В нашу редакцию обратился автомеханик из Борисова. Сделал он это на эмоциях, когда к нему за консультацией приехала женщина на «восстановленной» после аварии Lada Vesta. Мы не зря взяли слово «восстановленный» в кавычки — работа выполнена настолько плохо, что не нужно разбираться в машинах, чтобы это понять. И эстетика здесь — дело вторичное. На автомобиле страшно выезжать на дороги общего пользования (да и делать этого нельзя). При этом, как утверждает Юлия, она вместе с бывшим супругом отдала своему знакомому за ремонт больше $6000. Мастер воспользовался тем, что женщина не разбирается в машинах, или есть какая-то другая причина конфликта? Попытались разобраться.
Наш диалог с Алексеем (это мастер, обратившийся в редакцию, — у нас он будет играть роль стороннего наблюдателя) начался вот с этого видео. Оно очень красочно описывает ситуацию, хотя и не раскрывает всего масштаба трагедии.
На Lada Vesta из ролика ездит жительница Борисова по имени Юлия. Автомобиль, можно сказать, почти новый — 2024 года выпуска. В серьезное ДТП на нем попал (уже бывший) супруг женщины: сильно пострадала передняя часть машины. Авария произошла на территории России, каско оформлено не было, поэтому восстанавливать автомобиль пришлось за свои кровные.
Ну, как восстанавливать: машина после «первичного» ремонта на ходу, но едва ли на ней можно выезжать на дороги общего пользования. Мы пока опустим тему с зазорами и выпирающими фарами и начнем с того, что сразу бросилось в глаза.
У автомобиля отсутствуют подушки безопасности — они не были восстановлены после аварии. Руль просто заклеен скотчем. Ремни безопасности висят как тряпочки: судя по всему, они тоже не были заменены после того, как пиропатроны выполнили свою функцию в ДТП.
Поврежденное торпедо просто накрыто декоративным куском ткани.
— Так ее прикрыть мне посоветовал механик, ремонтировавший авто. Даже сам ссылку прислал, где эту тряпочку на маркетплейсе заказать, — комментирует Юлия.
Ну и пес с этой тряпочкой. Вопрос, остающийся открытым, — как механик вообще мог выпустить в «вольное плавание» клиента на машине без подушек и ремней безопасности? Может, Юлия сама забрала автомобиль, не дождавшись окончания ремонта? А механик, перегородив дорогу собственным телом, кричал ей, что на такой машине ездить нельзя?
— Нет, механик (его зовут Денис) сам мне написал, что я могу забирать автомобиль, — в подтверждение своих слов Юлия демонстрирует переписку с этим самым механиком.
«В среду приезжай!» — пишет он. А потом добавляет: «Покатаешься пару дней потом приедешь все пережмем» (орфография и пунктуация сохранены).
Вот только через эти пару дней Юлия не приехала: знакомые, работники шиномонтажки и СТО, куда она успела заглянуть, объяснили женщине, почему они бы больше не доверили этому мастеру машину. Но нам сразу стоит уточнить у владелицы еще два момента. Первый — в каком виде механик должен был вернуть Lada? Второй — может, он принимал ее только на кузовные работы, а про подушки, ремни и подобные атрибуты речи и не шло?
— Денис обещал: сделает так, что машина будет «в огне». То есть он должен был полностью ее восстановить, — отвечает Юлия и подмечает: ни она, ни ее бывший супруг, который также периодически вел коммуникацию с мастером, в автомобилях особо не разбираются.
И еще один важный вопрос: а сколько денег мастер взял за эту «красоту»? Если $500, то, может, и обижаться нечего…
— Изначально Денис ориентировал, что ремонт будет стоить до $5000. Однако суммарно вышло больше $6000. Все передавали при личной встрече. Никаких документов или чеков от Дениса не получали, — уточнила Юлия.
Продолжаем осматривать машину, но после озвученной суммы начинаем делать это придирчивее. Сразу забежим вперед: заключение от СТО в тексте тоже будет, но пока описываем то, что видно невооруженным глазом.
Юлия утверждает: когда она забирала машину, весь салон был усыпан битым стеклом — мастер не удосужился его убрать. Обращаем внимание на лобовое: посреди него большая трещина. Так стекло меняли после аварии или нет?
— Меняли! Это новое стоит. Трещины пошли почти сразу, когда я забрала автомобиль, — говорит владелица.
Теоретически лобовое могло лопнуть из-за некачественной установки. А могло и по причине нарушения геометрии кузова, вызванного предыдущими ДТП. Спойлер: причина, судя по всему, последняя. И, возвращаясь к теме безопасности, добавим, что ездить на таком автомобиле явно не стоит: не дай бог повторится авария — последствия будут непредсказуемыми. Снова поднимаем вопрос о том, как мастер мог отпустить клиента на такой машине? Юлия опять удивляет: механик — не посторонний человек, у которого вряд ли болит душа за каждого клиента. Он и его супруга были давними знакомыми семьи нашей героини.
