Вчера в Минске состоялись два судебных заседания. Обвиняемые — водители, которых в течение года повторно остановили пьяными за рулем. Два дела, два совершенно разных человека и два разных приговора: один осужден на пять месяцев ареста, другому придется выплатить штраф в 17,5 млн рублей. Как проходил суд, читайте в нашем репортаже.
Здание ГАИ Ленинского района. Именно здесь в эту пятницу проводятся судебные заседания. «На рассмотрение двух типичных уголовных дел по статье 317¹ приглашены все желающие», — сразу предупреждают в Госавтоинспекции. Но, видимо, таковых оказалось немного — в зале только несколько представителей прессы.
Первый обвиняемый — молодой человек, который совсем не похож на алкоголика или пьющего. Самый обычный парень. Заметно нервничает. На первые вопросы судьи отвечает немного запинаясь: «Живу в Минске. Родился в 1989-м. Холост. Сейчас устраиваюсь на работу — на завод, прохожу медкомиссию. Ранее не судим».
Далее следуют обязательные формальности: судья разъясняет права и обязанности, уточняет, есть ли у обвиняемого какие-то ходатайства или другие документы, которые он хочет приобщить к делу. Оказывается, таких нет. Теперь можно переходить к сути.
А она проста: в конце августа прошлого года за рулем машины совершил мелкое ДТП. Был пьян. Тогда его оштрафовали на 30 базовых величин за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а также лишили права управления транспортными средствами на три года. Он оплатил штраф, а 25 февраля вновь управлял Renault Laguna, находясь в состоянии алкогольного опьянения (2,26 промилле). О таких нарушителях мы писали не раз, однако какое наказание они могут понести? Осознают ли они, что их действия были опасными для окружающих?
— В ваших действиях усматривается состав преступления, предусмотренный статьей 317¹. Вам понятно, в чем вы обвиняетесь? — уточняет судья.
— Да. Признаю вину полностью, — с готовностью отвечает парень.
— Расскажите, что происходило 31 августа.
— Был у друзей, — очень сбивчиво объясняет водитель. — Припарковал машину недалеко от магазина. Потом вышел от друзей... Ну как бы решили, чтобы машина не стояла, подъехать поближе к дому... Ну и получается не справился с управлением... Проезжая возле дома.
— Вас привлекли к ответственности, лишили права управления... Что случилось 25 февраля?
— Похожая ситуация. У друзей отдыхали, — обвиняемый говорит очень тихо, слова удавалось разобрать с трудом. — Припарковал машину почти что, можно сказать, на бордюре... Других парковочных мест не было. А когда вышел... Посмотрел, что там столько людей ходят, пьянки устраивают, побоялся за машину. Вот и решил перепарковать за пять метров до другого места. Я видел милицейскую машину, но все равно решил... Хотел проехать эти три метра, чтобы переставить машину и штрафа не получить за парковку на зеленой зоне. Просто мыслей таких не было выезжать на дорогу...
— Тем не менее вы сели за руль, завели автомобиль и привели его в движение, — замечает судья.
— Я не собирался ехать. Просто хотел переставить. Если бы знал, что так получится, в жизни бы не сел за руль. Просто побоялся за машину.
— Большинство людей, оказавшись в подобной ситуации, также говорят: не ожидали, что их остановят или что они попадут в ДТП. Вы осознаете, что совершили?
— Решил для себя в дальнейшем... Ну никогда в жизни не сяду за руль в нетрезвом состоянии... За километр ее буду обходить в подпитии.
— Самое главное, чтобы понимали и когда выпьете, а не только в трезвом состоянии.
— Я от алкоголя отказался.
Далее опять следуют формальности — исследование материалов дела. Постановление о возбуждении уголовного дела, копия протокола медосвидетельствования, копии протокола об административных правонарушениях и т. д. Как оказалось, на машину накладывался арест. Автомобиль оформлен на мать обвиняемого, а сама машина была куплена в кредит.
Видно, что каждое слово обвиняемому дается с трудом. Но сожалеет ли он? Раскаивается? Как правило, в таких случаях обвиняемые повторяют одно и то же: «Не осознавал. Больше не буду. Такого не повторится». Искренне или нет, определить очень трудно.
Вот и этот водитель, когда ему предоставили слово в прениях, стал повторяться:
— Если бы знал, что так получится, за руль не сел бы.
— Как получится? Что вас остановят? — уточнил судья.
— Больше в жизни такого не повторится.
В последнем слове водитель попросил сильно не наказывать его, потому что бабушка-инвалид, мама после аварии, а он полностью раскаивается. Внимательно выслушав, судья для принятия решения удалился в совещательную комнату.
Через некоторое время был оглашен приговор: «Признать виновным. Лишить права управления транспортными средствами на пять лет и назначить штраф в размере 500 б. в. Приговор может быть обжалован и опротестован в течение десяти дней». Можно предположить, что парень не ожидал такого большого штрафа. Он был в некоторой растерянности, сразу стал уточнять, можно ли растянуть выплату. Пожалуй, только в этот момент он был по-настоящему эмоционален.
А вот второе заседание было совсем другим. На скамье подсудимых — сухощавый мужчина с красным лицом, изрезанным морщинами, под глазами мешки. На вопросы судьи отвечает с каким-то вызовом:
— Последняя судимость была в 1998-м.
— Неправду говорите.
— Почему? — обвиняемый даже заволновался и с гордостью стал перечислять годы отсидки. — 1989-й, 1995-й, 1998-й.
— А суд Московского района вас разве не судил? — уточнил судья. — Это было уголовное дело в 2009 году. За повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
— Это разве тоже считается уголовкой? — удивился водитель. — А, ну тогда все правильно.
Получается, он ранее уже был судим по статье 317¹ УК (судимость была погашена). Однако в конце февраля этого года вновь сел пьяным за руль, 1 марта его оштрафовали на 40 б. в. А в ночь с 4 на 5 марта его опять остановили за рулем Seat Toledo в состоянии алкогольного опьянения (2,06 промилле).
Теперь ему вновь предъявлено обвинение по статье 317¹ УК.
— В чем обвиняюсь — понятно, вину признаю, — говорит он.
— Почему управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения? — спрашивает судья.
— Я плохо помню, что было. Только то, что поехал пьяным за рулем. Первый раз получилось так, что я машину должен был переставить. Меня остановили не сотрудники ГАИ, а «Охрана», которая и вызвала ГАИ. А второй раз даже не знаю, почему мне надо было поехать, не могу сейчас объяснить. Расстроился почему-то.
— Все-таки почему поехали? Сколько выпили?
— Почему, не знаю. Ну выпил нормально. Поехал из Московского в Ленинский район. На ул. Маяковского задержали. Включили мигалки, и я сразу остановился. Сразу сказал, что да, я пьян.
— И вы, может, гордитесь этим?
— Нет, абсолютно. Просто я говорю, как есть.
— Есть такое мнение, что пьяный водитель — потенциальный убийца. Вы осознаете, какую опасность представляли?
На этот вопрос обвиняемый так и не ответил. Кстати, в прошлый раз штраф (в 200 б. в.) он оплатить не смог — пришлось провести 240 часов на общественных работах.
— Что-нибудь добавите? — обращается к нему судья.
— А что говорить. Виноват.
Во время исследования материалов дела выяснилось, что с 2004 года сотрудники милиции шесть раз задерживали его пьяным за рулем. В то же время на учете в наркодиспансере он не состоит. Когда обвиняемому предоставили слово в прениях для защиты, он лишь промямлил: «А что я могу сказать? Виноват и все».
— Как относитесь к содеянному? Шесть раз в пьяном виде вас останавливали при управлении транспортным средством, — задал вопрос судья.
— Нет уже транспортного средства. Поэтому приходится на ногах ходить.
Приговор был предсказуемый: виновен, лишить на 5 лет права управления транспортными средствами, назначить наказание в виде ареста на 5 месяцев. Приговор может быть обжалован или опротестован в течение десяти суток. Если этого не будет сделано, то он вступит в законную силу. Далее осужденным займется уголовно-исполнительная инспекция Ленинского РУВД, и его отправят в СИЗО. Он будет полностью изолирован от общества.
Судья Ленинского района Михаил Хома, который проводил заседания, согласился дать небольшой комментарий: «С начала года мною было рассмотрено около 15 подобных дел. Они не представляют особых сложностей. Однако лица, совершившие такие преступления, опасны для общества. Вот вы видели двоих водителей. Первый до этого имел одно административное правонарушение, сейчас он устраивается на работу. Учитывая это, ему был назначен крупный штраф. Второй водитель ранее неоднократно судим, к тому же с 2004 года его шесть раз задерживали пьяным за рулем. Ранее ему назначался штраф, но он его не смог выплатить. Так какой же штраф? Таких людей нужно хоть на какое-то время изолировать от общества. Поэтому и были приняты такие решения».