Скорость — главный фактор аварийности?

 
4933
15 апреля 2011 в 18:24
Автор: Андрей Журов. Фото: asusik, 12398701, Zasten4evy, forum.onliner.by, архив
Автор: Андрей Журов. Фото: asusik, 12398701, Zasten4evy, forum.onliner.by, архив
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Одни из самых тяжких по последствиям аварии происходят на загородных трассах, на которых сейчас автомобильный поток заметно увеличился. Лобовые столкновения, съезды в кювет, ДТП с участием пешеходов... В ГАИ говорят, что это напрямую связано с высокими скоростями. Каждый год весной происходит всплеск аварий: выезжают из гаражей автомобили дачников, открывается мотосезон, да и скорости на дорогах возрастают. Как результат — увеличение количества ДТП, в том числе в столице. Заместитель прокурора Минска Владимир Мацель, старший прокурор отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел прокуратуры города Дмитрий Лукьянов и начальник отдела дознания столичной Госавтоинспекции Владимир Гайшун рассказали, какие аварии происходят из-за превышения скорости и сообщили особенности расследования таких ДТП. Мы продолжаем серию публикаций.

— Говорят, скорость — главный фактор аварийности. Как часто причиной ДТП, в которых погибли или пострадали люди, называют неправильный выбор скорости?

— В большинстве случаев одна из основных причин ДТП — неправильно выбранная водителем скорость: при возникновении аварийной ситуации человек, управляющий машиной, просто не успевает предпринять меры для избежания столкновения или наезда. Согласитесь, пока автомобиль стоит, он никому опасности не создает. Но как только трогается, с каждой секундой, по мере нарастания скорости, опасность, исходящая от него, увеличивается.

В то же время нужно понимать, что во время расследований ДТП решение выносится только после скрупулезного изучения всех обстоятельств произошедшего, показаний очевидцев и участников аварии, состояния проезжей части, погодных условий и т. д. В каждом случае принимается взвешенное и основанное на доказательствах решение: состоит ли превышение скорости в причинно-следственной связи с ДТП или нет.

Приведем такой пример. В начале августа 2010 года ночью в центре Минска (на пересечении улиц Интернациональной и Ленина, перекресток в тот момент был нерегулируемым) произошло столкновение автомобилей Range Rover и Audi A4. В процессе разбирательства было установлено, что водитель внедорожника превысил скорость. Сам он утверждает, что ехал 70 км/ч. Мы не исключаем, что он двигался с большей скоростью. Но не это стало основной причиной ДТП.

После детального изучения обстоятельств произошедшего мы пришли к выводу, что мужчина, управлявший Audi и выезжавший на перекресток со второстепенной дороги — ул. Интернациональной, не выполнил требования дорожного знака 2.4. Он не уступил дорогу Range Rover в условиях ограниченной обзорности (слева от водителя Audi был сквер): уличные камеры видеонаблюдения хорошо зафиксировали момент — Audi немного замедлилась перед пересечением улиц, но не остановилась. Мужчина, управлявший Range Rover, попытался избежать столкновения (столкновение все-таки произошло), вывернул руль, выехал на встречную, где внедорожник перевернулся.

В процессе разбирательства было установлено, что именно водитель Audi поставил его в такие условия, не выполнив требования знака «Уступить дорогу», вынудил действовать в экстренной ситуации таким образом. Он находился в условиях ограниченной обзорности и не убедился в безопасности своего маневра. Поэтому и был признан виновником ДТП. Вместе с тем мы напоминаем, что недопустимо двигаться с превышением скорости, и это является грубым нарушением ПДД. В отношении нарушителей по итогам расследования применяются меры административного воздействия (штрафы, лишение водительских прав).

— Кто вообще склонен, на ваш взгляд, превышать скорость?

— Молодые люди, причем марка автомобиля никакого значения не имеет. Часто это приводит к тяжелым последствиям. Так, в октябре 2009 года на ул. Володько в Минске разбился Mercedes S-класса: автомобиль выехал за пределы проезжей части и врезался в столб.

