Долго, дорого, основательно. Как сдают на права в Германии

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner; носят иллюстративный характер
14 августа 2025 в 8:00

А как сдают на права в Германии? Сколько там учатся и кто принимает решение, когда курсант готов сдавать экзамены? Мучают ли там экзаменаторы заданиями вроде «Развернитесь на следующем обозначенном перекрестке»? А диагональную парковку тоже заучивают по палочками и штришкам? И как все-таки устроен нашумевший Idiotentest? Наш читатель Сергей — белорус, и права он получал в Беларуси. Но в жизни ведь бывает всякое, и Сергею понадобилось пересдавать водительские экзамены ради немецкого удостоверения. Сложнее или легче ему пришлось — об этом он расскажет сам.

Зачем еще раз сдавать на права?

— Согласно немецким законам, человек, который приезжает в Германию на длительное время, обязан в течение полугода заменить свое водительское удостоверение, если оно у него есть, на немецкое. Иностранные права по истечении этого срока становятся недействительными, если с ними словят, сочтут «бесправником», а за это в Германии в тяжелых случаях предусмотрена даже уголовная ответственность. И вот так мы с женой оказались перед необходимостью еще раз идти в автошколу и сдавать на права — теперь в другой стране, — говорит Сергей.

А ведь у него был и опыт, и стаж: в Беларуси он получил права еще в 18 лет и успел немало наездить по нашим дорогам. В Германии, впрочем, спустя полгода это бы никого не интересовало.

Опять в автошколу

— Здесь есть своя процедура замены водительского удостоверения: даже если тебе не нужно обучаться с нуля, в автошколу пойти все равно придется, как и сдавать экзамены — теоретический и практический, — продолжает собеседник.

Но и это не сразу, ведь в автошколу не возьмут без обязательных документов, среди которых заключение от офтальмолога на предмет остроты зрения, а также свидетельство о прохождении однодневного курса медицинской помощи.

— На этом курсе мы отрабатывали различные ситуации, тренировались, к примеру, накладывать жгут, делать искусственное дыхание и массаж сердца, нам даже подробно рассказывали о дефибрилляторах, потому что они в Германии на каждом шагу: в организациях, магазинах и офисах, — и считается, что водитель в случае чего должен знать, как им воспользоваться.

С этим багажом знаний, а также с квитанциями об уплате необходимых пошлин и платежей можно заключать договор с автошколой и писать заявление о замене водительского удостоверения в местное управление по транспорту.

Испытание первое. Das ist eine Theorie

— Первое, что придется сдать, — это теоретический экзамен. И никого — не важно, обучаетесь вы с нуля или пришли обменять права, — не допускают за руль учебной машины без успешной сдачи этого экзамена, — предупреждает Сергей. — К нему готовят на лекциях в автошколах, но можно заниматься и самостоятельно. Есть приложения — платные и бесплатные, никто не мешает тренироваться. Конечно, есть отличия от белорусских правил, в Германии есть и другие знаки, и другие требования ПДД — их придется просто вызубрить. Но в целом теорию подтянуть несложно: у меня на это ушло в нормальном режиме около трех недель, где-то по часу ежедневно я делал тесты.

Сам экзамен показался бы нам с вами знакомым: класс, на столах стоят компьютеры, сдающие выполняют тестовые задания — всего 30 вопросов, нужно набрать определенное количество баллов. Но есть нюанс: не все вопросы ценятся одинаково. Есть совсем простые, но и совсем «дешевые», а есть сложные и «дорогие».

— Бывают текстовые вопросы, вопросы по фото и видеозадания — они самые сложные. Ты смотришь видеоролик, затем читаешь вопрос и выбираешь ответ, желательно правильный.


К примеру, вопрос может звучать так: «Чего нужно опасаться в данной ситуации на дороге?» А на видео ничего очевидного не было, и нужно было заметить велосипедиста, который промелькнул где-то в зеркале автомобиля, или трактор, подъезжающий по второстепенной дороге, или что-то еще не вполне очевидное. Причем ты смотришь видео до того, как видишь вопрос, а после того, как появляется задание, уже не можешь вернуться к просмотру видео.

Важно то, что сдавать практический экзамен можно на родном языке. Правда, опять с оговоркой.