— Денис занимается автоподбором, всеми видами кузовных работ. Он активно вел свои соцсети, рекламируя услуги, но после нашего конфликта все удалил (в том числе сторис с моей машиной), — рассказывает Юлия.
Мы нашли аккаунт указанного мастера в соцсетях, а также один из его удаленных постов: он действительно позиционирует себя как специалиста по подбору автомобилей. А вот про услуги по ремонту — ни слова.
— Я обратилась к Денису после аварии, чтобы узнать, есть ли у него какой-нибудь знакомый, который возьмется за восстановление Lada, — продолжает женщина. — Он ответил что-то вроде «Поздравляю! Ты такого нашла». И сказал, что сам возьмется за ремонт. Насколько можно было понять при дальнейших разговорах, починкой автомобилей он занимается около двух лет.
Юлия предполагает: вероятно, у Дениса не были оформлены разрешения на подобную практику, как того требует законодательство. Но подтвердить это смогут разве что в налоговой. А где мастер хоть работает — собственный гараж, СТО, официальный дилер? Юлия затрудняется ответить на этот вопрос. Принимал и отдавал авто Денис, по словам женщины, возле жилого дома.
— Он рассказывал: в соседних от него домах живут/работают знакомые мастера, которые возьмут на себя определенную часть работ, — поясняет собеседница.
Ладно, глаза, кажется, отдохнули, вернемся к машине. На нашу общую встречу Алексей принес набор щупов для измерения зазоров и распечатку с указанием, какие они должны быть у Lada Vesta, выехавшей с завода.
— Когда я мою машину, вода просачивается между крышей и водительской дверью, — жалуется Юлия.
— Конечно, у вас же дверь деформирована, резинка не прилегает так, как должна, — отвечает Алексей.
К слову, элемент, к которому должна прилегать резинка (на фото ниже мужчина показывает на него пальцем), судя по всему, частично «слеплен» из шпатлевки.
— Видите эти точки на элементе? Часть из них — заводские, а часть просто натыкана каким-то круглым предметом (карандашом или фильтром от сигареты) по шпатлевке, — обращает внимание мастер.
Красноречивее стойка выглядит спереди. Зазор между ней и лобовым стеклом увеличивается в геометрической прогрессии от верхней к нижней точке.
— Машина стапельных работ точно не видела: даже накладки с порогов не были сняты. Ее просто как кувалдой местами побили, — комментирует Алексей.
Выпирающие крылья и бампер, криво установленные с применением проволоки фары, декоративные хромированные элементы, держащиеся на одном честном слове, — это еще полбеды.
Заглядываем под капот. «Телевизор» мятый — его, вероятно, сняли с другой машины, которая также была в ДТП. Предохранители висят… Опишем это словосочетанием слов «абы как» — предположительно, во время аварии пострадал пластмассовый корпус, а мастер решил не заморачиваться с приведением этого всего в приличный вид и просто стянул остатки былой роскоши жгутом-стяжкой. Алексей также указывает, что нет подушки двигателя.
А еще отсутствуют форсунки стеклоомывателя: владелица во время остановок просто поливает лобовое водой из бутылки.
— Когда Юлия поехала на развал-схождение, ей сказали, что балка домиком стоит. Можно предположить, что ее согнули во время ремонта (увязывали каким-то тросом или цепью) при попытке как-то исправить нарушение геометрии кузова. Вряд ли балка повредилась во время аварии — удар пришелся на переднюю часть, — отмечает мастер.
Что у авто с проводкой — пока загадка, потому что не все опции салонной электроники работают. На днях машина Юлии встала колом посреди дороги.
— Оказалось, что механик обе клеммы аккумулятора не зажал! — возмущается женщина.
На мелочи вроде монтажной пены и изоленты там, где их быть не должно, не будем обращать внимания. Лучше обратимся к заключению, которое выдали Юлии на СТО, куда она обратилась после «ремонта» по совету окружающих. Согласно документу, в машине повреждены такие силовые элементы, как лонжероны и стаканы.
Частично процитируем обнаруженные дефекты и рекомендации специалистов (о некоторых из них уже было упомянуто выше).
Почти все проблемы (кривые зазоры и т. п.) вытекают из того, что не была восстановлена геометрия кузова — а это одна из самых трудоемких, долгих и затратных задач. Отсюда вытекает вопрос: а что вообще глобально было сделано на озвученные Юлией $6000? Заменены навесные элементы передней части кузова, радиатор, «телевизор» и тому подобное? Об этом мы хотели бы спросить непосредственно у мастера по имени Денис. Юлия предоставила нам его номер телефона и адрес страницы в соцсетях.
