Эксперимент: почему никто не остановил «пьяного» таксиста?

 
1017
26 марта 2012 в 18:22
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Никто из пассажиров так и не решился остановить «пьяного» водителя такси! Хотя по тому, как некоторые в спешке покидали салон автомобиля, было заметно: они не на шутку перепуганы. Наш совместный социальный эксперимент с компанией «Оливария», в подготовке которого было задействовано более десяти человек и даже актер-таксист, подтвердил догадку: нетрезвый за рулем осуждается обществом лишь тогда, когда уже совершит асоциальный поступок. А пока есть много причин, почему опьянение водителя можно не заметить: «мы очень торопились», «у него допустимая доза опьянения» и вообще «ничего же не случилось».

Тариф особый

Идея была простой: проследить реакцию людей, столкнувшихся лицом к лицу с пьяным водителем. В его роли выступал актер, которого выбрали во время кастинга. Удачное совпадение: оказалось, что Андрею даже не придется вживаться в роль — он работает легальным таксистом. Правда, в этот раз тариф был особым — денег за поездку с пассажиров (читай — участников эксперимента) решено было не брать. Они до последнего момента ничего не подозревали — к месту вызова приезжало обычное такси, с плафоном на крыше и шашечками на борту.

Ни у нас, ни у участников эксперимента даже сомнений не возникало: Андрей — типичный минский таксист. В кепке, свитере с закатанными рукавами, кожаной жилеточке и с хитрым прищуром. Сыплет таксистскими шутками-прибаутками, перемежая их словечками из шоферского жаргона. У него даже манера езды соответствующая: спешит, лихорадочно перестраивается — словом, так и норовит нарушить. Сложно было понять — то ли он играет, то ли просто продолжает быть водителем такси.

Автомобиль готовили к эксперименту особенно. В салоне вмонтировали четыре миниатюрные камеры. Одна была направлена на водителя (ее вмонтировали в приборную панель), другую разместили возле зеркала заднего вида (она фиксировала общий вид), третью — около пепельницы (снимала задних пассажиров), еще одну расположили возле подголовника переднего сиденья — в ее объектив также попадали пассажиры, сидящие сзади. Камеры должны были фиксировать реакцию людей. Сразу заметим, что разрешение на съемку у каждого спрашивали персонально. Отказались только два человека.

Перед каждой поездкой Андрей отмечал путевой лист — во время обязательной для таксиста процедуры он проходил и медосвидетельствование. Но для чистоты эксперимента мы попросили его пройти дополнительную проверку на бытовом алкотестере. Показания этого приборчика не могут быть использованы для официального заключения о степени опьянения. Однако понять, есть ли в организме человека алкоголь, он поможет. Как видите — круглые нули.

На коврики в салоне и переднее сиденье разлили водку.

Но ни резкий запах алкоголя, ни то, что водитель все время потягивал из фляжки (там была простая вода), ни его намеки на вчерашние посиделки и сегодняшнюю опохмелку пассажиров не смутили. Наоборот, некоторые даже становились в адвокатскую позицию и пытались защищать его. Эдакий стокгольмский синдром. А один парень произнес такую фразу: «Мне все равно, что ты пьяный, — гони!»

Где грань?

Чтобы понять, насколько Андрей убедительно играет, сначала мы устроили ему проверку. Первой пассажиркой стала девушка, которая должна была оценить его актерские способности. Действительно ли наш таксист похож на пьяного? Она знала, что все это блеф, но, выйдя из такси, призналась: было страшно.

— Всю дорогу он нес чепуху. Рассказывал про какую-то 4-килограммовую девочку, орал на пешеходов, спрашивал, нет ли запаха перегара, — похоже, девушка была рада, что поездка уже позади.

Байку про родившуюся у другого водителя девочку Андрей рассказывал всем пассажирам. Потом он плавно переходил к тому, как вчера они бурно отпраздновали это событие. «Квасили до утра. А мне ж на смену — ну пивка и за руль! Кстати, у вас жвачки нет? А от меня не слышен запах водки? Ой, машина ГАИ! Как-то боязно», — примерно такой монолог слышали невольные участники эксперимента.

Так что женщина, которая ехала в КЗ «Минск», ни на минуту не сомневалась, что перед ней — пьяный водитель. В какой-то момент она занервничала, лихорадочно стала кому-то звонить. По словам Андрея, ему показалось, что пассажирка прошептала подруге: «Я тебе потом кое-что расскажу».

— Я мужу звонила, — сообщила нам женщина, когда мы уже объяснили, что происходит. — Сообщила, что пьяный везет.

— А почему не вышли, не остановили?

— На концерт спешила. Да и тут рядом...

Вообще-то эта растерянность пассажирки нам показалась характерной. Вот куда звонить, когда требуется стремительная реакция и когда автомобиль перемещается по городу со скоростью 60 км/ч, а то и быстрее? В 102? Как мы установили во время эксперимента, люди не набирали номер спецлинии по нескольким причинам. Во-первых, считали этот повод незначительным. Во-вторых, не понимали, как это поможет остановить пьяного. В-третьих, не верили, что в принципе будет реакция. Много лет сотрудникам ГАИ предлагают создать специальную телефонную линию с коротким номером, куда можно было бы сообщать о таких случаях. Но там считают это лишним: есть же 102.

Следующим клиентом был парень. Ему надо было на ул. Тимирязева. Молодой человек, похоже, тоже догадался, что таксист несколько навеселе. Еще бы! Если человек по десять раз переспрашивает адрес, просит подать бутылку с минералкой и запрещает садиться на переднее сиденье, потому что там водку разлили.