Погибли двое студентов одного из вузов, еще один был госпитализирован. Водитель, их сверстник, во время аварии пострадал незначительно, с места происшествия он скрылся, но через некоторое время вернулся. Во время расследования было установлено, что Mercedes двигался со скоростью около 100 км/ч. Водитель отвлекся, не справился с управлением и совершил аварию. Впоследствии он был осужден на три года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима.

— А как часто попадают в «скоростные» ДТП другие транспортные средства?

— Вы имеете в виду мотоциклы? Да, это тоже проблема. И хотя ГАИ постоянно проводит профилактику в среде байкеров, такие аварии в прошлом году случались довольно часто. Однако пока сезон не начался и все спокойно.

— Кстати, про мотоциклистов. Пользователи Auto Onliner спрашивают про типичную ситуацию: водители автомобилей при повороте налево или развороте не уступают дорогу встречному мотоциклу, движущемуся с большой скоростью. Кто-то считает виновным водителя машины, кто-то — мотоциклиста, который ехал с превышением. Как такие ситуации расследуются? Насколько водитель мотоцикла должен превысить скорость, чтобы суд оправдал водителя авто? А насколько, чтобы вина была обоюдной?

— Опять-таки в каждом конкретном случае надо разбираться детально. Во время расследования недопустимо применять какие-то штампы, ссылаться на решения, принятые во время расследования других ДТП. Потому что каждое такое происшествие — не похожее на остальные. Оно расследуется отдельно, выясняются причины и обстоятельства.

Подобные ситуации были еще во времена СССР. Припоминается такой случай в минском микрорайоне Юго-Запад. Нерегулируемый перекресток. Автобус поворачивал налево. Мотоцикл ехал навстречу. Произошло столкновение — мотоцикл врезался в заднюю часть «Икаруса»: от удара пассажир влетел в салон автобуса, он через два дня скончался в больнице, водитель мотоцикла погиб на месте происшествия.

Стали выяснять, с какой скоростью двигался мотоцикл. Были проведены все соответствующие экспертизы. Оказалось, 150 км/ч на участке, где разрешено 60 км/ч! С одной стороны, водитель автобуса должен был уступить дорогу, с другой — мотоциклист более чем в два раза превысил скорость. Кто виноват?

Были опрошены многочисленные свидетели и проведен следственный эксперимент, в результате которого мы пришли к выводу, что водитель автобуса перед выполнением маневра убедился в его безопасности и только потом стал совершать поворот. Однако он объективно не мог знать скорость приближающегося мотоцикла, водитель которого грубо нарушил ПДД. Столкновения не произошло бы, если бы водитель мотоцикла соблюдал скоростной режим. Водитель автобуса вправе был рассчитывать, что другие участники дорожного движения также соблюдают ПДД. В его действиях не было состава преступления.

А вот прошлогодний случай на ул. Орловской. Ситуация очень похожая. Перекресток с ул. Азизова. Там произошло столкновение автомобиля Ford Explorer, который поворачивал налево, и мотоцикла Suzuki GSX-R1000, двигавшегося навстречу. Водитель последнего транспортного средства получил тяжкие травмы и скончался в больнице.

По результатам комплексной судебно-автотехнической экспертизы установлено, что скорость Ford до момента столкновения составляла около 25 км/ч, скорость мотоцикла — не менее 158 км/ч (т. е. превышена на 98 км/ч). Была проведена дополнительная судебно-автотехническая экспертиза. Ее выводы таковы: если бы водитель Suzuki соблюдал скоростной режим, то водитель Ford успел бы проехать перекресток и контакта между транспортными средствами не произошло бы.

Следствие пришло к выводу, что, поворачивая налево, водитель Ford действовал согласно Правилам дорожного движения. Он вправе был рассчитывать, что и остальные участники дорожного движения соблюдают ПДД. В его действиях отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств». После четырех месяцев расследования принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

По этому делу проходил свидетелем еще один мотоциклист, который спустя несколько месяцев при схожих обстоятельствах погиб на пр. Независимости.

