Пять эпизодов: как судили водителей, попавшихся повторно пьяными за рулем

 
8723
03 декабря 2011 в 16:45
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Материалы пяти уголовных дел на столе судьи Ленинского района Минска. Обвиняемые — очень разные люди. Но всех объединяет одно: каждый в течение года как минимум дважды пьяным управлял автомобилем (или передавал управление нетрезвому). Некоторые раньше уже были судимы за подобное, а один после лишения водительских прав даже ездил с фальшивым удостоверением и опять попался нетрезвым за рулем. Судя по сводкам ГАИ, ни изъятие прав, ни судимость не останавливают пьяных водителей. Почти каждый день мы сообщаем об авариях, совершенных по вине нетрезвых. Но что им грозит? Как реагирует судебная система? Об этом в сегодняшнем репортаже.

Выездное заседание суда проходило в ГАИ Ленинского района столицы. В отношении каждого из обвиняемых было возбуждено уголовное дело по статье 317¹ «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». А двое также обвинялись по статье 417 УК «Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». С недавних пор это стало судебной практикой: если водитель уже был судим по статье 317¹ и снова сел за руль, даже трезвым, это трактуется как неисполнение приговора суда. Санкции статьи — штраф или арест на срок до шести месяцев.

Похожий репортаж с судебного заседания мы уже публиковали. На этот раз опустим формальности, перейдем сразу к сути. Заметим лишь, что все обвиняемые, которые пришли на суд, вину признали, подтвердили, что показания дают добровольно, и каждый в последнем слове обещал: больше такого не повторится!

Эпизод первый. Случайный

В зал суда зашел прилично одетый молодой человек, вежливо поздоровался. Оказывается, он работает социальным работником в одном из райисполкомов Гродненской области, раньше никогда судим не был. Первый вопрос, который возникает: как он оказался на скамье подсудимых?

В его истории все как будто бы случайно. Была чья-то свадьба, он доверил управление автомобилем нетрезвому человеку, того остановили. В июне подсудимого лишили водительских прав на 3 года и назначили штраф в 525 тыс. рублей. Как выяснилось, он пытался обжаловать решение ГАИ, но удостоверение так и не вернули.

Судья сразу уточнил у молодого человека:

— В первый раз в момент задержания вы где находились? В салоне машины?

— Да, — обвиняемый охотно отвечал на вопросы. Он словно сам пытался разобраться в происходящем и убедить суд, прокурора, что все это просто недоразумение.

В следующий раз он сам был задержан пьяным за рулем Volkswagen Passat. Это произошло в октябре на ул. Маяковского.

— Приехал в Минск к девушке, — немного запинаясь, рассказывал обвиняемый. — Часа за два до задержания выпили бутылку водки на троих. Примерно 200 граммов (на медосвидетельствовании выяснилось, что у него 1,37 промилле алкоголя. — Авт.).

— А почему же сели за руль? — спросил гособвинитель.

— Просто негде было остаться.

— А перед тем, как выпивать, разве нельзя было предположить, что придется ехать? — удивился судья.

— Так получилось. Стресс был... Такое состояние. Я вообще первый раз пьяным сел за руль, — казалось, обвиняемый говорит искренне.

— Вы ведь представитель власти, можно сказать, — заметил прокурор. — У вас на работе знают, что вы обвиняетесь по уголовной статье?

— Нет. Это больше никогда не повторится. Я, вообще, редко злоупотребляю, просто так получилось.

Впрочем, кроме нарушений по линии ГАИ в деле имеются данные о мелком хулиганстве, распитии или нахождении в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Это также было принято судом во внимание.

В последнем слове обвиняемый еще раз пообещал, что «такого больше не повторится», и, поскольку прокурор предложил оштрафовать его на 500 б. в.,  попросил дать некрупный штраф, для него, мол, это очень большие деньги.

Однако судья полностью поддержал предложение гособвинителя: «Признать виновным по статье 317¹, лишить права управления транспортными средствами на 5 лет и назначить штраф в размере 17 500 000 рублей».