— Я сдавал экзамен на русском, правда, перевод был, похоже, «гугловский» и очень кривой. Например, на один из вопросов два ответа были переведены совершенно одинаково. Такое задание превращается просто в угадайку.

— А были вопросы вроде «Какой угол уклона допустим для такого-то вида транспортного средства?»?

— Да, полно! Есть, к примеру, формулы расчета тормозного пути на мокрой дороге, на сухой, и их нужно держать в голове, чтобы высчитать тормозной путь при заданных условиях. Или какая предельно допустимая нагрузка на ось у такого транспортного средства — все это в Германии тоже есть в тестах. Когда супруга сдавала, таких вопросов она боялась больше всего, — смеется белорус.

Тем не менее испытание он прошел успешно и с первого раза, также, как и его жена.

Сдавали на права в другой стране и готовы об этом рассказать? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 99 (775 кг)
Нет в наличии
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
Нет в наличии

Испытание второе. Die praktische Prüfung

За теорией, как мы все хорошо знаем, следует практика. В чем практиковаться человеку, который много лет назад сдал на права и все это время вполне успешно наезжал километры за километрами?

— Только инструктор в Германии решает, когда курсант готов к сдаче экзамена. Это работает по отношению к новичкам и к тем водителям, которые пересдают на права в этой стране, — говорит наш читатель. — Мне повезло: русскоязычная автошкола, русскоязычный инструктор — очень спокойный, грамотный, терпеливый — у человека талант к преподаванию. И мы отрабатывали вообще все.


Сергею потребовалось два занятия по два академических часа — две пары.

— Здесь тоже предоставляют выбор: «автомат» или «механика». Как ни странно, многие немцы по-прежнему держатся за «механику». Я не понимаю почему: многие модели выходят на рынок в принципе только с АКПП — и в чем проблема? С другой стороны, автомобили напрокат в Европе, если они на «механике», все еще значительно дешевле. Но других причин сдавать на «механике» я не вижу. Кстати, есть способ схитрить: если отъездить необходимый минимум на «механике» и даже сдавать на «автомате», отметки в правах все равно не будет, можно ездить на чем хочешь.

Между тем Сергей сдавал по привычке на «механике», а вот его жена — на «автомате».

— Экзамен длится час и начинается с теоретического вопроса, чаще всего на знание матчасти. Меня спросили: «Как ты определишь, что в твоем автомобиле неисправны тормоза?» И я должен был перечислить признаки. У жены спрашивали про неисправность ручника. Но могут спросить про любую кнопку в авто или попросить рассказать, как проверить уровень масла или как заменить колесо. Немцы считают, что водитель должен иметь хотя бы базовое представление об устройстве автомобиля и элементарных необходимых действиях.

Экзаменатор при этом говорил по-немецки. Сергею сделали уступку: разрешили давать ответы по-английски. В трудных случаях на помощь приходил инструктор, который взял на себя роль переводчика.

— У немцев на экзамене экзаменатор сидит в авто всегда сзади. За рулем — сдающий, справа от него — инструктор. Но экзаменатор следит за ситуацией, он контролирует спидометр, смотрит по зеркалам и говорит, куда ехать, а ездить нужно повсюду. Были и узкие улочки с ограничением 30 и пешеходными зонами, были разные виды перекрестков, кольца, разные виды парковки. Никакой площадки, никакой парковки по палочкам нет — только реальные условия. Я парковался возле супермаркета. Передом, задом, диагональная парковка — все это нужно проделать на экзамене. «Припаркуйся между тем Mercedes и Bentley», — это реальность в Германии и страшный сон для сдающего экзамен в Беларуси. Обязательно появление на автобане: так проверяется, может ли сдающий ехать с большой скоростью.

В Германии, кстати, нет ограничений для новичков, как у нас, 70, но есть ограничения по алкоголю. Для водителей со стажем меньше 2 лет — 0,0 промилле, для остальных — 0,5.


Особое внимание на экзамене, да и в повседневной жизни уделяется тому, как водитель коммуницирует с пешеходами и велосипедистами.

