19 261
18 мая 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

«Возможно, для любителей это даже важнее, чем для профессионалов». Один день с велоклубом Rovar

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Успейте оформить рассрочку Minipay на 5 месяцев с 3 по 23 июня

Старт где-то в 09:30. Позавтракать, подготовить велосипед, натянуть велоформу перед зеркалом — все ритуалы соблюдены. Эспрессо. Едем? Короткий инструктаж: сегодня сделаем километров 80 в обычном темпе, поработаем сменами, покрутим «вертушку». В конце КОМ — можно будет влупить в подъем на все деньги. Это ради азарта, каждый здесь борется в основном с собой. Подъемов кругом — как нигде больше во всей стране. Мы в Новогрудке, древнем городе на холмах. Здесь проходит тренировочный сбор любительского велоклуба Rovar, и сегодняшний день мы откатаем вместе.

Старт. Работа в группе. Семейные ценности

Из города выезжаем не спеша: нужно аккуратно вкатиться, прогреться, почувствовать дорогу. Дорожный капитан, идейный вдохновитель и создатель велоклуба Rovar — Андрей Коротенко, сегодня едем с ним в паре, вот и наговоримся между делом.

Андрей Коротенко

Группа — человек 12, и это те, кто смог остаться подольше после нескольких дней, уже проведенных здесь на майских выходных. Парни, девушки: кто-то едет быстрее, кто-то медленнее. Андрей распределяет пары и координирует действия группы. Это сложнее, чем кажется.

— Моя задача — сделать наши тренировки эффективными для участников с разным уровнем подготовки. В профессиональной команде организовать такой сбор гораздо легче: там уровень у всех одинаково высокий, и ты можешь нагружать все равномерно. Здесь готовность участников может различаться очень значительно, и это нужно учитывать, чтобы каждый получал достаточную нагрузку, полноценно восстанавливался и при этом не терял кайфа от процесса — именно за этим мы сюда и приехали, — объясняет он.

Нужно привыкать ехать в группе, если до этого тренировался в основном соло. Сидеть на колесе — значит ехать как можно ближе к тому, кто перед тобой. Он рассекает воздушную массу, а ты экономишь силы, накатывая в воздушном коридоре. Для того, кто позади тебя, этот эффект еще ощутимее, в особенности на высокой скорости. Перелетные птицы почему косяками летают — знаете?

Работать сменами — означает то и дело выходить на первую позицию в группе и отрабатывать против воздуха, позволяя остальным немного экономить силы. В этом сила группы: взаимопомощь и распределение усилий. С непривычки какое-то время потребуется на то, чтобы привыкнуть, прикататься друг к другу. Иначе непрерывный контроль чужого колеса измотает сильнее ветра.

Маршрут на сегодня уже знакомый: Новогрудок — Городечно — Любча — Новогрудок. Чуть-чуть за 80 км. Если еще не выбирались на покатушки здесь — обязательно запланируйте на лето, мы как-то рассказывали вам про эти дороги. Интересный рельеф, приятные глазу пейзажи: бесконечно желтые поля рапса отражают солнце, а вечнозеленый лес стережет горизонт под прозрачной голубизной небес. Причем наилучший вид именно с велосипеда.

спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на беговелах, женский, размер: L
спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: L

Андрей хитро выстраивает группу. В колонну по два, самые сильные становятся под ветер, прикрывая остальных, и проводят смены.

— Правильный подход к тренировкам для любителя, возможно, еще важнее, чем для профессионала. Любитель не может посвящать спорту столько же времени: у него работа, семья. Поэтому то время, которое удалось выкроить на свое увлечение, необходимо провести с максимальной пользой, — отмечает дорожный капитан.

— С кем работать сложнее: с теми, кто посильнее, или, наоборот, с теми, кто только начинает?

— Со всем бывает непросто, у каждого своя специфика. Новичка нужно учить ездить спокойно, медленно. У новичков азарта много, а понимания процесса пока не хватает. Люди на каждую тренировку выходят ради погони за средней скоростью. В результате человек загоняет себя в функциональную яму: он немного прогрессирует, но совсем не так, как мог бы. Плюс есть риск перетренироваться и вообще забросить это дело. Таких ребят важно притормаживать, проводить тренировки, но не изматывать однотипностью и нагрузками.

