Несколько наших читателей в разное время пожаловались на одну и ту же проблему, а именно на так называемое наложение полосы разгона и полосы торможения друг на друга. То есть полоса одна, а функций у нее сразу две, причем взаимоисключающие: одним нужно замедлиться и съехать вправо, другим — разогнаться и съехать влево. Кто прав, кто не прав и что делать, чтобы не нарваться на неприятности? Об этом сегодня говорим с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.
И говорим мы об этом на примере развязки МКАД и проспекта Независимости, являющейся пересечением, возможно, двух самых загруженных направлений в Минске. Наиболее сложная здесь ситуация на внутреннем кольце. На участке протяженностью менее 300 метров сначала располагается съезд на проспект, потом выезд с него, а затем, за путепроводом, съезд на противоположную часть проспекта, а заодно и подъезд к обширному району с крупным торговым центром. Трафик насыщенный, а полоса для всех тех, кто меняет направление движения, по сути, одна.
— Развязка проспекта Независимости и МКАД около «Короны» в Уручье. Утро, 08:30, большой поток. Типичная ситуация: автомобилист, съезжающий по «клеверу» с проспекта, подъезжает к полосе разгона на кольцевой и останавливается, дожидаясь, пока крайний ряд кольцевой не станет кристально чистым, что, в свою очередь, большая редкость. В итоге весь правый ряд (а зачастую и второй) проспекта, и без того сверхперегруженный из-за неудачно спроектированных выездов из Уручья, встает колом. Пробка начинает расти в сторону выезда из города.
Не пора ли намекнуть водителям, что полная остановка автомобиля перед съездом на МКАД — не решение, тогда как движение с прогнозированной малой скоростью около 20 км/ч позволит съезжающему с кольцевой сориентироваться и занять свое место в полосе разгона, зачастую просто поменявшись с выезжающим на кольцо.
Наверное, любой минский водитель знает это место. Один раз попадешь сюда — наверняка запомнишь. Говорят, что в час пик здесь требуются одновременно самоуверенность, смелость и изрядная доля везения, чтобы и проехать как полагается, и не создать проблем другим водителям.
— Вот, смотри, летит BMW, съезжает с МКАД. Водителю обязательно хочется быть первым. И нужно понимать нюансы. Он едет, он видит, как машины выезжают сплошняком: ему же нужно как-то свою проблему решать, правильно? Он пытается где-то ускориться, вклиниться, — Краснов наблюдает ситуацию с путепровода. — А у наших водителей есть нехорошая привычка: вместо того чтобы замедлиться и пропустить, они стараются ускориться. Причем находятся отдельные водители, которые включают нездоровую принципиальность. Как бы ты ни ехал, он ускорится, до последнего будет тебя опережать, только бы оказаться впереди.
Но на дороге стратегия водителя должна заключаться в другом: ты захотел что-то сделать, но видишь, что ситуация не соответствует изначальной задумке, — сделай по-другому. Нет ничего хорошего в принципиальности за рулем, если это провоцирует конфликт или даже ДТП.
— Учение по Краснову в чистом виде.
— Это не по Краснову, это — по-нормальному, — уточняет ведущий рубрики.
— А вот читатели часто хотят знать конкретно: кто прав по ПДД?
Краснов очень глубоко и очень тяжело вздыхает.
— Не о том думаете, товарищи, — грустно говорит он. — Эта развязка, если честно, вообще не ясно как вписывается в ПДД. Потому что по-хорошему у развязки должна быть отдельно полоса разгона и отдельно полоса торможения. И организация дорожного движения должна исключать конфликты, а не создавать их. А то, что здесь, — это не полоса разгона, но и не полоса торможения. Это вообще непонятно что.
При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость движения только на ней (п. 70).
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу движения, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге (п. 71).
— Читаем 70-й пункт ПДД. Он здесь не применим. И водители, которые едут по МКАД и хотят съехать, с учетом того, что это не полоса торможения, имеют полное право снижать скорость не доезжая до этого участка и не перестроившись в эту полосу. Но это опасно. Еще и закругление дороги как раз. Человек едет и думает: «А вдруг в меня сзади врежутся». И не замедляется до последнего, рискуя нарваться на другую опасную ситуацию или вообще не вписаться в поворот, — продолжает преподаватель.
— Проблема этого участка не в ПДД. Проблема в инфраструктуре. На скоростной трассе не должно быть полосы, в которую съезжают и из которой одновременно выезжают. Одним нужен отдельный съезд, другим — отдельный выезд.
Мы хорошо знаем компромиссность бюджетных вариантов: сделано так, как получилось, а водители пусть ездят как хотят.
— А если столкнутся, кто будет виноват?
— Не нужно даже думать об этом. Приедет ГАИ и разберется, — снова вздыхает инструктор. — Вы думайте о том, как не попасть в ДТП, а не как оказаться невиноватым.
— Есть основы безопасности дорожного движения. Они учитывают нормы ПДД, но они же говорят о том, что водители должны уметь взаимодействовать, — продолжает Краснов. — Тот, кто не слышал про основы безопасности, а думает категориями «прав» или «не прав», похож на человека с синдромом вахтера: ездит и смотрит за остальными — кто нарушает, а кто не нарушает. А самые неуравновешенные еще и подлазят поближе, чтобы спровоцировать ситуацию, а потом кричать, дескать, их подрезали. Вся жизнь за рулем превращается в постоянный поиск опасных ситуаций, которые они сами и провоцируют.
Несовершенство инфраструктуры плюс человеческий фактор — гремучая смесь.
