Две недели назад на проспекте Независимости водитель Rover выехал на остановку общественного транспорта и сбил пять человек. Больше всех в этой аварии пострадала женщина, которая до сих пор находится в больнице. По информации пресс-службы Минской ГАИ, водитель автомобиля был пьян — во время медосвидетельствования выяснилось, что в его крови 2,6 промилле алкоголя. «Сейчас по этому факту проводится проверка», — рассказали в прокуратуре г. Минска. Там с ходу припомнили еще несколько недавних подобных происшествий. Это тоже подтверждает очевидную тенденцию: «пьяных» ДТП по-прежнему происходит довольно много. Мы предложили поговорить об этой проблеме в рамках нашего проекта заместителю прокурора Минска Владимиру Мацелю и старшему прокурору отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел прокуратуры г. Минска Дмитрию Лукьянову.
В последнее время было сделано сразу несколько громких заявлений. Так, генеральный прокурор Григорий Василевич высказал мнение, что наказание для пьяных водителей должно быть более жестким, есть смысл применять конфискацию автомобилей. А министр внутренних дел Анатолий Кулешов сообщил, что совместно с Минздравом разработано предложение: планируется понизить допустимый уровень содержания алкоголя в крови у водителей до 0,3 промилле. Эти меры только предполагается ввести, но какова ситуация сейчас?
— Нам довольно часто приходится сталкиваться с водителями, совершившими ДТП с тяжелыми последствиями в состоянии алкогольного опьянения. Одни говорят, что раскаиваются, обещают «больше так не делать». Другие ищут себе оправдания, подчас очень нелепые. Третьи еще долгое время находятся в шоке. Но беда в том, что это никак не влияет на уже произошедшие события.
Проблема нетрезвых водителей всегда была и остается острой темой. Несмотря на предпринимаемые меры, не все участники дорожного движения понимают ту степень риска и тяжесть последствий, которые могут наступить в результате употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических и одурманивающих веществ. Есть ли смысл повторять прописные истины про заторможенность реакции, невозможность адекватно воспринимать ситуацию за рулем и другие особенности восприятия дорожной обстановки пьяным водителем. Заметим лишь, что позиция прокуратуры г. Минска по-прежнему принципиальная: управление автомобилем в нетрезвом состоянии недопустимо.
В прошлом году в суд направлено 27 уголовных дел в отношении виновных лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения и совершивших дорожно-транспортные происшествия, в отношении 15 в ходе предварительного расследования была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Всего в 2010-м по вине нетрезвых водителей совершено 69 ДТП, в которых погибло 8 человек, 102 ранено. Также зарегистрировано 80 дорожно-транспортных происшествий с пешеходами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (в этих авариях 7 человек погибли, 75 получили ранения).
— Кто склонен совершать «пьяные» аварии с тяжкими последствиями — мужчины или женщины, молодежь или люди зрелого возраста? Вообще есть ли какая-то тенденция?
— Проследить ее довольно сложно, так же как и нарисовать портрет такого водителя. Подобные аварии совершают люди разных профессий и должностей, но часто возраст виновников не превышает 30—35 лет. Хотя в основном ДТП в состоянии алкогольного опьянения совершают мужчины. Припоминается только одна авария по вине нетрезвой женщины (это было во дворе дома, водитель совершила наезд на пешехода, как она сама утверждает, когда переставляла машину, у нее было незначительно превышен допустимый уровень алкоголя в крови).
Но нужно сказать, что аварии, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, часто влекут за собой тяжкие последствия. Так, в конце прошлого года мы направили в суд Фрунзенского района уголовное дело по факту ДТП, совершенного молодым человеком. Он управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (1,18 промилле) и не имел при себе водительского удостоверения и документов на машину. В сентябре 2010-го он ехал по проспекту Пушкина за рулем ГАЗ-3110. В салоне автомобиля также находились двое молодых людей. Машина двигалась ночью без включенных световых приборов, что привлекло внимание сотрудников ГАИ. Они попытались остановить автомобиль. Но водитель проигнорировал сигналы и продолжил движение на запрещающий сигнал светофора. Подъезжая к перекрестку проспекта Пушкина и улицы Притыцкого, он выбрал небезопасную скорость, не справился с управлением и врезался в столб. Двое пассажиров погибли на месте происшествия.
