Быстрый мотоциклист и еще быстрее

 
532
23 апреля 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by

Через час в Минске откроется байкерский сезон. Мотоциклисты соберутся возле одного из торговых центров, возложат цветы на месте гибели товарища, потом проедут до площадки, где начнут соревноваться. Но де-факто сезон уже открыт. И он ознаменовался сразу несколькими трагедиями на дорогах. Погибли молодые ребята, которых, конечно, очень жаль. Однако как остановить череду ДТП между мотоциклистами и автомобилистами? И вообще, возможно ли это?

По этому поводу есть два мнения. Одно — автолюбителей, второе — водителей двухколесного транспорта. Обе точки зрения заслуживают внимания, но хотелось бы поговорить именно об ошибках и тех и других.

Вспомним основные примеры ДТП:

— столкновение автомобиля, водитель которого поворачивает налево или разворачивается, с встречным мотоциклом (скутером);

— столкновение автомобиля, который поворачивает налево или направо не из крайней полосы, и мотоцикла (скутера), едущего как раз по крайнему ряду;

— наезд мотоцикла (скутера) на остановившийся автомобиль;

— столкновение перестраивающегося автомобиля с мотоциклом (скутером);

— открывание дверей после остановки перед движущимся мотоциклом (скутером);

— столкновение с мотоциклом (скутером) на перекрестке, когда автомобиль выезжает со второстепенной дороги.

Не забудем и про случаи, когда мотоциклисты падают сами, без посторонней помощи: после завершения маневра, не вписавшись в поворот или после попытки проехать на заднем колесе.

Хотелось бы обратить внимание на то, что стратегические ошибки при управлении своим транспортным средством допускают как водители мотоциклов (скутеров), так и водители автомобилей.

Ну например, перестроение в потоке. Некоторые водители при совершении этого маневра не могут увидеть не то что мотоцикл, но и другой автомобиль. Тут налицо обычная невнимательность, неумение отслеживать поток и отсутствие навыков контролирования окружающего пространства. Но если другое транспортное средство двигается очень быстро или внезапно перестраивается/ускоряется, то шансов его заметить гораздо меньше, особенно если это мотоцикл.

Или возьмем поворот налево, когда водителю автомобиля перекрыт обзор встречными машинами (которые тоже разворачиваются или поворачивают налево). Тут можно попасть под удар мотоцикла как из-за собственной невнимательности, так и по причине того, что он летел со скоростью пули.

А вот пример такого ДТП, когда водитель не занимает перед поворотом крайнее правое или левое положение, а туда пытается втиснуться мотоциклист.

С одной стороны, возникает вопрос: «Зачем подъезжать сбоку к автомобилю, если очевидно, что он сейчас может начать маневрирование?» Но бывают случаи, когда мотоциклист так быстро двигается, что просто не успевает снизить скорость и объехать машину с другой стороны. А есть и примеры, когда водитель начал внезапный маневр.

В общем, проблем много и у тех, и у других. Так что нечего друг на друга обижаться. Нужно думать о том, как сообща и безопасно передвигаться по одним и тем же дорогам.

Какие проблемы у водителей?

Водитель поздней осенью, зимой и ранней весной мотоциклистов рядом не видит. Он просто забывает о них. Хотя, если честно, особого привыкания не происходит и с наступлением тепла. Бывает, целый день баранку крутишь и ни разу не встретишься с байком. Их гораздо меньше, чем автомобилей. В Минске мотоцикл используют в основном для того, чтобы просто прокатиться. Не каждый может себе позволить приехать в специальной экипировке на работу, принять душ и переодеться в костюм.

Получается, у наших водителей внимание не настроено на мотоцикл. Но о возможности встречи с двухколесным транспортом нужно помнить постоянно.

У мотоциклистов основные проблемы такие:

— отсутствие практических навыков управления мотоциклом;

— отсутствие навыка анализа окружающей дорожно-транспортной ситуации.

Бешеное ускорение и, как следствие, движение с превышением скорости в несколько раз, про которое так часто упоминают, не причина ДТП — это сопутствующий фактор.

Если мотоциклист не умеет экстренно тормозить, так, чтобы не упасть или успеть сманеврировать, то повышенная скорость только помогает попасть в аварию. Если мотоциклист не умеет предвидеть маневры водителей автомобилей, то и здесь решающее значение имеет разность скоростей мотоцикла и машины.

Мотоциклисту нельзя носиться между автомобилями. Можно двигаться чуть быстрее, то есть пробиваться через поток, но не лететь мимо машин с разностью скоростей в 25 км/ч и выше. Это очень опасно. Вас могут просто не заметить и помешать движению. А мы уже упоминали, какие у нас есть «внимательные» автомобилисты.

Если сравнивать процесс управления автомобилем и мотоциклом, можно констатировать, что мотоциклист в плане умения анализа дорожной ситуации должен быть на голову выше автомобилиста. Сама ситуация обязывает. Мотоциклисту его транспортное средство ошибки не простит — у него просто нет клетки безопасности. А вот ошибки автолюбителей периодически прощаются их машинами — оболочка защищает и водителя, и пассажиров.

Но по сути если мотоциклом управляет молодой парень, который в 16 лет получил водительские права, то о каком опыте распознавания опасностей на дороге в принципе можно говорить?

Хорошо, если этот парнишка поездил рядом с отцом и насмотрелся аварийных ситуаций, в которые попадал его папа. Еще лучше, когда мотоциклист сам опытный водитель автомобиля. Ну а если нет? Тогда что? Тогда то, что мы имеем. Они бьются и будут биться.

Жалко их. Они словно находятся в чуждой и опасной среде. Такие наивные и верующие в нас, добрых водителей, но не понимающие, что их сверхзвуковая скорость и малые габариты опасны для них самих. Они как мотыльки, летящие на свет и сгорающие в языках пламени.

Автолюбители! Вас никто не просит любить их. Но хотя бы просто относитесь к ним с пониманием. Даже когда они нарушают ПДД. Вы им можете только помочь своим участием.

Вам нужно лишь быть чуть внимательнее.