На этой неделе всех удивила неожиданная новость: возле минской кольцевой дороги хотят построить гоночную трассу международного уровня. Предложили этот дорогостоящий проект сотрудники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. Сразу появилось много вопросов. Почему инициатива исходит от ученых? Какого уровня гонки сможет принимать трасса? И что вообще стоит за громкими словами? За подробностями мы отправились на специальный полигон, расположенный около МКАД.
...Съезд с кольцевой (напротив ул. Илимской), полтора километра по грунтовке, и мы возле ворот. За забором — охраняемая территория. Сейчас полигон — это прямая как стрела трасса протяженностью 3,3 километра и шириной 11 метров, со специальными площадками для испытаний автомобилей, а также административное здание с боксами.
«Это только начало, — говорят сотрудники института, заявившие о грандиозных планах. — На прошлой неделе были выделены 447 гектаров земли под проектно-изыскательские работы. Эта территория идеально подходит для строительства сразу нескольких трасс, на которых можно проводить профессиональные гонки. За помощью мы намерены обратиться к известному немецкому архитектору Герману Тильке, который строил гоночные трассы по всему миру. Предполагаемая стоимость проекта — 100 миллионов евро».
Однако обо всем по порядку. При чем тут ученые и какое отношение они имеют к полигону и автомобильным гонкам?
Наш собеседник, директор Республиканского полигона для исследований, испытаний и сертификации мобильных машин Дмитрий Сидоренко, вкратце ввел в курс дела: белорусским автопроизводителям грузовой техники, коммунального, общественного транспорта и т. д. необходимо регулярно проводить сертификационные испытания. Это далеко не новость. Еще с советских времен технику везли в Подмосковье на Дмитровский полигон, где есть все условия (специальные стенды, оборудование, спецтрассы с уклонами и т. д.). А к строительству своей площадки приступили совсем недавно — в 2007 году. Инициатором и заказчиком строительства выступил Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, на балансе которого и находится полигон (получены все необходимые сертификаты соответствия, лаборатория зарегистрирована как техническая служба Женевского соглашения 1958 года).
До этого здесь был лес. Но за два года все изменилось. Полигон строили с особой щепетильностью.
По словам сотрудников института, особенностью с точки зрения дорожной науки стала расчетная нагрузка на ось автомобиля. Для динамометрической дороги автополигона она составляет 20 тонн на ось, в то время как на лучших европейских полигонах — до 15 тонн. Сотрудники «БелдорНИИ» разработали специальную конструкцию дорожной одежды с основанием из черненого щебня и особым асфальтобетонным покрытием. Такая многослойная конструкция дорожной одежды позволяет выдерживать фактически двукратную по сравнению с дорогами общего пользования нагрузку.
Нагрузка на эту дорогу намного превосходит допустимую нагрузку для дорог общего пользования, а качество покрытия практически идеальное. Наверное, это самая ровная трасса в Беларуси. Вот бы по всей стране делали такие дороги... Кто бы не хотел прокатиться по такому асфальту!
Но просто так сюда не пускают. В будни на полигоне испытывают технику, произведенную и собранную на МАЗе, «Белкоммунмаше», «Амкодоре», «Мотовело», других предприятиях. Приезжают также автомобильные дилеры, которые представляют машины для проведения сертификационных испытаний на соответствие национальным стандартам: недавно здесь тестировали Toyota Avensis, Suzuki Swift, Great Wall Hover.
На полигоне есть участок с базальтовой плиткой, где тестируют систему ABS. На машину устанавливают специальные датчики, а трассу предварительно поливают водой. Потом измеряют скорость автомобиля, время торможения и ряд других параметров.
Также здесь есть специальная акустическая площадка, на которой уложен специальный асфальт с определенным уровнем шумопоглощения. Тут замеряют уровень внешнего шума автомобиля в соответствии с европейскими требованиями.