Сколько увлеченных, волевых людей попались в эту ловушку! Загоняли себя, стремясь к поставленным целям, пока занятие, некогда приносившее громадное удовольствие, не осточертевало совершенно. Взгляд со стороны, добрый совет действительно могут помочь. Ну и не мчаться изо всех сил в группе все-таки полегче: когда не мчишься сам по себе, кажется, что не дорабатываешь. А в группе — поджидаешь остальных, работаешь на команду.

— А с продвинутыми какие проблемы?

— У продвинутых любителей свои вызовы. Там требуется больше аналитики, чтобы выявить, в чем человек может прибавить, чтобы определить его слабые и сильные стороны, поставить цели. И все это в рамках обычной жизни, когда каждый занимается спортом с комфортом для себя и сохраняет баланс с семейными делами, работой и так далее. Перекос в какую-то сторону не приведет ни к чему хорошему. Это вызовет лишний стресс, который в конечном счете повлияет на всю жизнь в целом.

Сам Андрей, к слову, вполне удачно интегрировал свое увлечение в семью. Его супруга Екатерина едет за рулем машины прикрытия у нас за спиной.

— Как ты умудрился втянуть жену во все это?

— Я стараюсь втягивать, но не сильно.

— Она у вас в техничке едет — ничего себе не сильно.

— Когда человек близок тебе по духу — он все поймет. И если увидит, что партнер нуждается в помощи, — настоящий, твой человек всегда поможет. Катя сама мало ездит, но я купил ей шоссейный велосипед. Для семьи это очень удобно: покатались вместе, заодно и какие-то текущие вопросы обсудили.

Кстати, семейных пар в велоклубе немало. И обычно в первой половине лета Rovar проводит в Беловежской пуще семейный велокемп, куда люди приезжают даже с детьми. В первой половине дня у самых увлеченных велосипедистов тренировка, а после обеда семейное время в дружной компании. Лучшего места для этого, пожалуй, и не придумать.

пульсометр, нагрудный (ремень), синхронизация со смартфоном, влагозащищенный корпус
пульсометр, нагрудный (ремень), влагозащищенный корпус
пульсометр, нагрудный (ремень), синхронизация со смартфоном, влагозащищенный корпус

«Вертушка». Минус 19 килограмм. N+1

У Андрея очень методичный подход к тренировкам — сказывается, наверное, техническое образование. Можно было просто катить и катить группой, но то и дело звучат команды: контроль темпа, смена ведущей пары, технические моменты.

— Теперь давайте «вертушку» покрутим, — предлагает дорожный капитан.

Группе он уже объяснял, что нужно делать, остальных быстренько введем в курс дела. Так называемая «вертушка» — наверное, самый эффективный способ групповой езды. Принцип заключается в частой и быстрой смене ведущего гонщика. Две колонны в одного движутся как бы параллельно, но между тем постоянно перемещаются, будто цепь. Гонщик равномерно выходит на первую позицию, как бы натягивая свою струну, а затем аккуратно перемещается в другую, более медленную колонну, сдавая смену. Следующий за ним держит темп и снова вытаскивает свою колонную вперед, точно так же уходя затем в сторону. Цепочка движется, каждый выдает на первой позиции короткую смену, после чего уходит в более медленную колонну, где может отдышаться за спинами остальных, пока снова не наступит его очередь. Со стороны это выглядит очень эффектно.

Велоспорт — это немного про мазохизм. Нужно немного пострадать, чтобы наступило счастье. То есть задыхаешься, ноги забиты молочной кислотой, сопли, слюни — но счастливый. Удовольствие — это задолбаться на своей дистанции. Дать ускорение в гору, когда уже не можешь, — тоже удовольствие.

— Помешательство — я так это называю, — смеясь, подтверждает Андрей. — Длинные дистанции, скорость, напряжение, соревнования — это тяжело на самом деле, но ты это делаешь и кайфуешь от этого.

— Напрягаться можно по-разному, но у вас тут что-то ближе к профессиональной команде, только в миниатюре. Питание, режим, тренировки, отработка элементов. Откуда ты черпаешь информацию об этом всем?

— Онлайн. Там много полезного, правда по большей части в англоязычном сегменте. С другой стороны, я всегда хотел выучить иностранный язык, и всегда мне это давалось с большим трудом. А тут дополнительная мотивация: и черпаешь информацию о том, что тебе интересно, и подтягиваешь английский — два в одном. На самом деле сейчас хорошее время для того, чтобы заниматься своим образованием, даже онлайн. Было бы желание. Для меня это потребность, мне это интересно.

Он вообще умеет неплохо балансировать в своем увлечении: спорт и семья, велосипедные темы и образование, наконец, опыт в велоклубе и собственные спортивные амбиции.

Давайте пока поставим «вертушку» на импровизированную паузу и отвлечемся с дорожным капитаном на кофе-паузу. Кто же он, наконец, такой — Андрей Коротенко?

— Мне на днях исполнится 44 года. К велосипеду я шел долго, осознанное увлечение началось лет 12 назад. Тогда это был горный велосипед, небольшие покатушки, участие в «Налибоках». Потом я узнал, что есть бреветы. И как раз для участия в них купил шоссейный велосипед. А шоссейный велосипед провоцирует ездить быстро, и я увлекся. Начались соревнования: это своя атмосфера, энергия, драйв, адреналин, — он отпивает первый глоток из чашки.

Когда Андрей купил тот самый горник, он поехал на нем в родные Радошковичи — это около 40 км от Минска. Мучился, пыхтел, дважды останавливался на отдых. Но это тогда, 12 лет назад. Сегодняшний Андрей уже ездил рандоннерскую дистанцию в 400 км за раз — вот это прогресс.

— Когда я покупал шоссейный велосипед, то весил 99 кг. Были опасения, выдержит ли велик. Сейчас я вешу 80 кг, а была пора, когда весил и 75 кг. Но нужен баланс, нужно найти свой «боевой» вес, чтобы выдавать свой максимум, — объясняет дорожный капитан. — За четыре года тренировок я смог выполнить норматив и получить удостоверение мастера спорта.

— Как это сделать?

— Проводятся гонки Республиканского шоссейного календаря под эгидой Федерации велоспорта, где есть допинг-контроль. Результаты в этих гонках могут квалифицироваться для получения соответствующего спортивного разряда. К примеру, гонка с раздельным стартом на 25 км — ее нужно проехать максимум за 33 минуты, это быстрее 45 км/ч. Я тогда не рассчитывал ни на что такое: ну проехал и проехал, не было цели получать какие-то разряды. Но мне сказали: «Ты выполнил, есть возможность — получай». К слову, оказалось, что получить разряд сложнее, чем выполнить норматив для него. Потому что я ведь не относился ни к какому спортивному обществу, никаких тренеров у меня не было, которые бы подали мои документы. Приходилось самому ходить то в отдел спорта Мингорисполкома, то в Министерство спорта и туризма, заполнять документы. Но дали красную книжицу, значок — я мастер спорта.

Значки — может быть, и нет, а вот участие в гонках, спортивная борьба — один из главных мотиваторов для этого человека.

— Да, это специфично и, может быть, не для всех. Но лично для меня это в хорошем смысле зависимость. Такая мобилизация внутренних ресурсов, когда выдаешь не 100%, а 146%, — продолжает Андрей. — Это дикий адреналин, когда несешься в группе из 50 человек со скоростью 50 км/ч, а между гонщиками каких-то 5 см. Ты финишируешь, а внутри у тебя гормональный шторм, который не отпускает еще сутки, после чего приходит усталость и даже опустошенность. Ты терпишь, преодолеваешь себя, свои страхи, сомнения. Когда это попробуешь, то понимаешь, насколько это круто.

Чтобы ездить быстро, нужно правильно тренироваться. Ради этого Андрей стал менять образ жизни, иначе питаться, изучать процесс. Занявшись любительским спортом в достаточно серьезном по меркам велоспорта возрасте, он смог добиться впечатляющих результатов.

— Я неоднократный победитель и призер любительских соревнований, включая групповые гонки и гонки с раздельным стартом у нас в стране и за рубежом. В ноябре 2023 года принял участие в «Гран Фондо Анталии». В «разделке» на 20 км был вторым, в групповой гонке на 95 км одержал победу. Благодаря этому получил возможность участвовать в итоговом UCI Gran Fondo — чемпионате мира среди любителей, который состоится в Дании в этом году. Есть цель принять там участие и побороться за призовые места в своей возрастной категории, — говорит собеседник.

 — 400 ты уже проезжал, но кажется, что это все-таки на сверхпреодолении. А сколько для тебя комфортная дистанция?

