Как не попасть на дорогую поездку в такси при заказе «от борта»

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner
13 536
13 января 2025 в 18:00

Тема неадекватно дорогих поездок на такси периодически всплывает в наших публикациях. Как правило, это происходит, когда пассажиры не используют приложение или не вызывают машину через диспетчера, а просто подсаживаются в нее на улице, то есть когда заказ происходит «от борта». Минтранс дал комментарии на эту тему и поделился рекомендациями, как не попасть в неприятную ситуацию.

Что важно знать

Государством регулируются цены (тарифы) на социально значимые товары (услуги), но перевозки пассажиров автомобилями-такси к таким услугам не относятся, а тарифы устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка в условиях свободной конкуренции.

Потребитель имеет право на информацию об услугах (ст. 5 закона «О защите прав потребителей»), при этом пассажир автомобиля-такси имеет право при оформлении заказа на поездку получать информацию о тарифах и (или) об ориентировочной стоимости, а также об иных условиях выполнения перевозки (п. 169 Правил автомобильных перевозок пассажиров).

Согласно п. 14 Правил автомобильных перевозок пассажиров в салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должны быть размещены:

  • визитная карточка, содержащая фамилию и инициалы водителя, а также его фотографию;
  • информация о наименовании (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место нахождения (место жительства) и контактные телефоны перевозчика);
  • информационная табличка с указанием всех используемых перевозчиком тарифов: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия.

Как действовать

При заказе автомобиля-такси «от борта» рекомендуется уточнять у водителя ориентировочную стоимость поездки в рублях. Фразы «По счетчику», «По тарифам» и другие аналогичные могут служить сигналом к тому, что вас пытаются ввести в заблуждение.

Также п. 1 ст. 7 закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя (водителя, перевозчика) своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене (тарифах) услуги и условиях ее оплаты.

В случае непредоставления данной информации потребитель имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира автомобилем-такси и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за оказанную услугу.

«Напоминаем, что в соответствии с пунктом 169 Правил автомобильных перевозок пассажир имеет право отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги по перевозке с неисправными, выключенными (заблокированными) программной кассой для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, за исключением случаев выполнения перевозки автомобилями-такси, заказанной и оплачиваемой посредством электронной информационной системы с использованием реквизитов банковских платежных карточек», — говорится в сообщении.

Ранее свои рекомендации на эту же тему дало Управление оперативных мероприятий инспекции МНС по городу Минску.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро