Контроль по камерам, изъятия авто у нарушителей, проверки заоблачных чеков от борта. Что сейчас происходит с такси?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
21 января 2025 в 8:00

Прошли новогодние праздники с их суетой и ажиотажем вообще везде: в магазинах и развлекательных центрах, в кино, ресторанах и на елках. Как всегда, это горячая пора у такси. Как всегда, мы поразились расценкам отдельных водителей, умудрившихся сорвать куш на рядовых поездках. Теперь время снимать маски и праздничные костюмы и подводить некоторые итоги. Оказалось, что не все те, кто возил задорого, делали это по правилам, а кое-кто уже успел за это поплатиться. И не обязательно даже быть схваченным за руку. В Транспортной инспекции говорят: с 1 ноября работает Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, все теперь на виду со всеми вытекающими последствиями.

О дорогих поездках от борта

Начнем с того, что ближе к телу, — с дорогих поездок от борта. Казалось бы, это что-то из далекого прошлого, но то и дело мы узнаем о новых случаях: то за короткую поездку по городу с пассажира возьмут 90 рублей, то за схожий непримечательный маршрут выдадут чек на 230 рублей. Это что же, так можно?

В общем-то да. В случае когда водитель выступает как самостоятельный перевозчик и клиента находит сам, то и расценки на свои услуги он устанавливает индивидуально. Пункт 169 постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров» определяет, что размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади.

Вопрос в том, что все равно существуют правила, которые необходимо выполнять.

— Водитель такси при перевозке пассажиров по запросу обязан озвучить свои расценки. Кроме того, в автомобиле на видном для пассажира месте должна быть размещена информация о действующих тарифах. Причем пассажир должен ясно понимать, какой именно тариф действует. Бывает так: в будний день действует один тариф, в выходной — другой, в позднее время — третий, — отмечают в Транспортной инспекции.


Право водителя — назначить стоимость той услуги, которую он оказывает. Право пассажира, который желает воспользоваться этой услугой, — понимать ее стоимость.

— Сколько будет до вокзала?

— По счетчику.

Однако без подробной поясняющей информации это не ответ.

— 25 рублей — уже со старта за абонирование, плюс 7 рублей за километр, — а вот такие сведения уже дают возможность сориентироваться. Десять километров по 7 рублей и 25 рублей за абонирование — 95 рублей в сумме. Согласны ехать? Очень хорошо — в путь. Не согласны? Тоже хорошо, ищите другие подходящие для себя варианты.

— В случае если водитель не озвучил расценки, он нарушил законодательство, даже если все прочие требования соблюдены и у налоговых органов не возникло вопросов относительно получения суммы оплаты и отчисления с нее налогов, — поясняют в Транспортной инспекции.


О прожорливых вирусах и «заглючивших» регистраторах

По принятым с 1 ноября 2024 года правилам, водитель обязан иметь и предоставлять по требованию уполномоченных структур видеозаписи с регистратора, установленного в автомобиле. Это один из способов установить истину — проверить, была ли донесена информация о расценках до пассажира.

— Но бывает, что записи с регистраторов странным образом исчезают. При том что законодательство обязывает хранить их в течение 15 суток. «Вирус съел», «регистратор заглючил» — это не может быть оправданием. Если видеозаписи нет — это уже нарушение и повод запросить все записи за обозначенный срок, чтобы выяснить, когда же «заглючил» регистратор, — продолжают в Транспортной инспекции.

Проблемы вырастают как снежный ком. Почему не выполнялись требования законодательства? Почему, несмотря на это, водитель осуществлял поездки, брал заказы, принимал оплату? На каком этапе это началось и что повлекло за собой?


О том, чем это заканчивается

Итак, два конкретных случая, о которых мы писали.

Первый: 6 декабря в дневное время наша читательница ехала из Ждановичей в центр Минска, на улицу Карла Маркса. Ожидание автомобиля при вызове через приложение показалось слишком долгим, и женщина вместе с дочкой села в такси, остановившееся неподалеку.

— У меня и в мыслях не было, что нужно беспокоиться о цене — просто отвыкла от такого, — рассказывала она.

Водитель выдал чек: 88 рублей 29 копеек за поездку, которая длилась 17 минут. Из чека пассажир может заключить: только абонирование машины обошлось ему в 25 рублей; в то время действовал некий «Тариф 4» (что бы это ни значило); еще 58 рублей было насчитано за расстояние, которое автомобиль проехал за указанное время. Женщина заплатила — а что было делать?


Транспортная инспекция провела свою проверку этого случая.

— Мы установили водителя, это индивидуальный предприниматель. Он работал, принимал заказы, он был в реестре, но предусмотренные законодательством сведения были им предоставлены не в полном объеме. В результате теперь ему вменяется в вину осуществление незаконной предпринимательской деятельности в части невключения сведений в реестр перевозок пассажиров. 

Транспортное средство — Nissan Terrano — изъято и помещено на охраняемую стоянку до решения суда, — сообщили в ведомстве.

Уже во время подготовки этой публикации мы получили информацию о вынесенном судом решении. Водитель такси получил штраф, также был конфискован весь доход, полученный за период его незаконной деятельности.

Второй случай: в Минске пассажиры заказали поездку в одной столичной диспетчерской службе из точки А в точку Б и заплатили за нее 32 рубля. Спустя какое-то время они решили вернуться обратно, но такси не заказывали, а сели в машину, которую увидели у обочины дороги.

— Водитель согласился нас отвезти. На мой вопрос «Сколько это стоит?» он ответил «По тарифу», не обозначив при этом сам тариф для его такси. Утром этот тариф составил 32 рубля за всю поездку, и мы согласились. Довез он нас до магазина… и оплату произвел по терминалу. Я опять спросила цену, он ответил «Там все написано». Я сидела сзади, оплатил муж, водитель такси быстро уехал, а мы посмотрели на чек и очень удивились! — рассказывала впоследствии пассажирка.

Итоговая стоимость поездки составила 228,66 рубля, тариф за 1 км — 7 рублей. Пассажиры пожаловались в налоговую, но там нарушений по своей линии не усмотрели: чек пассажиру выдан, а денежные средства в полном объеме зарегистрированы в АИС ККО и будут учтены при налогообложении.

Транспортная инспекция также провела проверку. И вот тогда-то вопросы возникли.

— В ходе оперативной работы были установлены нарушения, водитель признал, что действовал не в соответствии с требованиями законодательства. При этом, чтобы устранить возникшее с пассажирами недоразумение, он вернул им деньги, полученные за поездку, — отметили в ведомстве.


О том, куда жаловаться

Что делать, если вы считаете, что в такси с вас потребовали неоправданно высокую сумму за поездку?

По закону, если поездка совершена и водитель выдал платежный документ — чек, пассажир обязан услугу оплатить. Но если пассажир считает, что его ввели в заблуждение, он имеет право в рамках гражданско-правовых отношений подать на водителя в суд. Либо обратиться в соответствующие органы, чтобы те по своей линии дали правовую оценку действиям водителя.

Не выдали чек или есть сомнения в корректности работы таксометра — можно обратиться в налоговую. Если считаете, что нарушены правила перевозки пассажиров, — с этим в Транспортную инспекцию. Заподозрили мошеннические действия — пишите заявление в милицию.

Очевидно, что в любом случае принципиально важно требовать и сохранять чек. И не затягивать с обращением в компетентные органы, чтобы была возможность установить истину. Те же 15 дней, в течение которых водитель должен сохранять видео со своего регистратора, — не такой долгий срок, ведь таксиста еще потребуется установить, вызвать и так далее.


О тех, кто дает повод

Примечательно то, что такая жалоба, направленная в отношении водителя такси, наверняка будет иметь последствия, выходящие далеко за рамки локального конфликта с пассажиром.

— Любая жалоба — это сигнал к тому, чтобы мы обратили пристальное внимание и на водителя, и на перевозчика, то есть на всю организацию, — прямо говорят в Транспортной инспекции. — Поэтому перевозчики сами заинтересованы в том, чтобы донести до своих водителей важность соблюдения всех предусмотренных норм. Хамство и недобросовестное отношение к пассажиру должны быть исключены, все требования законодательства должны строго исполняться.