— Я слышал, как меняются ПДД в Беларуси: велосипедисты должны будут спешиваться на переходах и все такое прочее. Это удивляет, потому что в Германии иначе: велосипедисты ездят по проезжей части, ездят по тротуарам, и никому не приходит в голову обязывать их слезать с велосипеда всякий раз, когда переезжаешь дорогу по пешеходному переходу. Водителей тренируют, и все ситуации описаны в ПДД. К примеру, мы можем опередить велосипедиста только в том случае, если соблюдается боковой интервал в 1,5 метра, иначе просто едешь за ним.

При проезде перекрестка водитель обязан — это тоже прописано — смотреть через плечо. Если я поворачиваю направо, я должен заглянуть себе через правое плечо, чтобы убедиться, что нет ни пешеходов, ни велосипедистов. В зеркало я могу их не увидеть — значит, обязан убедиться дополнительно.

В результате, по словам Сергея, не возникает проблем с велосипедистами в рамках дорожного движения.

— То ли всех так выучили в автошколах, то ли это менталитет, но ни у кого велосипедисты не вызывают нервозности — что в маленьких городах, что в крупных. Самокатов здесь меньше, но они есть, есть и шеринг — тоже никаких проблем. Здесь больше людей на скутерах, и они напрягают больше. На мой взгляд, они ведут себя более неадекватно на дороге, — отмечает Сергей.

Вернемся к экзамену. У принимающего есть чек-лист, и весь час он тестирует курсанта по нему.

— Есть нарушения, после которых экзамен будет завершен сразу — разумеется, с отрицательным результатом. К примеру, въезд под знак «Движение запрещено», неостановка перед знаком «Стоп», непредоставление преимущества пешеходу или велосипедисту, превышение скорости — это гарантированная пересдача. Мелкие помарки при этом допускаются. Например, вас не отправят на пересдачу в том случае, если вы припарковались не идеально по линии.

Занятно, что во время экзамена курсанты отрабатывают экстренное торможение. Происходит это так: экзаменатор спрашивает, готов ли ты, а затем дает отмашку — и нужно ударить в педаль тормоза до упора.

— Так появляется понимание, как это происходит, наверное, складывается какой-то паттерн, который может пригодиться в экстренной ситуации, — отмечает собеседник.


На экзамене тоже нужно набрать определенное количество баллов, то есть не «запороть» критическое число заданий.

— Интересный момент: как только я сдал экзамен, экзаменатор сразу же передал мне уже готовое водительское удостоверение. Значит, его отпечатали практически сразу после того, как я подал документы на замену. Принимающий маркером вписал дату выдачи, и все. Белорусское удостоверение при этом забрали и не возвращали, — рассказал Сергей.

Сколько это стоит? Preis

— Это дорого, — признает наш собеседник. — Точнее, дорого — это замена прав, а получение водительского удостоверения с нуля — это очень дорого. У меня ушло около €1 тыс., но это только благодаря тому, что потребовалось только два практических занятия. У супруги их было больше, за нее мы заплатили почти €2 тыс. Отучиться с нуля — это около €5—6 тыс. При этом обучение будет длиться столько, сколько решит инструктор. Он может, к примеру, предложить перейти на обучение на «автомате», если видит, что у обучаемого проблемы с «механикой» и это стопорит процесс обучения. Если ты не сдал экзамен, то экзаменатор может в обязательном порядке назначить прохождение дополнительных занятий — и 10 академических часов, и 20. А одно занятие в 45 минут — это от €75.

— В Германии подлавливают на ошибках? Может экзаменатор попросить развернуться на следующем обозначенном перекрестке, к примеру?

— Запросто. Здесь могут даже спровоцировать ошибку. Мою супругу так повели на приватную территорию, куда ей было нельзя въезжать. Но табличка была на немецком, а она немецкого на тот момент не знала — ну и попалась. С другой стороны, у меня такого не было, меня никуда специально не заводили.

Правила и штрафы. Regeln und Strafen

А вы знали, что видеорегистратор в Германии на полулегальном положении: его можно иметь, но он должен быть зациклен на 20 секунд. Только в случае ДТП можно сохранить фрагмент видео, чтобы передать его полиции. Все это ради защиты персональных данных, и если где-то публикуется видео, то там должны в обязательном порядке быть скрыты регистрационные номера и лица людей.

— За что можно лишиться прав в Германии?