* * *

После заседания судья Ленинского суда Михаил Хома дал такой комментарий: «Это первая судимость обвиняемого, поэтому назначать ограничение или лишение свободы было бы неправильно. Обвиняемый понимал, что не имел права садиться за руль, но все равно управлял автомобилем. Кроме того, он еще выпил, что усугубляет вину. Учитывался также характеризующий материал, в частности административные статьи за хулиганство. Штраф был назначен большим, и это позиция всех судов города Минска — за подобные нарушения штрафовать на большие суммы. Максимальный штраф может составить 1000 б. в., но мы учитываем материальное положение обвиняемого: для кого-то и 10 б. в. — это много. Хотя я как-то оштрафовал пьяного водителя Lexus на 900 б. в., назавтра сумма была погашена».

Эпизод второй. Фальшивый

Следующий подсудимый (1987 г. р.) выглядит совсем юно, работает на СТО слесарем. Немного лопоухий, коротко подстриженный, с детским наивным взглядом — он мало напоминает преступника. Несмотря на отсутствие криминального опыта и судимостей, его обвиняют сразу по двум уголовным статьям — 317¹ и 380 («Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков»). Во время заседания он старался убедить суд: мол, я сам заблуждался, считая, что удостоверение — настоящее.

В июне 2011-го в Любани его лишили водительских прав на 3 года за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. А 12 октября на пр. Рокоссовского в Минске подсудимого снова остановили пьяным за рулем Audi 100. Не смущаясь, он предъявил фальшивые документы. Позже экспертиза установит: подделка очень качественная, с первого взгляда отличить сложно.

Прокурор попросил рассказать, откуда у него подделка.

— Когда я вышел из Любанского отделения ГАИ, после лишения, ко мне подошел молодой человек (его личность так и не установили. — Авт.), сказал, что может помочь восстановить права, — сбивчиво объяснял обвиняемый. — Я принес документы, фотографию, заплатил 350 долларов... Сначала сомнений в подлинности не было. Меня даже пару раз останавливали, и ничего.

— Серьезно? Так у нас еще будут эпизоды по этому делу? Неужели вы не понимали, что законным образом получить удостоверение не могли? — спросил прокурор.

Не, все понятно. Но за деньги все делается. Правильно? Тем более что в базе меня сразу не было, — не стесняясь, продолжал подсудимый.

— Этот документ заведомо подложный хотя бы потому, что уже давно выдают права нового образца. Вас это не смутило? — задал вопрос судья.

Похоже, аргументы у парня закончились. На некоторые вопросы, видно, у него ответов не было. Может, он считал, что суд удастся быстро убедить — дескать, я жертва обстоятельств?

— Но вернемся к 12 октября. Как все было? Что пили? — настаивал прокурор.

— Полторашку пива часов в 11 вечера. А в 4:20 утра ехал, остановила ГАИ, и все, — парень уже не думал отпираться.

— Понимали, что грозит уголовная ответственность? Вас уже в течение года останавливали пьяным за рулем.

— Ну как бы да... Просто я не думал, что может показать наутро.

В этот момент показалось, что ему стыдно, он готов понести любое наказание (только бы не лишение свободы) и скорее бы все закончилось. Немного ссутулившись, он выслушал приговор: «Два года исправительных работ по месту трудоустройства с отчислением 25% заработка в доход государства, лишение водительских прав на 5 лет и штраф в 10 500 000 рублей».

— Вам приговор понятен? — уточнил судья. — Если вы опять будете управлять автомобилем, даже находясь в трезвом состоянии, речь будет идти уже о лишении свободы. Вам даже на СТО нельзя переставить машину. Гайки крутите, а за руль не садитесь.