— Где в Минске в основном происходят такие аварии?

— Места концентрации ДТП — это пересечения улиц, где есть потенциальный конфликт. Но в последнее время наметилась еще одна настораживающая тенденция — на регулируемых пешеходных переходах все чаще стали происходить наезды на пешеходов при следующих обстоятельствах.

Представьте пожилого человека, который заканчивает пересекать дорогу — уже на красный сигнал светофора. По ПДД он должен завершить переход дороги. В это время водитель, приближаясь к переходу, перестраивается в свободную крайнюю правую полосу — чтобы проскочить перекресток не останавливаясь. Слева трогаются машины, ограничивая обзорность, и водитель в крайнем правом ряду сбивает пешехода.

Водитель потом объясняет: «Так я ж на зеленый ехал, а пострадавший шел на красный!» Но автолюбитель ведь не видел, когда пешеход начинал движение (на какой сигнал светофора) и не дал завершить ему переход дороги. Прямое нарушение п. 115 ПДД «На регулируемом пешеходном переходе при подаче разрешающего сигнала регулировщиком или включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги». Это ошибка водителей становится следствием в том числе неправильного выбора скорости.

— Что вообще значит правильный или неправильный выбор скорости? Наши читатели считают — этот вопрос в ПДД не отрегулирован должным образом.

— В данном случае необходимо обратиться к п. 87 ПДД… Единую безопасную скорость для всех определить невозможно. Каждый водитель по-разному реагирует на опасность.

Еще одно замечание по этому поводу. Почему-то считается, что нужно двигаться с максимально разрешенной скоростью и это будет правильно. Большое заблуждение! Необходимо учитывать обстановку, погодные условия и другие факторы. Во время сильного гололеда и снегопада немногие рисковали ехать 60 км/ч.

В то же время часто водители не обращают никакого внимания на такой дорожный знак, как «Дети». Но ведь он установлен не просто так. Потому что есть опасность — если ребенок выбежит на дорогу, то водитель должен успеть среагировать. Его ведь не просто так предупреждали.

— Превышение скорости иногда становится последствием других нарушений ПДД...

— Да, действительно. Превышать скорость склонны, например, водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Случается, они даже игнорируют требования об остановке инспекторов ГАИ. Такой случай произошел рано утром 15 июля прошлого года на пр. Пушкина в Минске, где в ДТП попал автомобиль Alfa Romeo 156.

Было установлено, что за рулем находился молодой человек. На ул. Орловской он не выполнил законные требования работников ГАИ об остановке транспортного средства и продолжил движение со скоростью не менее 110 км/ч (на участке, где разрешено 60 км/ч). Продолжая движение по пр. Пушкина, напротив дома номер 89, проявил невнимательность и неосмотрительность к окружающей дорожной обстановке и ее изменениям, не учел погодные и метеорологические условия, состояние дорожного покрытия (мокрое). В результате неправильно выбранной скорости допустил занос автомобиля вправо, совершил наезд на бордюрный камень и выехал за пределы проезжей части. Пострадал сам водитель — у него тяжкие травмы. Он находился в состоянии алкогольного опьянения (2,22 промилле).

Как выяснилось во время расследования, водителя к управлению машиной допустил его брат (владелец автомобиля), с которым они распивали спиртные напитки. В отношении владельца транспортного средства было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 318 «Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им», поскольку он грубо нарушил требования п. 11 Правил дорожного движения. Именно это нарушение находится в прямой причинной связи с совершенным дорожно-транспортным происшествием.

— Такой вопрос поступил от участников нашего форума: почему в Германии практически не существует проблемы скоростного режима, а у нас — главный фактор аварийности? Может, рассматривать вопрос аварийности стоит несколько с другой стороны?

