Психолог: агрессивных водителей остановит только страх неотвратимости наказания

 
1972
19 ноября 2010 в 18:31
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Кажется, атмосфера белорусских дорог насквозь пропитана негативом. Доказательство тому — одна из самых популярных веток форума Auto Onliner «Дурдом на дорогах», которая каждый день пополняется очередными гневными комментариями. Причем часто агрессия провоцирует еще большую агрессию. Но как прервать замкнутый круг и почему автомобилисты, подгоняя медлительных, моргают фарами, истошно сигналят и умышленно подрезают своих же коллег? О причинах водительской агрессии мы разговариваем с заведующей лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светланой Сагайдак.

Что вообще можно назвать агрессивным вождением? Ведь под это определение рискует попасть человек активный, целеустремленный, который старается всюду успеть и спешит в том числе за рулем.

— Строго говоря, агрессивность — это поведение, направленное на причинение физического или психологического ущерба. Так действует угонщик, идущий на таран. Но в обычной ситуации на дороге мы скорее сталкиваемся с рискованным стилем вождения, спешащими автомобилистами. Они создают угрозу для окружающих и поэтому кажутся нам агрессорами. Почему они так поступают? Мотивы совершенно разные. Человек может быть настроен враждебно к окружающим из-за неурядиц на работе, в семье, проблем со здоровьем. Он неосознанно выплескивает негатив — включаются моторные реакции: челюсти сжимаются, напрягаются мышцы, нога давит на педаль газа... Все это связано и происходит инстинктивно.

То есть теоретически агрессора за рулем можно распознать?

— На скорости это, конечно, сделать сложно и можно потерять контроль над машиной. Да и водителя вы, скорее всего, увидите только в профиль. Легче узнать его по стилю вождения: лихорадочные перестроения, резкие ускорения, моргание фарами. Это пугает окружающих, хотя в действительности человек может просто спешить и не осознавать, что он наносит вред окружающим.

Получается агрессивный поневоле?

— Именно. Ведь он угрожает благополучию водителей и их пассажиров, приносит окружающим дискомфорт. Есть, конечно, люди, которые могут получать удовольствие от испуга других. Но это патологические типы психопатии, и они встречаются довольно редко. Разумеется, такой человек не должен садиться за руль — ему просто не дадут медсправку в водительской поликлинике. Однако патологии  могут развиваться в течение жизни. Вспомните совершенно дикий случай в Минске: водитель, решивший, что мать с коляской слишком медленно переходит дорогу, выскочил из автомобиля и ударил женщину по лицу. Очевидно, в этом случае можно говорить о патологии.

А можно ли ее выявить во время прохождения водительской медицинской комиссии?

— Несомненно. Именно поэтому всем профессиональным водителям рекомендуется регулярно проходить медосмотры.

Получается, чаще мы сталкиваемся с водителем, который, быть может, неосознанно ведет себя агрессивно. Но ведь это не значит, что он не опасен?

— Абсолютно. Рискованное поведение всегда агрессивно и влияет на других. Например, водитель едет по дороге, где установлен знак «40», и рассуждает: ну что за глупое правило, зачем так тянуться? Эти ограничители рассчитаны на старенькие «Жигули», а не на современные машины, — и начинает ускоряться. Кто-то едет за ним, потому что тоже так полагает, кто-то шарахается. Инициатор — а я называю таких улучшателями ПДД — пытается заставить других прекратить раздражающее его поведение, хочет установить новое правило. Вот он опасен, потому что провоцирует других.

Начинает прессинговать, мигать фарами, сигналить...

— В Германии за такое поведение на дороге его непременно бы оштрафовали. Этот сильнейший прессинг можно квалифицировать как принуждение к противоправным действиям. Опасность в том, что у водителя, в отношении которого оказывается давление, включается самообвинение: что же я тянусь, человеку ведь надо... В роли жертвы часто оказываются новички, женщины, пожилые люди. И они в спешке могут создать аварийную ситуацию.

Хорошо подмечено: разница в силе — всегда повод к насилию. Сильный бьет слабого. Так было всегда. Разница в мощности двигателя или габаритах автомобиля — тоже повод начать агрессивную, соревновательную езду на дороге. Всегда появятся водители, которые поддадутся на провокацию.

Но какой мотив у прессингующего?

— Обычно их два — желание доминировать и способ повысить самооценку. Есть люди с глубоко запрятанными комплексами, для которых автомобиль — возможность повысить значимость в глазах окружающих. Первым стартовал, повернул, обогнал — это демонстрация своих возможностей. Некоторые постоянно меняют машины на все лучшие и лучшие и никак не могут остановиться. Это тоже неспроста. Ехать на красивом автомобиле всегда очень приятно. И пусть этот Hummer «ест» 25 литров на сто километров, но он самый красивый, самый большой, а внутри джакузи. Пусть все завидуют! Однако это не значит, что все владельцы Hummer так думают.

