Иногда нас что-то мучит, а спросить не у кого. Или даже есть у кого спросить, а мы не решаемся: вдруг это будет выглядеть глупо — кому же охота показать себя эдаким незнайкой? Бросьте! Любой компетентный ответ — это дополнительные знания, так стоит ли стесняться и тяготиться сомнениями? Мы собираем вопросы наших читателей — опытных и неопытных водителей — простые и сложные, банальные и неожиданные. Отвечать будут Юрий Краснов и Виталий Жуковский — преподаватели по вождению, инструкторы, ведущие постоянной рубрики на Onlíner.
— Что нужно делать сначала: нажимать на тормоз или выжимать сцепление?
— Если мы находимся на скользкой дороге, то безопаснее сначала жать на тормоз и по мере снижения скорости выжимать сцепление и включать более низкую передачу. Это делается для того, чтобы двигатель был постоянно связан с колесами и не давал им по-разному затормаживаться. Но если мы находимся на сухой дороге, то можно сначала выжать педаль сцепления, а затем тормозить.
Опять же, если скорость относительно небольшая (первая-вторая передача), то можно сразу выжать сцепление. А если едешь на четвертой-пятой передаче, то лучше сразу тормозить педалью тормоза. Оба способа применимы, но нужно понимать, какой больше подходит для конкретной ситуации.
— Впрочем, есть нюанс. Такие вопросы обычно задает новичок за рулем. А когда человека учат в автошколе, то традиционно начинают с более простого алгоритма, потому что у начинающего водителя еще зачастую не развита способность к одновременным движениям. И учат так: сначала выжимаем сцепление, а потом тормозим. Потому что, выжав сцепление, человек упирается левой ногой и может более точно дозировать нажатие на педаль тормоза. А если сразу нажать на тормоз, а потом выжимать сцепление, по неопытности можно либо сильно ударить в тормоз, либо, наоборот, его бросить: несогласованность движений. Я часто вижу это на занятиях с курсантами.
Поэтому сначала сцепление, а потом тормоз — это более простой алгоритм, которому чаще всего обучают в автошколах. Проблема в том, что в автошколах обычно не рассказывают, что позднее нужно переходить к более профессиональным приемам управления автомобилем.
— Можно ли катиться на нейтральной передаче?
— Можно. Но только осторожно.
Когда водитель сидит за рулем, он должен следить за обстановкой и оценивать ситуацию, а не думать категориями так или эдак. Если он видит, что на какое-то расстояние при относительно небольшой скорости он может подкатиться на нейтралке, то почему нет?
Есть и противники такого подхода, которые говорят: а что, если двигатель заглохнет? Что тут скажешь: если машина не обслужена, неисправна, может и заглохнуть. Тогда нужно оперативно включить передачу, бросить сцепление, и она снова заведется. А если она в таком состоянии, что не заведется, так она и на передаче может заглохнуть, — это уже другой вопрос.
— Нужно понимать, что катиться на нейтралке можно на скорости не более 30—40 км/ч. Если она выше, это уже небезопасно, потому что на высокой скорости двигатель должен быть связан с колесами, чтобы у водителя была возможность оперативно и сбросить скорость, и добавить ее, если требуется. Представим ситуацию: передний привод, начался занос. Нужно добавить скорости, чтобы выйти из заноса, а у тебя нейтралка. Пока ты передачу включишь, можешь уже ничего не успеть. И если занос случился на заднем приводе: нужно сбросить скорость, а у тебя нейтральная передача — нехорошо.
Опять же, если дорога скользкая, я буду как можно дольше ехать на передаче. Сухая дорога — могу уйти на нейтралку.
Отсюда вывод: водитель в каждой конкретной ситуации оценивает свое решение, есть много нюансов. Не нужно мыслить шаблонно.
— Можно ли держать ногу на пятке, выжимая педаль сцепления? Или обязательно держать ее на весу?
— Многое зависит от транспортного средства. Если мы говорим про автобус или грузовик, то там педали устроены иначе. Нижнее крепление, пневмогидравлическая система — поэтому дальнобойщики часто сидят в кабине без обуви или в тапочках.
— В легковом авто педаль сцепления устроена по-другому: крепление верхнее. И если ногу поставишь на пятку, нога будет съезжать с педали, особенно у людей с небольшим размером обуви. Поэтому им нужно, чтобы нога на пятке не стояла, а была на весу. Тогда ты жмешь педаль туда, куда она идет, без соскальзывания.
Некоторые используют такой прием при работе с педалями газа и тормоза: правая нога остается на пятке фактически в одной точке, и человек, только поворачивая носок, работает либо тормозом, либо газом. Но это тоже для людей с большим размером ноги. И это немного искусственный прием, пришедший из автоспорта — им там так быстрее. Но мы не торопимся, поэтому всем остальным мы бы рекомендовали переставлять ногу с одной педали на другую. Это более естественный прием для наших рефлексов, для нашего врожденного понимания.
— В автошколе учили жать на педали только правой ногой. У меня машина на «автомате» — педали две. Можно одной ногой жать на тормоз, а другой — на газ?
— Мы знаем тех, кто так ездит. Дело привычки. Но важно понимать тонкости.