— Говоря о Германии, следует разграничивать движение в населенных пунктах и на автобанах. Причем на скоростных магистралях довольно часто происходят серьезные аварии именно из-за неправильного выбора скорости.

У нас аварийность рассматривается не только с позиции скорости. При расследовании ДТП выясняются все причины и обстоятельства, повлекшие тяжкие последствия. Ведь не стоит забывать, что на аварийность влияют и техническое состояние автомобиля, и состояние водителя, и соблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения и др. Нарушают ведь не только водители. Виновными в ДТП нередко признаются и пешеходы.

— Пользователи Auto Onliner интересуются: есть ли какая-то статистика тяжести последствий в ДТП с учетом градации скорости? То есть насколько отличаются последствия наезда на неподвижное препятствие при скорости, допустим, 90, 100, 110 км/ч? Наезд на пешехода при скорости авто 70, 60, 50 км/ч?

— Говорить о градации довольно сложно, потому что все случаи разные. Но есть одна общая примета: аварии, совершенные на больших скоростях, почти всегда влекут тяжкие последствия. Причем чем выше скорость, тем более тяжкие последствия. В первом квартале этого года в Минске из-за превышения скорости было совершено 33 ДТП, в которых 6 человек погибли и 51 ранен.

Бывали случаи, когда автомобиль двигался со скоростью 20—30 км/ч и сбивал пешехода. В результате падения последний получал черепно-мозговую травму тяжелой степени и умирал через некоторое время. А иногда происходит и по-другому: в результате сильного удара пешеход получал только ушибы и синяки. Но это скорее исключения, чем правило.

— Еще один вопрос наших читателей. Насколько точно можно установить скорость участников ДТП перед столкновением?

— Один из самых проверенных способов — по тормозному следу, который, как правило, остается на месте происшествия. Скорость движения автомобиля при этом можно определить довольно точно. Конечно, многое зависит от состояния проезжей части — в гололед или дождь след может и не остаться.

— Какие методы для определения скорости автомобиля тогда применяются?

— Мы, конечно, опрашиваем водителя, понимая при этом, что большинство будут занижать реальную скорость. Поэтому во время расследования больше полагаемся на объективные данные. Например, на результаты судебно-автотехнической экспертизы. По деформации металла специалисты могут определить, с какой скоростью двигалась машина.

Кроме того, сейчас на минских улицах установлено довольно много камер видеонаблюдения. Достаточно записи протяженностью в несколько секунд, чтобы эксперты достоверно установили скорость автомобиля.

— Учитывается ли, с какой скоростью двигался автомобиль до ДТП, если за рулем находился водитель со стажем до двух лет (по ПДД им можно ездить не более 70 км/ч)?

— Безусловно. Есть ограничение — значит, водитель должен двигаться со скоростью не более 70 км/ч. Если же она была существенно превышена и в результате ДТП кто-то получил тяжкие травмы, может наступить и уголовная ответственность.

В то же время хотелось бы напомнить, что скорость в Минске ограничена 60 км/ч. На проспектах Независимости и Победителей так называемых учетных ДТП (в которых погибли или пострадали люди) с участием «водителей со стажем до двух лет» давно не было.

— А вот наш читатель рассказывает такую историю. Его знакомый летом прошлого года ехал со скоростью около 120 км/ч (его стаж вождения на тот момент составлял менее двух месяцев). Автомобиль занесло. В ДТП были повреждены несколько машин и автобус. Виновника лишили водительских прав только на полгода. Будут ли применяться к таким нарушителям меры построже, чем к водителям с большим стажем?

— Меры административного воздействия определяются в зависимости от тяжести последствий: в первую очередь есть ли пострадавшие, во вторую — какой нанесен материальный ущерб. В этом случае, судя по всему, никто травм не получил. А значит, дело рассматривалось на уровне районного подразделения ГАИ. Исходя из каких мотивов было принято решение сотрудником Госавтоинспекции, сейчас сказать сложно. Обычно учитывается комплекс факторов: какой нанесен ущерб, связано ли управление автомобилем с работой. Но если кто-то пострадал, то можно и свободы лишиться.