* * *

Комментарий судьи: «Вообще-то, дело нетипичное. Редко подделывают водительские документы да еще попадаются пьяными за рулем. Два года исправительных работ по месту трудоустройства с удержанием 25% заработка — этого, на мой взгляд, достаточно для первой судимости, хотя тут и рассматривались два эпизода. Он официально трудоустроен — это одно из условий для назначения подобного наказания. В таких случаях мы также практикуем вынесение частного определения в правоохранительные органы: вопрос, почему его имя не попало в базу правонарушений».

Эпизод третий. Немногословный

Следующий подсудимый сильно нервничал, хотя и пытался это скрыть: в течение всего заседания сжимал кулаки до красноты, был напряжен, но в то же время немногословен.

Можно было подумать, что для него это впервые. В действительности он уже был судим по статье 317¹ (в прошлом году) в Добруше, а сейчас его уже в Минске обвиняют еще и по статье 417. Это рецидив, что очень типично.

В прошлый раз приговор был таким — 7 млн штрафа и лишение права управления транспортными средствами на 5 лет (первоначально он был приговорен к 5 месяцам ареста, но областной суд смягчил наказание). Штраф так до конца и не оплачен — мужчина остался должен еще 3 951 000 рублей.

— У обвиняемого непогашенная судимость, и должных выводов он не сделал, — сказал гособвинитель. — А рано утром 25 сентября этого года на Партизанском проспекте управлял Opel Omega в состоянии алкогольного опьянения. Фактически он уклонился от решения суда Добрушского района.

Подсудимый стал путано объяснять, что произошло:

— Приехали в общежитие к знакомым, привезли вещи из Гомеля. Вечером выпили, легли спать... Я спал рядом, на пассажирском сиденье... Но оно не работало... И у меня затекла спина. Я попросил человека с правами, который был за рулем, поменяться... А потом спросонья поднялся... Мы на аварийке на проезжей части стояли... И я решил переехать на стоянку.

— Сколько выпили? Как себя чувствовали? — уточнял представитель прокуратуры.

— Около часа ночи полтора литра пива. Никакого состояния опьянения не было (анализ крови показал 0,49 промилле. — Авт.). Я проехал метров 150, и меня остановили...

— Ранее вы были судимы за то же самое. Вам категорически нельзя было садиться за руль. Осознавали, что лишены водительских прав решением суда?

— Да, понимал.

На вопросы судьи «Почему?» и «Понимал ли, что вокруг могли быть люди, которые могли пострадать в результате его действий?» он так и не ответил. Лишь повторил стандартное: «Больше никогда не повторится. В содеянном раскаиваюсь. Это было в первый и последний раз».

— Как же в первый? В третий раз получается, — заметил прокурор.

Окончательный приговор был предсказуемым: «По обеим статьям признать виновным. Назначить ограничение свободы сроком на 2 года с направлением в учреждение открытого типа, лишить права управления транспортными средствами на 5 лет, а также обязать выплатить штраф в сумме 3 951 000 рублей».

* * *

Комментарий судьи: «Официально обвиняемый нигде не работает, холост, детей нет. Он уже судим по этой статье, но даже не смог до конца оплатить штраф. Какое же наказание ему можно назначить? Снова штраф? Поэтому было принято решение об ограничении свободы с направлением в учреждение открытого типа. Раньше это называли "химией", там осужденные работают, при хорошем поведении их даже могут на выходные отпускать домой. Но это именно ограничение свободы. Он должен прибыть туда и стать на учет.

Кстати, насчет степени опьянения — 0,49 промилле. Если бы подсудимого остановили год назад, то это считалось бы пороговым значением. Суда, наверное, и не было бы. Но сейчас действует новая норма. Вообще-то, чаще приходится судить тех, кто был сильно пьян».

Эпизод четвертый. Эмоциональный

Мужчине, который вошел в зал суда, всего 33 года, но выглядит он гораздо старше. Работает на тракторном заводе, ранее неоднократно судим, в том числе дважды по 317¹ (последний раз — две недели назад судом Московского района). Уже находясь под следствием по такому же делу, он снова попался пьяным за рулем — в начале октября на Партизанском проспекте. Вновь обвиняется по 317¹, а также по 417.