— Да, 400 — это слишком для обычного человека. С тренированностью, конечно, все дается легче, и тогда вопрос уже не в расстоянии, а в интенсивности: за сколько времени ты преодолеваешь ту или иную дистанцию. И тогда тренировки считаешь часами, а не расстоянием. Например, 120 км со средней скоростью 30 км/ч — это дается легко. Если включить интервалы, работу — то я подушатаюсь. Если 120 км в гонке — то это может быть пределом. Там атаки, терпежка, набор высоты, контроль ситуации — это сильно выматывает.

Кофе попили? Тогда возвращаемся к нашей «вертушке».

Интересная история для тех, кто уже немного увлекается велоспортом и знает, какое именно количество велосипедов нужно настоящему велолюбителю. Если кто еще не знает, то ответом является формула N+1, где N — текущее число велосипедов, которые есть у настоящего велолюбителя. Ничего не поделаешь: мужчине нужно хобби, техническое, с нюансами, дорогое. Велоспорт вписывается в эту схему идеально.

Но Андрей по меркам стандартного велопотребителя ведет себя странновато.

— Я прекрасно помню, как, наверное, на третью зарплату покупал свой велосипед — первый в сознательной жизни. Горный Scott, серебристо-синий — он до сих пор у меня. И он же повлиял на то, как я выбирал свой первый шоссейный велосипед. Я тогда увидел бело-синий шоссейный Scott, и для меня все сошлось, — смеется он.

Вот что необычно: Андрей все эти годы так и ездит на том же бело-синем Scott. Конечно, по компонентам он все заменил, но тем не менее такая привязанность к первой машине (так называют и велосипеды тоже, есть в этом что-то уважительное) по нынешним временам редкость. Впрочем, это, может быть, и отличает простого любителя от мастера спорта.

— Побеждает не велосипед. Побеждают ноги и голова, — без лишней рисовки замечает велосипедист.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг
Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический

Но одним шоссейником не обойдешься, если всерьез участвуешь в соревнованиях: как минимум нужна еще машина для «разделки».

— И вот когда я решил купить себе второй велосипед, я чуть не развелся. Шучу, конечно, — полушепотом говорит Андрей. — Но мне и правда потребовалось усилие, чтобы убедить Катю, что еще один велосипед мне действительно нужен.

«Зачем, у тебя же уже есть!» — «Но он другой». — «Какой другой? Такой же! Два колеса — что в нем другого?»

Посмеялись. А потом поехали KOM.

KOM. Rovar Team. Сверхзадача

КОМ — это King of the mountain, «стравовская» штука, которая, однако, прижилась в среде велосипедистов всех уровней. Если есть подъем, какой-то холмик, да хоть даже бугорок — почему бы не определить царя горы, верно? Вот ребята и зарубаются в заочном соревновании, внося свои цифры в профиль социально-спортивной сети.

Но как разыграть KOM в достаточно разношерстной группе? Все отъездили тренировку в нормальном темпе, каждый размялся, а KOM — это вроде итога всего дня, локальный зачет, чтобы лучше спалось. И снова ведущая роль за дорожным капитаном.

— Каждый идет в своем темпе, это соревнование с самим собой. Покажите лучшую версию себя, — мотивирует Андрей, и все вдруг становятся серьезными.

Впереди подъем, а он на новогрудских землях может сбить спесь. KOM в этот день проходили дважды: промежуточный и финальный. Каждый шел как мог, речь не об этом. История про то, как ведет себя дорожный капитан в этой ситуации.

Финальный отрезок всего дня, по холмам, по холмам, почти все время вверх, хоть и не очень круто. Один человек уходит далеко вперед — его уже не догнать. Мы остаемся с Андреем, остальные переходят на свой темп. Андрей — это заметно — может идти быстрее. Но не идет. Наступает тот самый момент терпежки, когда здравый смысл подсказывает, что есть еще маленькая звезда спереди и это не заезд на результат, можно и понежнее. Дашь слабину — твои ноги скажут тебе спасибо, но останется какое-то горькое послевкусие от такого благоразумия.

А перед колесом маячит Андрей, который вроде и не говорит ничего даже. Уехал бы он вперед, можно было бы со спокойной совестью переключиться и дождаться остальных. Но Андрей не уезжает. И ты терпишь. Потому что это он для тебя не уезжает. Потому что в этом сила команды и наибольший бонус в сравнении с соло-заездами. Вы остаетесь мотиваторами друг для друга, важными помощниками, которые, конечно, не затолкают в гору, но помогут не выключиться и показать то, что ты действительно можешь.