— Достаточные ли меры принимаются сотрудниками ГАИ для профилактики таких аварий?

— Сейчас на это отводится очень много времени и сил. В частности, следователи отдела расследования ДТП ГУВД и сотрудники отдела дознания ГАИ по итогам расследования предлагают применять в отношении нарушителей меры профилактического характера. Об итогах расследований резонансных аварий информация оперативно передается в СМИ, в том числе на Auto Onliner.

Другими службами ГАИ также принимаются достаточные меры административного воздействия: назначаются большие штрафы, злостных нарушителей лишают прав и пр. Госавтоинспекция даже занимается тем, что дорожная полиция за границей не делает: убеждает проектировщиков учитывать инженерные меры, укладывать «спящих полицейских» для снижения скорости на опасных участках дорог. По-хорошему об этом должен заботиться руководитель организации, отвечающей за содержание дороги.

— В чьей компетенции находятся вопросы установки знаков, ограничивающих скорость?

— Службы организации дорожного движения ГАИ.

— Часто ли во время расследования ДТП поднимается вопрос обоснованности установки дорожных знаков?

— Если есть необходимость. Был случай на перекрестке ул. Седых и Логойского тракта. Там дорожные службы после ремонта забыли установить знаки приоритета. Водители не понимали, какая дорога главная, а какая — второстепенная. В результате столкнулись два автомобиля. По итогам расследования было принято решение, что виноваты рабочие, и им предъявили иск по поводу возмещения ущерба.

— Обычно фигурантами уголовных дел выступают непосредственные участники ДТП. Когда-нибудь предъявлялись претензии к организациям, обслуживающим дороги, или проектировщикам, которые не предусмотрели инженерных мер на аварийных участках дороги (как это принято за границей)?

— В нашей практике таких случаев не было. Хотя, конечно, на проблему аварийности нужно смотреть шире. Если по законодательству есть состав преступления, то можно будет и привлечь. Все упирается в букву закона.

— Один из наших пользователей интересуется, будет ли у нас введена система предупреждений (наказаний), если о правонарушении сообщили другие участники дорожного движения? Например, чтобы при регистрации в течение определенного периода какого-то количества жалоб (в том числе через интернет и по телефону) к водителю (владельцу автомобиля) применялись бы меры административного взыскания.

— Фактически такие механизмы работают. Нужно написать заявление в ГАИ по существу. Оно не останется без внимания. Это действенная мера. Если кто-то грубо нарушил ПДД, то необходимо оформить претензии в письменном виде. Заявление зарегистрируют, внесут в книгу учета, нарушителя вызовут в ГАИ, будет решаться, какие меры административного воздействия принять в отношении него. Заявителю пришлют письменный ответ.

— Еще один похожий вопрос. Посетитель Auto Onliner спрашивает: какие меры будут приняты, если кто-то увидел нарушение, связанное с созданием аварийной обстановки, и позвонил на спецлинию 102?

— Будут приняты оперативные меры. Если, например, появляется информация, что автомобилем управляет пьяный водитель, то реакция последует незамедлительно — данные передают по радиостанции и ближайшие патрульные машины ГАИ будут задействованы в задержании возможного нарушителя. Недавно такой случай произошел на трассе М1, где пьяного водителя Ford пришлось задерживать с помощью выстрелов. Сообщение о неадекватном автомобилисте поступило от других участников дорожного движения.

— Вопрос про видеорегистратор. Наши читатели интересуются: если с помощью этого устройства было зафиксировано нарушение ПДД, можно ли позвонить в ГАИ и предоставить соответствующие видеоматериалы? Рассматривает ли кто-то такие дела?

— Видеоматериалы предоставить можно и нужно — вам только спасибо скажут. Это считается убедительным доказательством совершенного правонарушения. Правда, при этом просят предоставлять именно оригинал записи и как можно быстрее.