2024 года).
Также стоит помнить о том, что в своей работе дилеры применяют различные маркетинговые инструменты, в том числе и скидки. Так что изначально указанная в прайс-листе цена может быть одной, конечная, с учетом специальных предложений, выгод, дополнительного оборудования, другой. Поэтому лучший совет реальным покупателям в данной ситуации — уточнять в отделах продаж наличие автомобилей, их стоимость с учетом всех условий сделки. При этом вам наверняка скажут, что озвученная цифра действительна здесь и сейчас, она сохранится при подписании договора. Если придете в салон завтра, цена уже может оказаться другой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by