Своими действиями водитель нарушил требования ряда пунктов ПДД (что находится в прямой причинной связи с дорожно-транспортным происшествием, повлекшим по неосторожности смерть двоих человек). В частности, управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не обеспечил безопасные условия перевозки пассажиров, неправильно выбрал скорость для движения, при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно не принял меры к снижению скорости движения и др. В отношении водителя в ходе предварительного расследования была применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
— Часто ли по вине пьяных водителей получают травмы окружающие?
— Случается. Вспоминается такое происшествие. В мае 2010-го в одном из отдаленных от центра микрорайонов Минска собралась компания для участия в нелегальных уличных гонках, которые не состоялись после вмешательства сотрудников ГАИ. Молодой человек, не имея права управления транспортными средствами и находясь в состоянии алкогольного опьянения (0,66 промилле), сел за руль автомобиля Volvo V70 XC. Он стал демонстративно разгоняться и резко тормозить, выполнять различные опасные маневры, входить в занос и т. д. В конце концов это завершилось ДТП. Он не учел дорожные условия, применил неправильные приемы управления, выехал на тротуар и сбил четверых человек. Пострадавшие получили травмы различной степени тяжести. В отношении водителя применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Дело направлено в суд.
— На наш взгляд, проблема еще и в том, что о результатах расследования ДТП часто не сообщается. Хотя это могло бы стать своеобразным предупреждением о последствиях. Вообще какие меры профилактики применяются в отношении тех, кто садится пьяным за руль?
— Помимо административной ответственности в отношении водителя, о каждом таком факте сообщается по месту работы. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения во время работы, то назначается проверка. Выясняется, какие меры профилактики применялись, кто обязан был проконтролировать состояние водителя, например, перед рейсом и почему все-таки сотрудник управлял автомобилем в нетрезвом состоянии.
— У нас были случаи конфискации автомобиля у пьяных водителей?
— Нет такой практики. Но стоит заметить, что иногда размер штрафа превышает стоимость транспортного средства. Следует отметить, что конфискация автомобилей могла бы послужить дополнительным сдерживающим фактором на пути к управлению машиной в состоянии алкогольного опьянения.
— Как доказывается, что человек находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения?
— Для этого назначается медицинское освидетельствование. Оно проводится для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения. Освидетельствование производится по письменным направлениям сотрудников ГАИ, правоохранительных органов, суда, организаций здравоохранения и т. д. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели.
— В какой срок оно должно быть проведено после совершения ДТП?
— Участники дорожно-транспортного происшествия, подлежащие освидетельствованию, должны быть доставлены к месту освидетельствования или явиться самостоятельно не позднее двух часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения.
— Что делать, если человека, которого необходимо освидетельствовать, госпитализировали?
— В таких случаях освидетельствование производится в приемных отделениях больниц. Заключение о наличии алкогольного (наркотического и токсикоманического) опьянения выносится на основании клинических симптомов, описанных в истории болезни стационарного (амбулаторного) больного, и результатов лабораторных исследований, подтверждающих наличие алкоголя, наркотических и токсикоманических средств в биосредах (кровь, слюна, моча, а при гашишном наркотическом опьянении — смывы с рук и губ). Результаты освидетельствования и вынесенное заключение вносятся в историю болезни пациента, а впоследствии приобщаются к материалам проверки либо уголовного дела.
— А если водитель отказывается?
— В заключении делается соответствующая запись. Нужно напомнить, что в этом случае наступает такая же ответственность, как и за нахождение в состоянии опьянения.
— Что делать тому, кто не согласен с результатами медицинского освидетельствования?
— Их можно обжаловать руководителю организации здравоохранения, в которой это освидетельствование было произведено, либо в вышестоящий орган здравоохранения.
— Пользователи форума Auto Onliner интересовались: если человек распивает алкогольные напитки в автомобиле — можно ли его обвинить в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии? Что вообще значит «управление транспортным средством»?
— В соответствии с пунктом 2.74 ПДД под управлением транспортным средством понимается воздействие на органы управления ТС, приведшие к изменению его положения относительно первоначального. Поэтому распитие алкогольных напитков в автомобиле не подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.16 Кодекса об административных правонарушениях.
— Какое наказание ждет водителя, совершившего ДТП в нетрезвом состоянии?