О перевозке детей в такси

Еще одна проблема, о которой часто рассказывают наши читатели, — перевозка в такси детей. Есть водители, которые отказываются от таких заказов, часто мотивируя это решение тем, что в машине нет удерживающего устройства для перевозки ребенка.

— Для отказа в оказании услуги в этом случае нет оснований. Правилами дорожного движения (п. 178) предусмотрено исключение для такси в части использования удерживающих устройств, — уточняют в Транспортной инспекции.

К слову, несмотря на это исключение, в такси все чаще можно встретить удерживающие устройства, есть службы, где детские кресла или по крайней мере бустеры имеются по умолчанию в каждой машине, а некоторые сервисы предлагают специальные детские тарифы. Но, по сути, это право родителя выбрать такой вариант из соображений безопасности. А обязанность водителя — в любом случае выполнить поездку, если поступил заказ и среди пассажиров есть ребенок.


О реестре

Указ «Об автомобильных перевозках пассажиров» был подписан год назад, в январе 2024-го, и серьезным образом сказался на реалиях рынка такси в нашей стране. Был создан и с 1 ноября 2024 года функционирует Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, куда включаются сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси. Оператором и владельцем реестра определена Транспортная инспекция.

— Реестр работает. Тот, кто думал, что его это не коснется, уже сталкивается с последствиями, — отмечает начальник управления филиала Транспортной инспекции по Минску и области Александр Коваленко. — Все диспетчеры уже подали отчеты о выполненных перевозках, у нас есть информация обо всех выполненных и невыполненных заказах. Ведется активная работа.


Возможные меры в случае выявленных недочетов таковы: приостановление нахождения в реестре до их устранения, а в случае повторных нарушений — привлечение судом к ответственности, исключение из реестра. Еще одна из принимаемых мер — изъятие транспортного средства до решения суда.

— Долгое время мы вели разъяснительную работу среди всех заинтересованных, в том числе перевозчиков, водителей, занимались профилактикой. Ведь по сути требования законодательства не претерпели кардинальных изменений. Правила перевозки пассажиров, за исключением обязанности обеспечить видеозапись, действовали и раньше, просто кто-то их игнорировал. Теперь реестр действует, все серьезно. Те, кто этого не понимал, начинают оценивать ситуацию объективно, — добавил представитель Транспортной инспекции.

О новых формах контроля

За многие годы у водителей такси сложился некий стереотип: Транспортная инспекция работает на дорогах, проводит рейды. Если поймали — то поймали, ну а если нет — значит, пронесло. Теперь дела обстоят иначе.

— Мы стали больше заниматься аналитической работой, используя современные методы контроля. Если водитель, который не находится в реестре, выполнил заказ — мы это увидим. Анализируются базы данных, используются все доступные средства, включая информацию с камер наблюдения и фиксации как СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», так и Республиканской системы мониторинга общественной безопасности. Это большой объем работы, но и более современный подход. И на данный момент мы готовим более 200 материалов о привлечении перевозчиков к ответственности, — рассказывают в ведомстве.


Условно говоря, это как с контролем скорости на трассах: когда вы в последний раз видели сотрудника ГАИ с радаром? Камеры всё видят, нарушителя установят дистанционно, и он получит свое «письмо счастья».

С такси теперь примерно так же. Самое простое: автомобиль не оклеен, водитель выполняет заказ. Транспортная инспекция не остановила его на дороге — повезло? Но поездка выполнена, информация зафиксирована. Безусловно, где-то машина попалась на камеру, и это сохранено в базе данных. Транспортная инспекция находит нужные снимки и получает сведения о том, была ли на машине оклейка в момент выполнения заказа. И точно так же проверяется соответствие всем прочим требованиям.


— Мы всех видим и все про всех знаем. Если кто-то нарушил и его не остановили — это не значит, что последствий не будет. Работа ведется, и если налицо нарушение, то начинается проверка всего парка — перевозчики об этом знают.

Поэтому говорим всем, кто планирует работать в этой сфере: обратной дороги не будет, нужно подключаться к реестру и выполнять требования законодательства. Это единственный путь.

Но наказать — это не самоцель. Есть те, кому достаточно сказать один раз, и они начинают нормально работать. И в этом общий интерес — обеспечить прозрачность и законность работы всей сферы пассажирских перевозок, — говорят в Транспортной инспекции.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by