«Но человек же хороший и водит нормально!» — принялся защищать парень нашего водителя. Правда, потом оказалось, что за дорогой-то он не следил особо. «И вообще не хотелось сдавать хорошего человека», — заключил пассажир.

Кажется, это самое типичное: то ли все боятся быть обвиненными в «стукачестве», то ли просто снисходительно относятся в нашем обществе к человеку выпивающему. Но где грань? До какого момента это считается «заложить» своего человека, а с какого — адекватная реакция на нетрезвого водителя? Ведь пьяный, совершивший аварию даже с малейшими последствиями, будет осужден, это посчитают неприемлемым в обществе. А до момента, когда он поцарапает чужой бампер, он достоин снисхождения?

На этом съемки в первый день пришлось завершить: стало темно, камеры в салоне не справлялись. Эксперимент, который длился три дня, возобновили на следующее утро. Мы опасались, что будет трудно найти пассажиров. Но вызовов хватало: за все время услугами нашего такси воспользовались более десяти человек.

Степень опьянения — на глаз?

Заказ поступил довольно быстро. Девушка-юрист спешит на лекцию. Все время мы ехали следом за Audi Андрея. Старались посмотреть на реакцию пассажиров во время движения. Эта пассажирка вела себя довольно спокойно. Она даже не удивилась, узнав про наш социальный эксперимент.

— Как юрист, я бы сказала, что он немного навеселе, а не пьян. Как будто после вчерашнего, — объяснила девушка. И уже обращаясь к водителю спросила: — А про 4-килограммовую девочку вы наврали?

Судя по всему, Андрей был достаточно убедительным. По его словам, он то прикладывался к фляжке (в которой, напомним, была простая вода), то рассказывал байку про летчика. Мол, раньше работал в авиации, а сейчас вот в такси. Но в воздухе столбов-то нет, а здесь так и пляшут перед глазами. Но почему же никто его не останавливает?

Между тем определить степень алкогольного опьянения под силу разве что опытному наркологу. Во время медосвидетельствования врачи просят не только пройти тест на специальном приборе АКПЭ 01.01, но и ответить на некоторые вопросы, стать в позу Ромберга (глаза просят закрыть, руки вытянуть вперед, а потом дотронуться указательным пальцем до кончика носа), обращают внимание на цвет лица, координацию движений. Обычному человеку определить грань в 0,3 промилле очень сложно.

— А вам не показалось, что водитель пьян? — спросили мы у еще одной клиентки, которая ехала к Комаровскому рынку.

— Ну да, выпивши. Но зато веселый! Поэтому решила не останавливать, — ответила она и поспешила, вероятно, за покупками.

Кстати, кому-то могло показаться, что ситуация надуманная. Пьяный таксист? Да такого не бывает! Мы и не утверждаем, что это распространенное явление. Но такие случаи есть. Например, несколько недель назад на перекрестке ул. Горецкого и ул. Чайлытко столкнулись Peugeot 605 (такси) и троллейбус. Как оказалось, за рулем легковушки был нетрезвый водитель, пострадал его пассажир.

Часто в «пьяных» авариях гибнут и получают тяжелые травмы именно пассажиры, а сам водитель отделывается парой ушибов. Этому есть одно объяснение, в истинность которого можно поверить: человек, управляющий автомобилем, хоть и не вполне отдает отчет в своих действиях, но инстинктивно уводит опасность от себя, подставляя других. У пассажиров в этом случае просто не остается шансов. Их реакция нужна была раньше.

А мы уже едем на ул. Короля. Пассажирка — девушка. Когда мы поравнялись на светофоре, было заметно, как она вжалась в спинку сиденья.

Кажется, она сильно напугана. Но все равно автомобиль продолжает движение. Условного сигнала так и нет. Почему? Многие пассажиры боялись, были напуганы, но реальных действий не предприняли. Ощущение, что люди не связывают опасность и неадекватное состояние водителя. Вроде бы машина едет ровно, водитель, кажется, не сильно нарушает. Авось все обойдется?

— Я хотела выйти, когда он достал фляжку, — призналась нам пассажирка, когда автомобиль приехал на ул. Короля. Видно было, что она изрядно понервничала.

— Почему же не остановили? — стали допытываться мы.

— Очень торопилась, хотя я и так опоздала, — девушка заверила, что собиралась позвонить в службу такси сразу же, как только выйдет из салона машины. Это первый человек, который не стал защищать Андрея и оправдывать свое бездействие. Вообще сложилось ощущение, что люди боялись обидеть водителя, в открытую критиковать его и тем более звонить куда-то или требовать остановиться.

Правда, одна пожилая пара стала возмущаться:

— Таксист и пьет за рулем?

— Да я немножко, — начал оправдываться наш водитель. — Бальзам с коньяком!

— Ничего себе. Вы что, уже выпили?

— Не-е-е. Утром еще.

— Ого! Вы что, не слышите, что по телевидению передают? Ужас! Мы же с вами едем.

— Ничего страшного. Я ж чуть-чуть совсем. Это у напарника дочка родилась, так мы три дня гудели. А сегодня моя смена. Хотите угощу?

— Мы за рулем не пьем, — осуждающе заметила пожилая пара.

И все же никто во время нашего социального эксперимента (компания «Оливария» проводит не первую кампанию против пьяного вождения) таксиста не остановил, даже не предпринял попытки. Почему? Аргументы, как видим, разные. Мы ни в коем случае не осуждаем пассажиров — в данной ситуации так поступило бы большинство, и это хорошо характеризует постреакционность нашего общества. Люди готовы обрушиться с критикой на совершившего асоциальный поступок, ну а если человек просто выпил — с кем не бывает, случается...

Видеопродолжение репортажа смотрите в ближайшее время.