То есть марка машины это все-таки не диагноз?

— Не всегда. Впрочем, в руках у потенциального преступника хороший пистолет обязательно выстрелит. Мощные автомобили также очень часто провоцируют их владельцев на агрессивное поведение. Конечно, стопроцентно диагноз ставить нельзя, мол, на BMW ездят только лихачи. Но очень многие любители этой марки ведут себя агрессивно. Это неудивительно, ведь у таких машин колоссальный потенциал, который сдерживают ограничения. Вот их водители и маются, раздражаются, что им приходится тащиться наряду с «Жигулями». Если бы разделить потоки, отправить мощные автомобили на скоростные магистрали, то было бы гораздо меньше инцидентов с их участием — они просто ехали бы в своем режиме.

Каковы вообще стимулы агрессивного поведения на дороге? Что может подстегивать к тому, чтобы ехать рискованно?

— Например, вызов со стороны окружающих. Мимо проносится автомобиль с огромной скоростью, и некоторые водители инстинктивно начинают ускоряться, догонять, словно принимают вызов. Оказываются в конкурентной среде, втягиваются в соревнование. А от него один шаг до агрессии.

Есть еще множество стимулов. Скажем, ритмичная музыка в салоне. Очень часто водители включают ее громко, и она учащает сердцебиение, включаются моторные реакции и нога уже непроизвольно давит на газ. Спровоцировать на агрессию может даже освежитель воздуха. Например, с запахом цитрусовых (он повышает работоспособность). А если человек и так вспыльчивый по натуре?

И потом, агрессия за рулем поощряется в фильмах. Создается положительный образ лихача, который ловко объезжает машины по встречной, совершает головокружительные трюки. Навязывается клише супермена — человека, превышающего скорость на хорошей машине.

Разве это может быть основной причиной такого поведения в обычной дорожной обстановке?

— Выше мы говорили про стимулы агрессии за рулем. А основными поведенческими факторами могут быть наследственный и особенности характера. Есть так называемый А-тип личности. Это соревновательный тип в жизни, на работе и на дороге. Когда человек вспыльчив по натуре, раздражителен, любой вызов в свой адрес воспринимает как личное оскорбление, — это потенциальный агрессор. Причем именно мужской гормон тестостерон считается провокатором такого поведения: он подстегивает к соревнованию, конкуренции. Опять-таки это не значит, что все мужчины в группе риска: у каждого человека свой уровень мужских гормонов. Есть мужчины с низким уровнем мужских гормонов и высоким. Также как и женщины. Поэтому не удивляйтесь, если увидите, что женщина лихачит за рулем.

Но все же мужчина в большей степени подвержен гибели. Это видовые закономерности. Его миссия испокон веков — добыть пищу, рискуя собой, и распространить себя в большем количестве потомков, что предполагает риск и агрессивное, доминантное поведение. Женщины перед проявлением агрессивности успевают продумать последствия, у них уровень самоконтроля и инстинкт самосохранения выше — им нужно сохранить себя для детей, внуков.

Кто вообще входит в группу риска?

— Профессионалы. Но не все, конечно. За рулем автобуса и троллейбуса не особо полихачишь. А вот таксисты, маршрутчики очень подвержены этой «болезни». Пока я бы не включала в этот список милиционеров, но несколько раз видела, как машина ГАИ нарушала. Не знаю, к чему это приведет.

Все это легко объяснимо. Есть понятие профессиональной деформации. Человек грубеет на своей работе. Хирургу может быть хорошо, когда он режет и причиняет боль. Точно так же таксист становится агрессором. У него одно клише в голове: время — деньги. Однажды видела очень характерную наклейку на заднем стекле машины с шашечками: «Извини, брат, работа такая...» Тут без особых комментариев все понятно.

А есть ли у психологов профессиональный инструментарий, с помощью которого можно узнать, кто склонен к агрессивному поведению за рулем, а кто нет?

— Мы разработали специальный тест для курсантов автошкол, который позволяет выявить легко возбудимых и эмоционально неуравновешенных людей. В течение получаса измеряются реакции человека. На экране монитора испытуемый видит красный треугольник. Как только он превращается в желтый кружок, нужно нажать на клавишу Ctrl. А как только треугольник доходит до определенной точки — опять надавить на Ctrl. Тот, кто в нетерпении жмет раньше, — склонен к возбудимости. Это, конечно, не значит, что ему нельзя садиться за руль. Просто такой человек должен знать о своей проблеме и бороться с ней. Инструктор по вождению скорректировал бы по итогам теста программу. Это позволило бы подготовить водителя с учетом его психофизиологических особенностей, но пока в автошколах широко использовать программу не торопятся.