Отметим, что Алексей — наш сегодняшний «сторонний» специалист — вместе с сыном героини ездил на встречу с мастером. По их словам, Денис не отрицал, что машина требует доработок, и просил подвезти ее снова на ремонт, свою причастность к «восстановлению» он не отрицал.
Наш диалог с Денисом получился интересным. Важно: в начале звонка мы уточнили, с Денисом ли разговариваем, — и мужчина на том конце провода ответил утвердительно, после чего журналист представился, озвучив издание и тему, с которой обращается.
— Еще раз, откуда?
— Onlíner. Звоню вам по поводу Lada Vesta, которая принадлежит Юлии К. Ремонтировали такую?
— Нет.
— Вообще не знаете, о чем речь?
— Нет.
— А машинами занимаетесь?
— Нет.
— Не ремонтировали?
— Вы кто вообще?
— Еще раз представлюсь: журналист Onlíner насчет вашего конфликта с Юлией, связанного с Lada Vesta, которую вы брали в работу.
— Нет никакого конфликта.
— Скажите, так ремонтом этой «Лады» занимались?
— Нет, не занимались.
— Но Юлия предоставила нам переписку с вами в Viber...
— Какой этой «Лады»?
— Lada Vesta. Могу вам назвать номер.
— Нет. «Лад Вест» очень много. Какой именно этой «Лады»? Какой?
— Юлию К. вы знаете?
— Ну да.
— Так, что-то вспоминается. Машину ее в ремонт брали?
— Вы хотите переговорить со мной по поводу чего-то или что?
— Да, хочу переговорить по поводу «Лады».
— Ну, значит, давайте увидимся.
— Хорошо, когда вы сможете?
— Ну я могу вам набрать.
— Так, может быть, давайте сейчас все обсудим?
— Нет.
— Почему?
— У меня нет времени.
— Давайте я вам перезвоню через 15 минут, через полчаса.
— Да нет, я сам перезвоню.
— Хорошо, когда вы перезвоните?
После этого собеседник бросил трубку. Мы набирали ему еще дважды, но он не ответил.
Юлия решительно настроена на восстановление справедливости — в том числе с помощью милиции и суда. А что насчет ситуации скажет юрист? Мы обратились за комментарием к Татьяне Ревинской:
— Следует отметить, что деятельность ремонтных автомастерских (порядок обслуживания транспортных средств, правила приемки и установление гарантийных обязательств организациями автосервиса) регулируются СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения» и Правилами бытового обслуживания потребителей (Правила №1590).
В данном же случае можно говорить про устный договор между двумя физическими лицами, по которому одна сторона передала в ремонт автомобиль, а другая обязалась это авто отремонтировать, получив за это денежные средства, то есть гражданско-правовые отношения, регулируемые Гражданским кодексом. Вышеприведенные нормы и Закон о защите прав потребителей здесь не работают.
Конечно, «гаражный ремонт» — это всегда лотерея. Что можно сделать в случае некачественного ремонта и нежелания «гаражного специалиста» возместить ущерб?
Во-первых, обратиться в сертифицированную станцию техобслуживания и получить заключение специалиста о проделанном ремонте, наличии недостатков. Затем обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных другой стороной (статьи 10—11, 14 Гражданского кодекса).
В суде придется доказывать сам факт наличия договорных отношений, учитывая, что письменный договор отсутствует; факт передачи денежных средств за ремонт и сумму, для чего необходимо будет предоставить соответствующие доказательства. В числе таких доказательств могут быть расписки о передаче денег либо отражающие другие действия в рамках договоренностей; квитанции о приобретении запчастей; переписка между заказчиком и исполнителем и др. При подаче искового заявления необходимо будет оплатит госпошлину — 5% от суммы иска. По делу может быть назначена автотехническая экспертиза, которую также придется оплачивать.
Ну и, конечно, следует понимать, что если суд при наличии доказательств и удовлетворит требования, то «гаражный специалист» может оказаться неплатежеспособным. Поэтому, прежде чем прибегать к такому ремонту, стоит подумать о неблагоприятных последствиях.
Импортер EastMotors фиксирует стоимость кроссоверов в максимальных комплектациях на фоне скорого исчерпания квот на беспошлинный ввоз. В наличии в Минске две версии:
• Honda e:NS1 e:Motion — предмаксимальная комплектация с запасом хода 510 км (батарея 68 кВт·ч), панорамной крышей, адаптивным круиз-контролем и кожаным салоном с подогревом передних сидений.
• Honda e:NS1 E-Land — топовая версия. Добавляет аудиосистему Bose, подогрев задних сидений, камеру 360° и систему автоматической парковки.
Обе комплектации включают 18-дюймовые диски, бесключевой доступ, беспроводную зарядку и электрорегулировки сидений.
Узнать подробности и цены, а также записаться на тест-драйв можно на сайте eastmotors.by или по телефону +375 (29) 525-39-99. Адрес: Минск, ул. Одесская, 59.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by