Тест-драйв: нужен ли гибрид с расходом 8,8 литра по трассе?

 
28 620
04 октября 2012 в 18:27
Автор: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович

Яркое солнце, уже практически дошедшее до горизонта, продолжает припекать, и температура воздуха за бортом не спешит опускаться ниже 27 градусов. Ситуацию спасает климатическая установка, настроенная на «комфортные цельсии». Скорость — 170 км/ч. Отпускаю педаль газа, и спустя две секунды машина заметно сбавляет темп. Бортовой компьютер показывает, что аккумулятор моего транспортного средства набирает энергию за счет рекуперативного торможения и непосредственно от бензинового двигателя. Я мчу на гибридной Kia Optima по испанскому автобану, в очередной раз пытаясь «поймать» заявленный производителем расход топлива...

Все на гибриды!

Активный рост спроса на гибридные автомобили в Европе наблюдается уже почти десять лет. В 2003 году жители Старого Света купили 2 тыс. машин с подобной силовой установкой. В 2007-м — уже 58 тыс. В этом году около 130 тыс. гибридов уедут к своим хозяевам с площадок европейских автодилеров. Не это ли начало революции автомобильных силовых установок? Судите сами: в 2008 году на рынке Европы официально продавалось всего 7 гибридов. Сегодня — 29. К 2015 году список обещает увеличиться до полусотни.

Корейская компания Kia в рамках презентации и тест-драйва новых Cee’d Sportwagon и Sorento предложила европейским журналистам испытать новейшую гибридную модификацию Optima, которая является первым бензиновым гибридом D-класса на европейском рынке и поступит в продажу к концу года.

Гибридный мультфильм

Визуальное знакомство с машиной прошло прямо в барселонском аэропорту. Беглым взглядом отличить «зеленую» Optima от обычной не так легко. По пресс-релизу помню, что внешними особенностями версии Hybrid являются оригинальные диски, спойлер на крышке багажника и новые материалы в отделке салона (на передней панели, руле и рычаге КПП). Можно добавить к этому списку еще и новую приборную панель, которая лишена классического тахометра. Вместо него — непривычная шкала Eco Guide, показывающая, насколько экологически чисто сейчас работает силовая установка. Кстати, режим Eco можно отключить, тогда это будет фактически обычная 2-литровая Optima. По центру «приборки» — дисплей, на который по умолчанию выводится простая схема работы гибридной системы (здесь есть и тахометр ДВС). С помощью этой схемы даже ребенок поймет, что сейчас творится в недрах автомобиля.

В отличие от американской Kia Optima Hybrid, версия для Европы имеет 2-литровый бензиновый мотор (вместо 2,4-литрового) мощностью 150 л. с. (при 6 тыс. оборотов) и с максимальным моментом 180 Н·м (при 5 тыс. оборотов). Электродвигатель добавляет еще 40 «лошадей» и внушительные 205 Н·м. Причем эти «бонусы» доступны в гораздо более широком диапазоне оборотов: для того чтобы развить максимальную мощность, электромотор должен делать 1400—6000 об/мин, а максимальный крутящий момент и вовсе доступен практически всегда.

Как обычно, журналистам на первый тест-драйв выдали автомобили в максимальных комплектациях: кожаные сиденья, камера заднего вида, двухзонная климатическая установка, панорамная крыша, 7-дюймовый сенсорный экран навигации, «кнопочный» запуск двигателя и др. Настроив под себя довольно комфортное водительское сиденье, выжимаю тормоз и жму клавишу Power. «Поздоровалась» приборная панель и по-испански заговорило радио... Больше ничего не произошло! А где же привычная вибрация запуска двигателя? Приложил ухо к передней панели. Под капотом ничего не происходит. Перевожу рычаг 6-ступенчатой АКПП в положение D и потихоньку отпускаю тормоз. Едет! Оказывается, пока для разгона (темп которого задает водитель положением педали газа) хватает мощности электродвигателя, бензиновая «четверка» находится в режиме ожидания, но готова в любой момент включиться в работу.

Как только я топлю правую педаль, главная партия «гибридной симфонии» переходит к ДВС и машина стремительно набирает скорость. Дисплей на приборной панели показывает, что и электродвигатель и бензиновый мотор сейчас работают на колеса. Разогнался с педалью в полу до скорости 80 км/ч и отпустил газ. Несколько секунд автомобиль ехал с такой скоростью, а потом начал замедляться. Компьютер показывает, что аккумулятор заряжается. Причем энергию он берет как от колес, так и от ДВС, чьи обороты упали до 1200 в минуту.