Говорят, агрессию надо выплескивать. Иначе она разъедает, как ржавчина...

— Тут палка о двух концах. Ведь водитель выплескивает негатив за рулем в ущерб другим. Выше мы говорили, что он становится зависимым от такого поведения, закрепляет установки. Приведу пример. В детстве человек дубасит мебель, потому что получает разрядку, после этого у него улучшается настроение. Вырастая, он продолжает дубасить мебель, жену, детей и кошку. Это уже привычка. Совсем другое дело, когда человек занимается спортом.

Человек, получивший один раз эмоциональную разрядку за рулем, становится зависимым?

— Да. Он начинает получать удовольствие, и это становится его потребностью. Особенно если наказание за неадекватное поведение на дороге наступает не всегда.

А всегда ли водитель понимает, что наносит психологический ущерб другим?

— Если у него наследственная предрасположенность к агрессивности, то может и не осознавать. Конечно, все крепки задним умом. Водитель, припарковавшись, может вспомнить, какая ситуация была на дороге, и ужаснуться. Но в следующий раз поступит точно так же. Вообще говоря, человек с высокой агрессивностью живет как животное. Уровень самоконтроля у него достаточно низкий.

Как предупредить собственную агрессию?

Нужно знать особенности своего характера и использовать методы подстраховки, чтобы предупредить аварийную ситуацию. Эмоционально несдержанному водителю лучше исключить все стимулирующие к агрессии предметы, изменить обстановку в салоне. Если освежитель воздуха — то, например, с хвойным запахом, который создаст ощущение солнечного леса, атмосферу спокойствия. Ритмичную музыку лучше выключить или хотя бы снизить громкость. Установить удобные кресла. Однако не стоит увлекаться: помните, что салон машины — это не кабинет спа-терапии...

Ведь это все полумеры?

— Безусловно, лучшего всего обратиться к специалисту. Очень популярен так называемый метод якорения, когда формируются определенные установки. При резком ускорении в памяти водителя будет всплывать какая-нибудь фраза вроде «Спокойно, Вася, помни, что тебя ждут дома». Это поможет расслабиться, внушить спокойствие, снять напряжение. Впоследствии человек сможет самостоятельно заниматься методикой релаксации, сопровождающейся осмыслением.

Да, иногда шутят, что американцы уже не могут перейти дорогу на зеленый свет без подсказки психоаналитика. А если перейдут на красный, то побегут спрашивать, что с ними не так. Это утрированное мнение, конечно. Но если человек неоднократно попадал по своей инициативе в очень рискованные ситуации, то есть смысл обратиться за профессиональной помощью.

А как же штрафы, лишение водительских прав? Неужели не останавливает?

— Сначала полагали, что сила наказания будет самым главным ограничителем. Но многочисленные эксперименты подтвердили, что неотвратимость наказания, которой не удается пока добиться на наших дорогах, — самый главный фактор, который ограничивает агрессивность. Если бы в 100% случаев нарушение каралось и желательно сразу же, тогда люди были бы осторожнее на дороге. Гаишник с жезлом — это главный ограничитель скорости. Не дорожный знак, не разметка, а именно фигура сотрудника ДПС. О сохранении жизни, как ни странно, думают во вторую очередь.

Знаю, многие умеют сдерживать себя: «Стой, не поддавайся на провокацию. Здесь ограничение». Но многим это сложно.

— Это пример хорошего самосознания и самоконтроля. Человек сам разбирается в ситуации, не включается в бессмысленную гонку. Знаю, опытные водители ощущают себя и автомобиль в невидимой оболочке. Как в капсуле. И четко чувствуют это пространство. Как только кто-то пытается помешать, вторгнуться в пространство, они это замечают. Такая особенность связана с координационными способностями, повышенным чувством расстояния и скорости. Хороший водитель — человек с хорошими природными задатками. Это не воспитывается, чутье дается от природы.

А как вести себя с агрессорами на дороге? Решив, что ты их подрезал или как-то обидел, некоторые из них начинают подрезать, «учить». На форуме Auto Onliner не раз описывались подобные ситуации. Слышал, лучше избегать визуального контакта с таким водителем.

— Но это может раздражать еще больше. Агрессор может воспринять это как пренебрежение. Наоборот, смотрите в лицо — только между глаз, в переносицу. Ему будет казаться, что вы смотрите в глаза, и в то же время вам не передастся его злоба. А лучше извинитесь — моргните аварийкой, прижмите руку к груди, признайте свою вину. Человек тотчас придет в состояние равновесия: ведь он доказал себе и окружающим, что безнаказанно его обижать нельзя. Извиняйтесь, и на определенном участке дороги наступит гармония, хотя бы временно!