А в выходные полигон арендуют автоклубы, мотоциклисты и автолюбители, которым «охота погоняться». Час удовольствия для компании до десяти машин обойдется в 297 тысяч рублей. Так, весной здесь состоялось открытие мотосезона. А перед соревнованиями по дрифтингу тут тренировались спортсмены из Литвы, Малайзии. Это идеальное место, где можно выплеснуть адреналин за рулем, причем не подвергая никого опасности.
— Это многофункциональный объект: в будние дни проходят сертификационные испытания автомобилей, а в выходные здесь можно проводить спортивные соревнования или автомобильные шоу, — считает Дмитрий Сидоренко. — Полигон удобно расположен, и строительство дополнительной инфраструктуры не потребуется. В генплане развития Минска до 2030 года эта территория войдет в черту города.
Специализированных трасс для шоссейно-кольцевых гонок и ралли у нас нет. А эта площадка, по мнению сотрудников Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, может стать идеальным местом для проведения соревнований. Они рассчитывают привлечь необходимые инвестиции и построить глобальный автомобильный объект.
Предполагается, что на 447 гектарах будет, как говорят гонщики, большой овал (трасса протяженностью 6—8 км). Внутри она будет исчерчена гравийными, грунтовыми дорогами, перемежаться участками из брусчатки и т. д. Запланировано также строительство малого круга (длиной 3—4 км).
— Мы советовались с профессиональными спортсменами, гонщиками. Их мнение: чем больше трасс и чем более они разнообразные, тем лучше, — продолжает Дмитрий Сидоренко. — Самое важное, что каждая трасса уникальна, у нее есть свои особенности.
Однако у нас нет опыта возведения таких грандиозных автомобильных объектов — с учетом всех особенностей и требований по безопасности. Дорожное полотно многих минских улиц напоминает швейцарский сыр, куда уж говорить о строительстве трассы такого уровня! Есть ли человек, который способен взять на себя ответственность и сделать быстро и качественно?
— Герман Тильке. А зачем строить плохо и дорого? — спрашивает Дмитрий Сидоренко. — Нужно сразу обратиться к профессионалу. Он делал проект автодрома Смоленское кольцо и согласовал его с FIA. Это заняло полгода. Тильке профессионал своего дела, который знает, как разместить трибуны, чтобы зрители не пропустили наиболее зрелищные моменты гонки. В то же время все трассы спроектированы с соблюдением всех норм безопасности. Он берется за самые трудные проекты и успешно реализует их.
Да, это громкое имя в автоспорте. Будет здорово, если знаменитого немца удастся привлечь к строительству такой трассы. Но пока это звучит скорее фантастично. И потом ведь найти инвестора сейчас очень непросто. Кто захочет вкладывать деньги в столь амбициозный проект? Все большие спортивные объекты (для проведения соревнований мирового уровня), которые строились до этого момента в Беларуси, возводились при мощной государственной поддержке.
Впрочем, интерес к автоспорту традиционно очень высок. Так, недавно соревнования по дрифтингу одна компания решила провести именно в Минске. Эффектные гонки вызвали ажиотаж. Но все же нельзя забывать о масштабах: одно дело провести шоу пару раз в год и совсем другое — привлечение иностранных инвестиций и строительство многомиллионного объекта. И все же если проект удастся, это будет огромная удача — очевидно, белорусский автоспорт получит хороший стимул к развитию. Будет жалко, если проект остановится на стадии бизнес-идеи.
Справедливости ради надо сказать, что эта идея не нова. Она витала еще в середине 1990-х, но так и не была реализована: многие бредили строительством трассы для «Формулы-1» в Беларуси. Но время ушло, сейчас такие объекты есть в России. Скептики считают, что ориентироваться на спорт высоких достижений просто нет смысла: все равно проводить «Формулу-1» в Беларуси пока никто не будет. Чтобы автоспорт стал массовым, нужно начинать с малого — строительства трасс для картингов, которые не требуют значительных затрат. Это своего рода начальная школа. Только вырастив кадры можно будет поступать в университет.