— Так Rovar — это про что? — продолжаем нашу беседу уже после финиша.

— Мы стараемся развиваться в разных направлениях. У нас есть спортивная команда Rovar Team — костяк из ребят, которые могут и хотят быстро ездить. Мы участвуем и в любительских гонках, и в республиканских соревнованиях среди профессионалов — это для нас тоже хорошая тренировка. У нас есть возможности проводить самые современные функциональные тестирования, такие как INSCYD, и получать подробную аналитику тренировок и гонок, которую используют профессиональные спортсмены. Но это именно про спорт, про любительский спорт.

Есть другое направление — развитие велосипедной культуры в Беларуси. Мы хотим показать, что велосипед — это действительно круто. Для этого проводим сборы. Это про то, как можно классно и с пользой проводить время не только на велосипеде, но и потом, в том же кругу единомышленников после тренировки. Я в этом вижу некую социальную функцию: мы хотим популяризировать велодвижение.

— Какие планы на этот год?

— Зимой у нас были регулярные занятия на велотреке. Это в том числе для того, чтобы поддержать свою форму в межсезонье, подтянуть технику, в принципе познакомиться с новым интересным видом. Многим эта идея понравилась: самому маленькому участнику было 7 лет (папа-триатлет привел сына на свою тренировку), а самому возрастному — 71 год, причем этот человек специально ездил к нам из другого города.

Традиционно мы проводим велокемпы в течение теплого сезона. Май — это Новогрудок, конец июня — начало июля — кемп в Беловежской пуще. Есть еще идея в августе провести кемп в Гродно, привязав его к «Гран Фондо Сапоцкин». Погоняться, а потом задержаться в тех местах. Кроме того, продумываем международный вариант: Турция в ноябре, с привязкой к «Гран Фондо Анталии».

Помимо этого в прошлом году мы организовали две велогонки: старт на Гребном канале в Заславле и соревнования в Городке (Витебская область) на лыжероллерной трассе. Хороший опыт, продумываем что-то подобное и на этот год. Вообще, очень хочется поддержать организаторов других заездов. Любые любительские соревнования — это серьезный драйвер для развития конкретного вида спорта. Будут соревнования, даже в формате любительских заездов, — будут и другие клубы, будут увлеченные люди, будет все.

— Какая твоя конечная цель?

— Я видел, как развивается клубное велодвижение в соседних странах. А у нас в Беларуси как бы ничего особо и не было. И я решил не ждать, пока что-то появится, а попытаться что-то создать самому, как-то изменить действительность вокруг себя. И так появился Rovar.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Велоклуб ROVAR l Минск (@rovarclub)

В нашей стране есть велосипедисты, их много, это видно на любой велодорожке. Но они сами по себе. Возможно, из-за недостатка информации, неразвитой велокультуры. Я думаю, потенциал большой, просто этим нужно заниматься. Велоклуб может дать многое: от совместных тренировок, участия в мероприятиях до приятного общения с теми, кому интересно то же, что и тебе. Такая полезная форма досуга в кругу своих. А для кого-то это возможность перейти на новый уровень. Кто-то ездит по велодорожке, ему интересно, но в одиночку страшно впервые выехать на дорогу, поехать далеко. С нами — проще.

 — Я не знаю, каким будет итог того, что я делаю. Поэтому стремлюсь развивать разные направления. Я буду рад, если велодвижение будет расти, если будет больше стартов, больше сильных велоклубов, если у нас будут конкуренты. Мы готовы соперничать, конкуренция — это прогресс. Это наша общая сверхзадача, как мне кажется, — развивать велосипедное движение, — говорит основатель Rovar.

— Есть ли что-то, о чем ты постоянно напоминаешь своим ребятам из велоклуба? Какой-то совет, который пригодится всем велолюбителям?

— Берегите себя. Мы — любители, у нас есть другая жизнь, нам важно исключить риски, то есть, как я это называю, не побить коленки. Лучше проехать тренировку и гонку целым и невредимым, чем поставить на кон здоровье. Мы — любители, у нас нет необходимости вырвать пару секунд любой ценой. Я знаю, о чем говорю, у меня падения тоже были.

Падения, пожалуй, были у всех. Не обязательно даже иметь велосипед, чтобы упасть, правда? Смысл в том, чтобы всякий раз находить в себе силы подниматься. Велосипед помогает найти эти силы.

28", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
27.5", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.3 кг
28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by