Чего точно не ожидаешь, двигаясь по трассе со скоростью около 100 км/ч, так это увидеть автомобиль, который едет по твоей полосе тебе навстречу. По очевидным причинам такой поступок трудно счесть намеренным, значит, речь об ошибке. Возможно, самой нелепой ошибке, которую может совершить водитель. Впрочем, мы хорошо знаем, что подобное случается — хоть и не часто, но все же вполне регулярно. Вместе с преподавателем и инструктором по вождению Юрием Красновым попытаемся выяснить, что может быть причиной таких промахов за рулем, и подумаем, как на них реагировать.
Поводом для серьезного разбора стал недавний случай на молодечненской трассе (Р28 Минск — Молодечно — Нарочь). Автомобиль, которым, как утверждают очевидцы, управляла женщина в возрасте, двигался со стороны Минска по полосе встречного движения. Разрешенная скорость на трассе — 120 км/ч, есть разделительное ограждение. Понятно, что в случае столкновения с таким авто последствия были бы самыми серьезными. При этом, по словам одного из наших читателей, эту машину видели в такой ситуации не в первый раз.
Мы отправились на молодечненскую трассу, чтобы попытаться найти то место, где водитель могла бы выехать не на свою сторону дороги.
— Такие ошибки периодически совершаются водителями, — констатирует Краснов. — Конечно, самое опасное, когда они совершаются в момент выезда на скоростную трассу. Относительно этого случая мы даже не представляем, как именно это произошло. Мы видим только, как автомобиль едет по встречной, а об обстоятельствах можно только догадываться.
Исходим из того, что произошедшее на Р28 — чистая случайность, а никак не осознанный поступок.
— Полагаю, водитель оказался там случайно, думая, что едет по правилам. Некоторые новички еще не вполне хорошо ориентируются в обстановке, у них нет привычки: им за многим нужно следить — и они теряются, — продолжает инструктор. — Я вижу это на примере курсантов. Едем, на дороге есть разметка, свежая, заметная. Разметка смещается, а курсант едет по прямой. Спрашиваешь его об этом, а он говорит: «Я не видел». И он реально не видел, все его внимание ушло на что-то другое. Для него вождение — стресс, уровень подготовки еще недостаточный.
— А какие еще могут быть причины настолько серьезного промаха?
— Нужно смотреть, как организовано движение. Потому что если были знаки, а водитель все равно поехал не туда — понятно, что это он сам ошибся. Но случается, что знаков нет. Как в Гомеле мы видели: выезд из двора на улицу с односторонним движением, а знаков нет. И как догадаться, что в какую-то сторону поворачивать нельзя? Допустим, я не местный, первый раз здесь: если соответствующего знака нет, я могу поворачивать туда, куда хочу.
Мы знаем место, где был замечен автомобиль на встречной — район съезда к АЗС на выезде со стороны Заславля. Имеется не так много вариантов, где водитель могла попасть на эту сторону дороги: не от кольцевой же, в конце концов, она так ехала. По крайней мере, исходим из этого.
Проверяем несколько неприметных выездов. Везде есть или знак «Выезд на дорогу с односторонним движением», или знак «Объезд препятствия справа», да и сама конструкция выездов как бы исключает двусмысленность.
— Кстати, навигатор, если он работает как полагается, — некоторая подстраховка от совершения нелепой ошибки, — размышляет наш водитель. — По крайней мере, не припомню случаев, чтобы он вел налево на перекрестке, где разрешено ехать только направо.
Нет оснований полагать, что водитель автомобиля на встречной непременно пользовалась навигатором. Иначе ее действия кажутся еще более странными.
Обследовали несколько выездов: версия о несовершенной организации дорожного движения пока не подтверждается — везде понятная разметка. И даже если она немного стерлась к зиме, везде есть знаки.
— Всегда, конечно, есть некоторая вероятность того, что кто-то попытается так ехать осознанно. К примеру, нужно человеку налево, и он решил, что ехать направо и искать место для разворота — слишком долго. Или вспомнил о чем-то и просто развернулся, поехал в обратную сторону. Варианты почти фантастические, логика таких поступков порочная, да и, скорее всего, такой водитель крался бы по обочине, — рассуждает ведущий рубрики.
— Как думаете: вот так поехать по встречной — это самая нелепая ошибка, которую может совершить водитель?