— Можно предоставить справки, что я работаю и есть дети на иждивении — один ребенок официальный, другой неофициальный? — попросил обвиняемый. Он явно понимал, что этот приговор может быть суровым, учитывая его судимости.

В последний раз он ехал на Volkswagen Passat по Партизанскому проспекту. Говорит, выпил примерно 5 литров пива (на медосвидетельствовании показало 2,2 промилле).

— Сам не знаю, зачем ехал. Пиво пью редко. Не знаю, что происходит, — на все вопросы отвечал охотно, словно демонстрируя готовность покаяться.

— В 2008-м вас осудили на один год исправительных работ, — заметил прокурор.

— Ну знаете, за то, что сожительница тогда сделала, ее надо было привлекать, — возмутился обвиняемый.

— Но я не об этом. Вы после этого четыре раза пьяным попадались за рулем. Вам грозила такая же мера наказания и даже более строгая. До вас не доходит?

— Ну никаких исходов же нет, — удивился подсудимый.

— А вы хотите сбить кого-то? Чтобы люди погибли? — не выдержал судья.

— Сейчас я все понимаю. Машину отдал родителям, ключи, все полностью, — он очень хотел убедить, что на этот раз окончательно завязал, вот сейчас точно стал на путь исправления. — Я трезвый вообще за руль не сажусь... А с того момента, как меня задержали, я больше вообще не пил. Мне в тюрьму нельзя. В прошлый раз исправительных работ хватило. Еще алименты платить, а сожительница зарабатывает меньше миллиона.

Ситуация сложная: с одной стороны, неоднократное и явное нарушение закона, с другой — у него есть дети, которыми он, не стесняясь, прикрывается. А если учесть не самые лестные характеристики участкового (вот одна фраза: «...зарекомендовал себя с неудовлетворительной стороны, привлекался за мелкое хулиганство...») и с места работы («...в коллективе авторитетом не пользуется, в характере проявляется вспыльчивость, грубость...») и большой список административных правонарушений по линии ГАИ...

— Признать виновным по обеим статьям, — окончательный приговор судьи был таким, — два года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение, лишить права управления транспортными средствами на 5 лет, назначить штраф в 21 миллион рублей.

* * *

Комментарий судьи: «У подсудимого два ребенка. Но в браке он ни разу не состоял, и это было принято во внимание при вынесении приговора. Назначено практически максимально возможное наказание с учетом всех обстоятельств. Если он снова сядет за руль — это точно будет лишение свободы. Но и ограничение без направления в исправительное учреждение — не такая уж мягкая мера, как может показаться непосвященному. Осужденный должен соблюдать режим, постоянно отмечаться в милиции, присутствовать дома большую часть свободного времени. На то, чтобы добраться на работу и обратно, ему дается час, еще час в неделю на покупку продуктов в магазине. В любое время к нему могут зайти и проверить».

Эпизод пятый. Несостоявшийся

Пятый обвиняемый на заседание суда не явился. Накануне он позвонил в суд и предупредил, что находится в больнице, прийти не сможет. Вполне возможно, что если бы все-таки явился, то нужно было бы вызывать конвой. В его биографии сплошные судимости: кража, грабеж, пьяное вождение, опять кража, опять пьяное вождение. Он хронический алкоголик. Что может его исправить?..

Нужно заметить, что по законодательству все вынесенные приговоры могут быть обжалованы в течение 10 дней. Если этого не будет сделано, то они вступят в силу.

А нам напоследок остается лишь обратить внимание на некоторые характерные моменты: все обвиняемые были задержаны ночью или рано утром на магистральных улицах — ул. Маяковского, пр. Партизанский, пр. Рокоссовского. Ни один из четверых, явившихся на заседание суда, не состоит на учете нарколога. Зато все как один немного по-детски обещали, что больше такое никогда не повторится. А вы в это верите?