Когда мы, к примеру, катаемся на картинге, мы так и управляем: правая нога на педали газа, левая — на педали тормоза. Но в картинге, как и в спортивных авто, другая конструкция сиденья, там пятиточечные ремни безопасности — корпус надежно удерживается на своем месте, никуда не отклоняется.
— А в обычном автомобиле не так. В сложной ситуации корпус отклоняется, и становится невозможно точно работать ни рулем, ни педалями. Поэтому левая нога должна стоять на полочке — ты ей упираешься, фиксируешься.
Помните ДТП на перекрестке улиц Притыцкого и Кунцевщины, когда после удара автобус выехал на встречную полосу и врезался в троллейбус? Многие тогда задавались вопросом: почему водитель не успел остановиться? А у нас сразу была версия: его начало бросать, он не смог нормально зафиксироваться на своем месте (там невозможно упереться), поэтому не мог и нормально воздействовать на органы управления.
— Где правильно держать руки на руле?
— Про это так много говорят. А это совсем не так принципиально, как кажется некоторым.
У человека есть рефлекс группировки. Как вы делаете руки, если на вас нападают? Правильно, поднимаете их ближе к лицу. И за рулем срабатывает тот же рефлекс: экстренная ситуация — руки автоматически занимают конкретное положение. Это положение — максимальная готовность к реакции при условии, что за рулем подготовленный водитель. Потому что если не хватает навыков, если водитель не знает, как реагировать на опасность, то как руки ни держи, среагировать будет сложно.
— Но в чем суть: важно не то, где у тебя руки на руле в данный момент. Ты должен уметь крутить руль из любого положения, любой рукой и в любую сторону. В машине с механической коробкой передач мы то и дело опускаем руку на коробку, переключаем указатели поворота, пользуемся клаксоном — да мало ли что. И вот представим: я убрал руку, переключаю скорость, и случается опасная ситуация. Я что, скажу «Ребята, подождите, мне надо руки правильно на руль положить»? Ты должен начинать работать с того момента, в котором тебя застала ситуация. В более спокойной буду крутить руль одной рукой, а если потребуется — то двумя.
— Кстати, напомню, что вращение одной рукой в два раза медленнее, чем двумя.
Поэтому самое важное — развивать свои навыки, учиться правильно воспринимать обстановку, чтобы не попасть в опасную ситуацию. И на этом фоне то, где у тебя руки на руле, весьма второстепенная история.
— Почему нельзя перекрещивать руки на руле?
— Кажется, вопрос сформулирован не вполне точно. Перекрещивать руки на руле можно. Когда мы крутим руль, мы их перекрещиваем: это эффективный способ руления.
— Кстати, поэтому нельзя на обычных машинах устанавливать квадратный руль, и мне кажется, что некоторые производители совершают ошибку, делая такое. Квадратные рули используют в спортивных машинах, но там совершенно по-другому происходит руление, там не нужно вращать руль, как в обычной машине, его не нужно перехватывать.
— Вернемся к изначальному вопросу. Перекрещивать руки во время руления можно. А вот чего нельзя делать, так это держать руки перекрещенными на руле. Если вы во время руления вы остановили руль, а руки замерли в перекрещенном положении — нужно перехватиться. Вдруг нужно будет работать рулем, а руки в неудобном для этого положении?
— От опытного человека слышал, что нельзя обхватывать руль большими пальцами. Почему?
— Мы тоже такое слышали, но это что-то дошедшее из давних лет. И не все упомнят, откуда все повелось.
Такой хват самый надежный, потому что большой палец самый сильный. Но сторонники теории говорят, что если так держать руль и вдруг лопнет колесо, то руль резко выкрутиться и выбьет палец.
Давайте по порядку. Во-первых, нужно следить за состоянием своего автомобиля. Во-вторых, даже если колесо лопнет, автомобиль как бы припадет на одну сторону, а вам в этот момент нужно не о пальцах думать, а всем телом налечь на руль, поджать локтями, прижать его, чтобы его не повело. Ловкий водитель сразу среагирует.
— Однажды в детстве я видел, как у «Москвича» колесо лопнуло. Это произошло на трассе, на скорости, было видно, как его стягивает в сторону. И мой папа кричал: «Мужик, держи, держи!» Но мужик сильный — удержит. А если девочка слабенькая — ее вместе с этим рулем повернет, она ничего не сделает. Так что хорошо, что машины в этом отношении стали куда лучше прежнего.
А еще в советское время инструкторы на грузовых машинах били по рукам, отучая от привычки обхватывать руль большим пальцем. И рассказывали: мол, попадешь на камень или рельсы, руль крутанется и сломает палец. Но опять же это те грузовики. У меня приятель служил в армии в Казахстане. И он рассказывал, как на «Урале» переезжал через железнодорожные пути: машину пускал на рельсы под углом, а перед наездом на них поднимал руки, потому что в момент наезда на рельсы руль резко крутило в одну сторону, потом резко в другую так, что не удержишь, и только потом водитель его подхватывал.
— Что из этого нам важно понимать сегодня: все это характерно для старых машин без гидроусилителя. В современных автомобилях ничего не случится, даже если лопнет колесо: гидравлика не даст рулю вдруг вывернуться. Сейчас все идет к тому, что скоро вообще держаться за руль будет не обязательно. Поэтому нужно не думать шаблонами, а соображать за рулем, что безопасно, а что небезопасно, и действовать соответствующим образом.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by