— Это возможно. Но чтобы говорить определенно, нам нужно знать все обстоятельства.
Ни один из обследованных нами выездов до сих пор не дал ни единой зацепки, ни одного намека, позволившего бы предположить, как человек (возможно, не единожды) мог выбрать для движения не ту сторону скоростной трассы с разделительным ограждением.
— В городе ведь тоже бывает, что водитель оказывается на встречной: иногда осознанно, иногда, кажется, по случайности. На МКАД такое несколько раз замечали, — мы припоминаем случаи, попадавшие в объектив видеорегистраторов наших читателей.
— Бывает, — соглашается Краснов. — Но на городских развязках обычно полегче уже потому, что машин много: ты видишь, как едут остальные. А за городом ты можешь быть один на этой развязке — смотреть не на кого, не за кем повторять.
Преподаватель припоминает какой-то урок с одним из курсантов:
— Мы съезжали с улицы Орловской на проспект Победителей, чтобы ехать в сторону «Минск-арены». Выезжаем на проспект, и я вижу, что мой курсант собирается налево поворачивать. Что-то не заметил, что-то не понял — и все. Ему даже невдомек, что что-то идет не так: он готов занять крайнюю левую полосу, думая, что это его сторона дороги. Я ему: «Куда?» А он не понимает, головой вертит: «А что такое?»
Есть еще один важный момент: иногда к ошибке приводит даже не отсутствие опыта, а банальное незнание маршрута.
— Случается, что в месте, где есть разделительная полоса с установленным знаком «Объезд препятствия справа», водитель поворачивает налево, то есть все равно умудряется поехать по встречной. И в эту ситуацию иногда попадают даже опытные водители, правда не местные. Они просто путаются в новой локации. Но если в лоб едут машины, опытный человек понимает, что что-то не так, и сдает назад, — говорит инструктор.
Опять же есть нюансы, связанные с тем, как организовано дорожное движение.
— Водители привыкли к тому, что, съезжая с развязки, налево поворачивать нельзя. Но бывает так, что ты съезжаешь, и у тебя поворот: либо направо, либо налево. И на таких развязках люди, которые не в курсе, иногда ошибаются. В основном это какие-то неопытные водители, — продолжает ведущий рубрики. — К тому же на некоторых съездах нет знаков «Одностороннее движение» при выезде на развязку. И таких мест много. Причем с другой стороны на этом съезде будет знак «Въезд запрещен», а знака «Одностороннее движение» не будет. Но смысл в том, что если с одной стороны «кирпич», то с другой стороны должен быть знак «Одностороннее движение», эти знаки в таких ситуациях должны устанавливаться парой. Представьте, что кто-то сворачивает на съезд, а потом меняет решение и разворачивается: если нет знака, то что мешает ему так поступить? Он на встречной, а ему кажется, что это дорога с двусторонним движением.
— Кто-то скажет, что и без знаков все понятно. Оно, может, и понятно, но на дороге руководствуются знаками и разметкой, а не категориями «понятно» или «непонятно». Одному понятно, а другому нет — и мы получаем встречный автомобиль в крайней левой полосе скоростной трассы, — отмечает наш водитель.
Когда до Минска оставалось рукой подать, мы почти отчаялись найти то место, где водитель, пусть и по ошибке, могла выехать на встречную сторону молодечненской трассы. Без особой надежды свернули к Ратомке и кварталу «Пирс» — многоэтажные дома выделялись на общем фоне загородного пейзажа. Присмотрелись.
— Вот отсюда она и ехала — это моя версия, — уверенно заявил Краснов и указал на дорогу, ведущую от трассы. Все присмотрелись и согласились с ним.
Что это за место? Съезд с Р28 выводит на Т-образный перекресток с дорогой, куда ведут все выезды со стороны жилой застройки. Но здесь только съезд с трассы, а чтобы выехать на нее, нужно проехать дальше в сторону Минска. Но это если знать эти места.
— Смотрите, я подъезжаю к этому перекрестку. Есть знак, запрещающий поворот налево, но предположим, что я новичок, который его не замечает. Я очень волнуюсь, потому что хочу повернуть налево, а впереди автомобили, которые я должен пропустить. Я смотрю на эти машины, очень аккуратно даю им проехать, затем торопливо поворачиваю. Я не вижу со своего места «кирпич» на въезде на эту боковую дорогу, он расположен ребром ко мне. Стоит пропустить пару знаков — и конфуз. Причем после поворота все кажется красивым и правильным: впереди широкая дорога уходит изгибом куда-то вдаль, разгоняешься — и полетел, заняв крайнее правое положение, насколько это возможно, — предполагает инструктор.
