В уходящем году Mercedes отметил 40-й день рождения сразу двух знаковых моделей. В 1984 году состоялся дебют седана серии W124, впоследствии официально названного E-классом, и первого мини-кемпера Marco Polo для дальних путешествий. Это прекрасный повод оглянуться на десятилетия назад и немного покопаться в истории этих машин.
Впервые преемник седана W123 был продемонстрирован общественности в ноябре 1984 года в Севилье, а уже в декабре новое поколение среднеразмерной модели Mercedes поступило в продажу.
Перед разработчиками стояла задача создать еще более комфортную, безопасную и надежную машину, чем W123. За внешность отвечали дизайнеры Йозеф Галлитцендерфер и Петер Пфайффер, руководил которыми легендарный Бруно Сакко. Автомобиль был строг и сдержан как снаружи, так и внутри — с ним Mercedes снова подтвердил реноме производителя технически продвинутых и хорошо оснащенных автомобилей.
От предшественника W124 отличался передовыми техническими решениями, среди которых, в частности, конструкция независимых подвесок. Спереди использовались стойки McPherson с отдельно стоящими пружиной и амортизатором, сзади была применена многорычжная схема — по пять рычагов с каждой стороны. Большинство моторов, которые устанавливались на W124, были новыми: это бензиновые «шестерки» серии M103 объемом 2,6 и 3 литра, а также дизеля c четырьмя (OM601), пятью (OM602) и шестью цилиндрами (OM603) объемом от 2 до 3 литров.
Постепенно модельная линейка обрастала новыми модификациями и кузовными вариантами. В сентябре 1985 года во Франкфурте состоялся дебют универсала (T-Modell) поколения S124, задняя подвеска которого располагала гидропневматической системой, выравнивающей положение кузова над дорогой вне зависимости от нагрузки. Отличался автомобиль и вместительным багажником, максимальный объем которого достигал 2175 литров.
В сентябре 1985 года была представлена первая версия мерседесовской системы полного привода 4Matic с электронным управлением — ее дебют состоялся именно на W124 (выпуск полноприводных модификаций начался в 1987 году). К слову, на 124-й серии Mercedes ставила и вовсе диковинные по тем временам опыты, построив, например, образец, работавший на водороде.
В марте 1987 года в Женеве состоялась премьера купе (C124) с кузовом без центральных стоек — он был дополнительно усилен элементами, сделанных из высокопрочной стали. Характерной дизайнерской особенностью «двухдверки» стали протянувшиеся по низу кузова массивные пластиковые накладки (их прозвали «листвой»), визуально соединявшие бамперы. Позже их примерили седан и универсал — их обновленные версии показали в 1989 году на автосалоне во Франкфурте.
Осенью 1990 года в Париже была представлена новая топ-версия 500E, под капот которой устанавливалась четырехклапанная V-образная «восьмерка» 5.0 M119 мощностью 326 л. с. Работала она в связке с 4-ступенчатым «автоматом», ускорение до 100 км/ч у 500E занимало 5,9 секунды.
В гамме W124 «пятисотый» стоит особняком еще и потому, что в его создании принимала участие Porsche! При производстве машины требовался большой объем ручного труда, в общей сложности на сборку одного экземпляра уходило 18 дней. Сперва каркасы кузова мерседесовцы отправляли на завод Porsche в Цуффенхаузене, где на них навешивались внешние панели и производились сварочные работы, а затем кузова отправляли обратно на предприятие Mercedes для покраски. Затем их снова перевозили на завод Porsche для окончательной сборки, и лишь после этого целиком собранные экземпляры 500E отправлялись обратно в Штутгарт для предпродажной подготовки.
В мае 1990 года модельный ряд 124-го пополнился еще одной версией — самой необычный и помпезной, ведь речь идет о лимузине с шестью дверями и восьмиместным салоном с тремя рядами сидений! Удлиненная версия располагала увеличенной на 80 сантиметров (до 3,6 метра) колесной базой, а конструкция такого лимузина была разработана совместно с компанией Binz. Использовались шестидверные седаны в основном в качестве люксовых такси и гостиничных автомобилей для встреч VIP-персон.
Осенью 1991-го была представлена модификация 124-го с открытым верхом. Спустя год на все семейство начали устанавливать новые четырехклапанные бензиновые двигатели, а затем и модернизированные дизельные агрегаты.
В середине 1993 года состоялся дебют обновленной линейки 124-й серии — кроме стилистических изменений, автомобили бизнес-класса от Mercedes впервые получили уже привычное сейчас наименование «E-класс». Также в гамме появилась новая топ-модель E 60 AMG, оснащенная шестилитровым V8 (381 л. с.), с которой размен первой «сотни» занимал 5,2 секунды.
Седан W124 продержался на конвейере до лета 1995 года, производство универсалов продолжалось до 1996-го. Окончательно серийный выпуск 124-го модельного семейства прекратился в 1997 году. За 13 лет производства с конвейера сошло без малого 2,7 млн седанов, универсалов и двухдверных модификаций ставшей уже легендарной модели. Она и сегодня остается актуальной классикой — большинство из выпущенных «мерседесов» в 124-м кузове все еще на ходу.
Еще один Mercedes, которому в этом году исполнилось 40 лет, назван в честь известного венецианского купца, исследователя и путешественника. Первый кемпер Marco Polo был представлен в 1984 году — с тех пор этот легендарный автомобиль подарил многим путешественникам во всем мире прекрасные воспоминания о вояжах — в общем, как и сам Марко Поло.
Оригинальный Marco Polo был создан на базе фургона Mercedes T1209D, известного под прозвищем «Бременский транспортер» (собственно, потому, что производили эту модель в Бремене). Переоборудованием базовых Mercedes T1 в жилые фургоны занималась немецкая компания Westfalia — давний производитель кузовов для автодомов из Реда-Виденбрюка.
Среди главных особенностей кемпера были короткий капот, двухцветная окраска кузова с высокой бежевой крышей (в высоту первый Marco Polo достигал внушительные 2,97 метра) и интерьер в коричнево-бежевых тонах. Ширина кемпера составляла 1,98 метра, а радиус разворота — 10,9, что упрощало маневрирование на городских улицах. Комплектовался кемпер пятицилиндровым атмосферным дизелем OM617 объемом 3 литра, который развивал 88 л. с. и 172 Н·м крутящего момента — с таким агрегатом Marco Polo мог разгоняться до максимальных 120 км/ч.
Marco Polo сразу же задал стандарты в сегменте компактных кемперов. Он оснащался компактным кухонным блоком с раковиной, плитой с двумя газовыми горелками и холодильником (мог работать от 12-вольтовой бортовой электросети или внешнего источника питания), складным столиком, вещевыми ящиками и спальными местами (два на «втором этаже», также в двуспальную кровать раскладывались и задние сиденья). Кроме того, в салоне кемпера можно было организовать уютную кают-компанию, развернув на 180 градусов сиденья водителя и переднего пассажира. В 1988 году была представлена обновленная версия Marco Polo с улучшенной теплоизоляцией и новой системой вентиляции.
Новое поколение мерседесовского кемпера, созданное на базе Vito, появилось в 1996 году, в основу третьего Marco Polo (2003 год) лег Viano. С 2015 года автодом Mercedes строится на базе V-класса. С каждым поколением этот дом на колесах становился компактнее и комфортнее, но его общая концепция и философия остались неизменными с момента дебюта оригинального Marco Polo.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by