— Причем проблема кроется уже на этапе подготовки водителей. Потому что курсантам в автошколах такого не рассказывают, в автошколах учат не столько ездить, сколько сдавать экзамен в ГАИ. И в автошколах говорят: «Вы должны ездить по ПДД, правильно так, как по ПДД». И вот выезжает такой водитель и думает о том, как правильно по ПДД и кто по ним прав, а кто не прав. И находит сам себе проблемы, потому что мало знать правила, нужно еще уметь взаимодействовать на дороге, — отмечает ведущий рубрики.
— Наглости выезжающих на МКАД уже нет предела: им все равно, как ты на скорости 90 км/ч должен съезжать с кольца.
Если речь о слиянии или вливании в скоростной поток, то одной полосы разгона мало. Нужно разъединить потоки «в» и «из».
И участок возле «Короны» — самое проблемное место. Почему нельзя было сделать съезд к гипермаркету на 50—100 метров дальше? Выезд туда из той же полосы, которая съезжает на проспект в часы пик, превращается в хаос: там мало того что потоки съезжающих и покидающих кольцо захлебываются друг в друге, так еще и вектор на гипермаркет тут же отделяется. То есть поток съезжающих удваивается в точке, где его вообще не должно быть.
О том, как в автошколах учат сдавать экзамены в ГАИ, мы недавно слышали: менее трети выпускников получают права с первого раза. И это не говоря о статистике аварийности со стажем до одного года.
— Давайте пробовать, — предлагает преподаватель. — Мы едем по внутреннему кольцу МКАД, вот этот сложный участок. Если перед нами машины, то не догоняем, не садимся на хвост, а оставляем пространство, чтобы тот, кто выезжает на кольцо, мог проехать. Он проедет перед нами влево, мы за ним уйдем вправо — и нет проблемы. Поверьте, когда вы пытаетесь заботиться о других людях, они это видят и начинают заботиться о вас. Это ответная реакция.
Идея в том, чтобы найти того, кому мы можем помочь, кто находится в худшей ситуации. А не пытаться во что бы то ни стало пользоваться своим преимуществом.
— И снижать скорость, подъезжая сюда, нужно, но не резко (тогда и правда можно получить удар сзади), а постепенно, аккуратно, уменьшая риски. Так вы даете себе возможность сориентироваться, — продолжает инструктор. — Подъехал, притормозил, поискал того, кому нужно помочь выехать. Конечно, может случиться недопонимание, но мы действуем по ситуации, мы не мыслим шаблонами. Где-то нужно моргнуть фарами, показать, что ты пропускаешь, где-то дать сигнал — вас поймут. Опять же заранее включаем правый указатель поворота. Если нам не дают перестроиться, продолжаем аккуратно, тихонько ехать и искать возможность. Люди тоже не могут мгновенно сориентироваться. Один не пропустил — другой пропустит. Каждый решает свои насущные проблемы, дайте друг другу время. А наши водители не умеют ждать. И злятся, потому что им кажется, что им специально не дают что-то сделать настолько быстро, насколько им хочется. Но рядом другие люди — вам как-то нужно прийти с ними к взаимопониманию.
Пробуем проехать с другой стороны, спустившись с проспекта на внутреннее кольцо. Краснов напоминает сытого удава, который совершенно никуда не торопится.
— Отлично вижу, как приближается BYD, наверняка захочет на съезд. Так и есть. Пожалуйста! Что проще — не давить педаль и оставить человеку пространство перед собой: пусть перестроится, и я спокойно дальше поеду, — комментирует он.
— Не такой уж здесь сложный съезд, просто все нужно делать обдуманно. Я бы сказал, что развязка МКАД и улицы Притыцкого в этом плане даже труднее, потому что там полоса съезда начинается чуть раньше, чем выезд. И к тем, кто выезжает, в бок уже может лететь машина. На мой взгляд, в таких ситуациях на выезде нужно ставить знак «Стоп», а не «Уступить дорогу» — чтобы люди тормозили и смотрели. Потому что все привыкли, что если есть полоса разгона, то по ней относительно спокойно можно выезжать. А тут на тебе! — отмечает ведущий рубрики.
— Хотя в идеальном мире такого, конечно, быть не должно, чтобы машина останавливалась при выезде в полосу разгона.
Мы вернулись на развязку уже в качестве пешеходов и еще понаблюдали за движением.
— Людей, которые хотят съехать, тоже можно понять. Ты выезжаешь на скорости 40 км/ч по дуге, а он едет по прямой, у него 90 км/ч, и сзади напирают, — продолжает инструктор. — Я бы сказал, что основная масса водителей здесь нормально разбирается. Но есть те, кто рискует. К примеру, находятся водители, которые рвутся на съезд из средней полосы, а то и из левой. Из правой они не хотят, там же съезд на проспект в сторону Калиновского. И вот подъезжает такой по среднему ряду в расчете на то, что пока они тут будут решать, кто первый проедет, он быстро проскочит внаглую. Такие, конечно, добавляют общей нервозности.
— Возможно, на путепроводе вместо рекламы следовало бы установить информационные щиты «Помогайте друг другу!» или «Перестраивайтесь по очереди!» Мне кажется, было бы больше толку, — предлагает Юрий Краснов. — А если серьезно, то каждый должен работать над собой, думать не о своей правоте, а искать взаимопонимание на дороге, учиться видеть обстановку и действовать осознанно. Причем очень хотелось бы, чтобы в автошколах этому уделяли больше внимания. Конечно, инструкторы боятся того, что курсант запутается и потом экзамен не сдаст. И это, кстати, тоже проблема. Я знаю о ситуации, когда курсант на экзамене поморгал «аварийкой», чтобы поблагодарить кого-то, а ему это засчитали как ошибку. За что? Он пользуется одним из негласных правил, способствующих тому, чтобы на дороге была благоприятная атмосфера. Такое нужно поощрять, а не запрещать, кошмаря курсантов по любому поводу. Впрочем, это уже совсем другая история.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by