Это не означает, что движение на этом перекрестке организовано плохо или как-то неправильно. Здесь есть все те знаки, которые должны быть. И все же можно признать, что кто-то неопытный и испуганный, с широко раскрытыми глазами может при определенных обстоятельствах эти знаки прозевать.
— Ошибка водителя чистой воды, — считает преподаватель. — Чаще ее совершает тот, кто недавно закончил автошколу и теперь на свой страх и риск самостоятельно начинает ездить. Хотя любой может попасть в нелепую ситуацию, просто опытный водитель скорее поймет, что что-то не то. Выезжая, увидит полосу торможения, разметку соответствующую, то есть заподозрит неладное по каким-то косвенным признакам. Новичок же их может не заметить, пока в лоб не поедут машины.
Вы же хорошо помните тот самый анекдот. Муж звонит жене, которая находится за рулем: «Дорогая, только что передали, что по кольцевой какой-то сумасшедший едет по встречной, будь осторожна». — «Какой-то сумасшедший? — переспрашивает жена. — Да их тут тысячи!»
А вот реальная история, рассказанная нашим фотографом: «Лет 20 назад мы ездили в Брест. Ночная съемка. Рано по утру, еще в темноте, выезжаем обратно. Пустая дорога, широкая, еще в городской черте. И в каком-то месте был изгиб, возможно перекресток, разделительное ограждение там прервалось. В итоге мы не заметили, как выехали на встречку, не попали в этот изгиб. И сообразили, что произошло, только когда впереди показались встречные автомобили. Но случилось это далеко не сразу. К счастью, машин было мало, и мы, как только поняли свою ошибку, смогли без проблем развернуться».
— Я видел такие ситуации только на видео. Сам никогда вот так не ехал по встречной, и мне навстречу никто так не ехал, — пожимает плечами Краснов. — Поэтому я делаю вывод, что ситуация редкая, как падающая звезда.
— Так что же, желание загадывать в случае чего?
— Желание должно быть одно: пусть этот водитель найдет верное направление прежде, чем попадет в беду, — серьезно отвечает инструктор.
— А как правильно действовать, если попал в такую ситуацию?
— Если вдруг по ошибке попал на встречную, нужно включить аварийную сигнализацию и постараться уехать к краю проезжей части, но думать при этом о безопасности, не действовать безрассудно. Если съехать возможности нет, лучше остановиться. И дождаться момента, когда появится возможность безопасно развернуться. Продолжать движение, да еще в левой полосе скоростной трассы — очень опрометчивое решение.
— Как быть, если повстречал такого водителя?
— Моргаем, включаем аварийную сигнализацию. Нужно обратить внимание и самого водителя, что он едет неправильно, и всех остальных, чтобы в него не врезались. Останавливаться опасно, перекрывать полосу не надо — мало ли кто сзади может влететь. Правда, нужно признать, что не так-то легко о чем-то сказать другому водителю жестами или какими угодно сигналами. Сколько раз я пытался! Едет машина, у нее по ошибке работает указатель поворота. Подъезжаешь, объясняешь, жестикулируешь — водитель ничего не понимает. Исключение — спущенное колесо. Показываешь пальцем вниз — обычно это срабатывает.
И ведь какое совпадение: на молодечненской трассе, завершая репортаж, мы заметили автомобиль, у которого безо всякой причины моргал левый указатель поворота.
— Вот смотри, — проговорил Краснов.
Он поравнялся с этим автомобилем и легонько посигналил. Зрительный контакт с водителем удалось установить быстро, но никакие жесты не помогли объяснить ему, в чем проблема, как мы ни пытались. Водитель смотрел на нас настороженно и явно не понимал, чего от него хотят.
— Слушайте, ну а правда: на трассе с тобой равняется автомобиль, и четверо крепких мужиков оттуда начинают активно махать руками. Больше похоже на разборки, и, наверное, в последнюю очередь подумаешь, что господа просто желают тебе помочь, — заключаем мы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by