— Мера наказания за совершение ДТП определяется судом в зависимости от обстоятельств преступления, личности водителя (судимость, наличие постоянного места работы, привлечение к административной и уголовной ответственности, характеристики по месту работы и жительства и др.) и тяжести наступивших последствий. При этом состояние алкогольного опьянения является отягчающим вину обстоятельством и, безусловно, существенно влияет на вид и меру наказания.
— В последнее время в Минске произошел целый ряд ДТП с пострадавшими, после которых водители с места аварии скрылись. Всегда ли удается найти беглецов?
— Действительно, в конце прошлого года произошел ряд ДТП, после которых виновники скрылись с места аварии и оставили в опасности пострадавших. Стоит заметить, что в абсолютном большинстве случаев таких водителей удается оперативно установить. В Минской ГАИ существует отдел оперативного реагирования и розыска, который занимается розыском водителей, скрывшихся с места ДТП. Иногда достаточно осколка бампера или зеркала, чтобы найти нужную машину и водителя, управлявшего ею в момент аварии. Очень часто виновников ДТП удается установить благодаря очевидцам, сообщившим о случившемся. Это действительно весомая и необходимая помощь.
— В прошлом году большой резонанс вызвала новость об аварии с участием Mercedes S-класса на путепроводе, ведущем от ул. Тимирязева к ул. Кальварийской…
— По данному факту продолжается проверка, по результатам которой будет принято законное решение. Ход проверки находится на контроле прокуратуры г. Минска.
— Принято ли считать, что бегство с места аварии связано с употреблением алкоголя? Какое наказание ждет виновника, скрывшегося с места ДТП?
— По нашему мнению, в большинстве случаев именно наличие отягчающих обстоятельств (например, опьянения) толкает водителей на совершение этого преступления. При наличии достаточных поводов и оснований в отношении водителя возбуждается уголовное дело по части 3 статьи 159 УК (оставление в опасности) и зачастую применяется мера пресечения в виде заключения под стражу.
— Что считается основанием для возбуждения уголовного дела по части 3 статьи 159 УК?
— Диспозиция изложена в следующей редакции: «Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние». Законодательством предусмотрено наказание в виде ареста до 6 месяцев или лишения свободы до трех лет.
Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы пострадавшему были причинены легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья, либо телесные повреждения, относящиеся к менее тяжким либо тяжким. Водитель должен покинуть место ДТП, не предприняв мер к оказанию помощи пострадавшему. При этом виновное лицо должно достигнуть возраста уголовной ответственности.
В качестве примера можно привести следующий: в августе прошлого года водитель, управляя легковым автомобилем, двигался в Минске по ул. Машиностроителей. Там он совершил наезд на женщину, пересекавшую проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, причинив ей тяжкие телесные повреждения. После этого водитель покинул место ДТП. В ходе расследования личность водителя была установлена. В отношении него отделом расследования ДТП ГУВД Мингорисполкома возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 и части 3 статьи 159 УК. По результатам расследования дело направлено в суд. Водитель признан виновным, и ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и с лишением права управления транспортными средствами сроком на 5 лет.
— А что если на дороге оказался пьяный пешеход, который пострадал в аварии?
— Это также учитывается во время расследования ДТП. Есть определенные методики расчета скорости движения человека с учетом разной степени алкогольного опьянения. В дальнейшем это позволяет установить: была у водителя техническая возможность остановить автомобиль после обнаружения опасности или нет. При этом хотелось бы заметить, что состояние алкогольного опьянения не освобождает пешеходов от обязанности соблюдать ПДД.
— Иногда бывает так, что пешеход отказывается от помощи и сам уходит или даже убегает с места ДТП. Как быть водителю?
— Все участники дорожного движения обязаны неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения. В данном случае водитель должен действовать в соответствии с пунктом 31 ПДД, т. е. вызвать сотрудников ГАИ для фиксации дорожно-транспортного происшествия, принять меры к сохранению следов и предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, записать фамилии и адреса очевидцев. Водителю нечего бояться. Если будет установлено, что его вины в ДТП нет, то какие к нему могут быть претензии?
А вот если водитель покинет место ДТП, то это может трактоваться как съезд с места дорожно-транспортного происшествия. После ДТП пешеход, находясь в шоковом состоянии, может дойти до дома и только там, почувствовав боль, обратиться в учреждение здравоохранения. Медработники обязаны обо всех травмах, полученных в результате ДТП, сообщать в органы внутренних дел. Потом начинается розыск водителей.