— Здесь балльная система: за любое грубое нарушение, штраф за которое превышает €60, отнимают 2 балла. А всего их 8. Закончились баллы — лишаешься прав. С другой стороны, превышение скорости в зоне 30 может привести к лишению прав на месяц сразу. Но есть особенность: права не забирают немедленно, в большинстве ситуаций нужно идти в администрацию, и там можно сказать: «А давайте вы меня лишите со следующего месяца». То есть существует какой-то временной отрезок, и в рамках него можно двигаться.

— За ДТП лишают?

— Смотря за какие. Если я просто кого-то зацепил во дворе — это штраф. Если это ДТП под алкоголем, права заберут, а если последствия серьезные, то еще и уголовное дело возбудят. Кстати, здесь проводят «фильтры» вроде наших, когда на дороге появляется кордон полиции и останавливают всех водителей, проверяя их физическое состояние. В пятницу или в праздники это обычное дело.

— А штрафы большие?

— Значительные. Парковка — от €20 до €60. Минимальное превышение скорости — около €20. Но минимальное превышение здесь — на 5 км/ч. В городе есть пешеходные зоны, где ограничение скорости — 5 км/ч. И от 10 км/ч уже штрафуют. А в целом в городах здесь скоростные режимы на уровне 30—50 км/ч. В самых крупных, может быть, 40—60 км/ч. Скорость контролируют с помощью радаров — стационарных и мобильных. Говорят, есть машины с установленными в них радарами, но я такие не видел. А вот патрули на гражданских автомобилях повсюду. Контролируют стиль вождения и штрафуют за использование мобильного телефона за рулем. И камеры теперь умеют это фиксировать. Моего знакомом так оштрафовали: пользовался смартфоном в пробке, когда машина стояла, — все равно штраф €200. За телефон и за неиспользование детских кресел в Германии штрафуют всерьез. И за несоблюдение дистанции на автобанах: нанесена специальная разметка, которую считывают камеры.

Культура. Die Kultur

— Как насчет Idiotentest — он все еще существует?

— О да! Никуда он не делся, и, честно говоря, это кошмар для некоторых. Есть, в частности, такие нарушения, которые как бы под особым контролем. Например, превышение скорости. И вот водитель превышает на регулярной основе — права у него заберут. И срабатывает следующая логика: один раз ты нарушил — ошибся, получил штраф, второй раз — ну, допустим, совпало, большой штраф сделает тебя осторожнее. Но если ты не понимаешь и с третьего раза, и с четвертого, с тобой что-то не так. Тебе нужно пройти психологический тест, а до этого поработать с психологом — это долго и очень дорого. И избежать этого не получится. Вопросы странные — да, порой неочевидные, и без подготовки пройти тест не так просто.

— Где выше водительская дисциплина?

— Беларусь тоже разная. Взять Гродненскую область — там водители шелковые. Я, помню, подходил метров на 5—10 к пешеходному переходу — все останавливались. В Минске не так. И я бы сказал, что в сравнении с Минском в Германии водители более дисциплинированные, хотя опять же это зависит от города: есть места, где много приезжих, — там все иначе. А немцы — они немного буквоеды, живут по правилам. Но есть у них и свои приколы. Например, я могу ехать по автобану с большой скоростью, а кто-то вклинится передо мной так, что придется резко оттормаживаться. Для них это нормально, это происходит повсеместно. И это бесит больше всего! По зеркалам они смотрят, но они не занимаются оценкой твоей скорости: место есть — они перестраиваются, до тебя им дела нет. Или обгоны на «круизе», когда один едет 110, а другой — 112.

— Где сдать на права сложнее — в Беларуси или в Германии?

— Я думаю, что в Германии сдать экзамен сложнее — уже потому, что целый час и все нужно выполнить. И поэтому здесь водители выпускаются из автошкол более подготовленными к реальному дорожному движению, их учат ездить, а не сдавать экзамен. И это то, что я бы перенес в Беларусь. Здесь отрабатывают каждый тип перекрестков, а не ездят по маршрутам ГАИ и не думают, как правильно общаться с принимающим. А видеовопросы на теоретическом экзамене — да, вещь напряжная, но она учит замечать детали и развивает наблюдательность. У нас в Беларуси не так. Хотя у нас, может быть, нервов больше, зато сам экзамен короткий. Раз-два — пан или пропал, — считает Сергей.

диапазоны: X, K, Ka (POP), лазер 360°, VG-2, визуальная индикация: графическая

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by