Камера заднего вида показывает троекторию
Камера заднего вида 
Водительское кресло имеет большое количество настроек (с памятью). Пассажирское кресло так же имеет электронастройки, но их количество уменьшено до минимума. Так же передний пассажир лишен вентилируемого кресла, которым сможет похвастаться водитель. Кстати, в Корее доступны Optima с двумя вентилируемыми сиденьями.
Водительское кресло имеет большое количество настроек (с памятью). У пассажирского кресла также есть электронастройки, но их количество сокращено до минимума. Кроме того, передний пассажир лишен вентилируемого кресла, которым может похвастаться водитель. Кстати, в Корее доступны Optima с двумя вентилируемыми сиденьями

Останавливаюсь на светофоре. Бензиновый двигатель вновь уходит за кулисы, оставляя меня в «зеленой» тишине. Плавно стартую. Около 10 секунд электромотор трудится в одиночку, но уже ближе к 60 км/ч вновь просыпается загрязняющая атмосферу «четверка». Поездив около часа по городу, с детским восхищением наблюдал за мультиком «Работа гибридной установки», который транслировался на приборной панели. И действительно интересно! Бензиновый мотор то заряжает батарею, то вращает колеса, то делает эти два действия одновременно. Электродвигатель то сам «вкалывает» на вращение передних колес, то наоборот — получает энергию от них. Причем все эти метаморфозы происходят абсолютно незаметно для водителя. Устав от городских круговых движений, меняю белую машину на ярко-красную и направляюсь в сторону автобана…

Оплатив въезд на автобан, нажимаю педаль газа до упора и жду, пока стрелка спидометра не доберется до 140 км/ч. Ждать пришлось около 17 секунд. При максимально интенсивном разгоне спину к сиденью прижимает несильно, но тяги вполне хватает для комфортного внедрения в поток. Все это время оба силовых агрегата вращали колеса. Индикатор на приборной панели показывает, что аккумулятор электродвигателя почти полностью сел, поэтому, когда колеса не требовали большого крутящего момента, ДВС делился своей энергией с электрическим «братом».

Спустя минут 40, решил взглянуть на расход топлива: 9,2 литра на 100 км! Хм… производитель обещает 5,4 литра. Понятно, что заводские данные о расходе, как правило, отличаются в меньшую сторону от реальных, но чтоб на столько! Ладно, признаюсь, на автобане я всегда «топил» не меньше 130—140 км/ч и разгонялся после пунктов оплаты с педалью газа в полу. Часто баловался кикдауном. В городе тоже набирал максимально допустимую скорость максимально быстро. Спишем высокий расход на мою манеру езды, которую я вряд ли использовал бы на своем автомобиле. Обнуляю расход, включаю в голове режим «Моя машина» и еду, как ехал бы в обычной жизни, а не на тест-драйве.

Повседневная жизнь

Плавно («повседневно») разгоняюсь до 120 км/ч и парю по правой полосе автобана навстречу горизонту. Наслаждаюсь прибрежными пейзажами, размышляю о жизни, слушаю по радио Somebody That I Used To Know. И где-то в районе припева меня опережает Lamborghini Murcielago. Опережает быстро, но не на столько, чтобы я ее не догнал. «Не забывай, ты ездишь как в обычной жизни и хочешь посмотреть расход топлива гибридной Optima!» — говорю сам себе и тут же отвечаю: «В обычной жизни иногда можно позволить себе прокатиться на высокой скорости. Тем более когда ты находишься на отличном платном автобане! Иначе зачем мне 190 „лошадей“ под капотом?» К концу песни я поравнялся с итальянским спорткаром. На спидометре — 170 км/ч. Пролетел немного и хватит — сбавляю скорость и съезжаю с автобана.

Поколесив часок-другой по извилистым испанским серпантинам, остановился, чтобы сделать несколько фотографий. Поставил машину на ручник, КПП перевел в режим Р, вышел из бесшумного автомобиля (зажигание не выключал). Не успел я включить фотоаппарат, как бензиновый двигатель сам заработал (Оптимус, ты?)! Быстро залез в машину, чтобы разобраться, что произошло. Оказывается, батарея электромотора полностью села и ДВС завелся, чтобы зарядить ее. Смотрю расход топлива — 8,8 литра. Да что ж такое?!

На этот раз высокий расход списал на подсевший аккумулятор, который требовал дополнительной работы бензинового двигателя во время езды, и загородные дороги (гибриды экономичны в городе, а не на трассе). Обнуляю расход, еду в город.

Приблизиться к официальному расходу мне удалось только после того, как аккумулятор был полностью заряжен и я ездил исключительно по населенным пунктам. Иногда от светофора до светофора бензиновый двигатель так и не вступал в работу. По моим замерам, средний расход топлива у Kia Optima Hybrid составил 7,5 литра. На автобане машина потребляет 8,8 литра. Но зато в городе Optima — как рыба в воде. Умная гибридная система жонглирует силовыми установками и крутящим моментом, уничтожая при этом всего 5,8 литра на сотню. И это при габаритных размерах седана бизнес-класса и снаряженной массе 1587 кг.

Рулится как?

В моменты, когда я отвлекался от наблюдений за работой гибридной установки, — концентрировался на управляемости. В отличие от тестовых Cee’d и Sorento (материал о них будет опубликован позже), гибридная Optima не имела режимов руля Sport, Comfort и Normal. По моим ощущениям, баранка у гибрида настроена примерно между Sport и Normal. Во время езды по автобану на скорости 180 км/ч автомобиль устойчиво стоит на дуге, а руль наполняется довольно внушительной обратной связью. При экстремально быстрой езде по извилистым серпантинам иногда сносило «морду», но до реального заноса было еще далеко.

Из-за использования тормозной системы в качестве источника энергии для аккумулятора, первое время было непривычно нажимать на педаль тормоза. Жмешь с обычным усилием, а педаль иногда проваливается несколько глубже, чем ты этого ожидаешь. При этом у самой педали нет линейности, т. к. в различных условиях езды система по-разному использует тормозные усилия. Бывало такое, что педаль наполовину «проваливается», а потом тормозит как обычно. Или наоборот. К аварийной ситуации это вряд ли приведет. Просто непривычно.

Бензиновый мотор докучает своим звуком лишь во время интенсивных разгонов «в пол» или на скорости больше 150 км/ч. В общем — когда обороты выше 4500 в минуту. Учитывая, что этому двигателю старательно помогает «зеленый друг», до высоких оборотов в повседневной эксплуатации вряд ли кто-то будет добираться. А так в салоне очень тихо. Примерно так же, как в салоне обычной Optima.

Ездить на машине вчетвером — удовольствие. Посередине заднего дивана можно организовать удобный подлокотник. Впятером тоже можно передвигаться, но сзади придется потесниться. Объем 505-литрового багажника обычной Optima был уменьшен до 369 литров из-за аккумуляторов, размещенных в задней части автомобиля. Таким образом, Optima Hybrid потеряла 27% от изначального объема. Для сравнения: гибридный Volvo V60 утратил 29% объема своего багажника. То же и у гибридной Audi A6. Электродизельный Peugeot 508 имеет багажник, объем которого на 32% меньше, чем у аналога с классической силовой установкой. Хотя создатели Porsche Panamera Hybrid смогли уместить батареи в 25% багажного отделения.

Параллельная гибридная система

Модель Kia Optima Hybrid оснащается литий-полимерными аккумуляторами (разработаны совместно с LG), которые на 20% легче и на 40% компактнее никель-металл-гидридных. Между бензиновым двигателем и электромотором установлена специальная муфта, позволяющая агрегатам работать как вместе, так и по отдельности, а также использовать крутящий момент ДВС для зарядки батареи. Как уже сообщалось выше, «четверка» может работать в обычном режиме, вращая колеса, а может просто служить генератором (колеса в этот момент вращает электромотор). Также бензиновый агрегат способен работать на два фронта сразу. Такую схему создатели называют «параллельной гибридной системой».

Уже в базовой комплектации на Hybrid установлена система Stop/Start. Правда, если батарея полностью села, то система не глушит бензиновый двигатель, который в этот момент работает генератором. Шестиступенчатая автоматическая трансмиссия обычной Kia Optima была доработана для гибрида. Так, старый гидротрансформатор был заменен на небольшой электромоторчик, который позволил эффективно регенерировать кинетическую энергию при торможении. Также у Optima Hybrid стоит новый масляный насос.

Не для нас

Проведя день с Kia Optima Hybrid, я понял, в чем кайф гибридных машин. В осознании того, что ты едешь на гибриде. Едешь ты на таком автомобиле по красивому городу, слушаешь любимую музыку, наслаждаешься жизнью и понимаешь, что в обычном режиме твоя машина выбрасывает в атмосферу всего 125 грамм углекислого газа на один километр. А иногда и вовсе ничего не оставляет после себя. От старой газонокосилки, наверное, больше вреда для природы, чем от этой Optima. Теперь понятно, почему пафосные калифорнийцы являются наиболее активными покупателями автомобилей с надписью «Hybrid».

Правда, все эти высокотехнологичные штуки не для нашего рынка. К концу года Kia Optima Hybrid появится у дилеров Западной Европы, а путь модели на наш рынок пока закрыт.

КУЗОВ
Тип Седан
Количество дверей 4
Количество мест 5
Длина 4845 мм
Ширина 1830 мм
Высота 1455 мм
Колесная база 2795 мм
Объем багажника 369 л
ДВИГАТЕЛЬ
Бензиновый 2,0 DOHC 16-valve CVVT
Электрический 270 VDC
Мощность 190 л. с.
При оборотах 6000
Крутящий момент 385 Н·м при 3750 об/мин
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 4
Топливо Бензин
ТРАНСМИССИЯ
Привод Передний
Кол-во передач (мех. коробка)
Кол-во передач (автомат. коробка) 6
ПОДВЕСКА
Спереди MacPherson
Сзади Многорычажная
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Усилитель руля Электроусилитель
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость 192 км/ч
Время разгона (0—100 км/ч) 9,4 c
Расход топлива в смешаном цикле
5,4 л / 100 км

 

Выражаем благодарность автоцентру «Атлант-М Боровая Kia» (официальный дилер Kia в Республике Беларусь) за помощь в организации поездки.