Эксперимент: можно ли обойти камеры скорости. Тестируем 6 способов

 
19 октября 2012 в 19:45
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Еще до монтажа камер скорости на трассе М1 многие задались вопросом: а как их можно законно обойти? Тут же появились знающие люди, готовые подсказать «парочку легальных способов». Мы составили список, в который попали инфракрасная рамка, специальный спрей, накладка-линза и даже зеркальный шар, а потом проверили эффективность хитрых «примочек» на спецполигоне. Эксперимент проводился с помощью точно такой же камеры скорости, что установлены на дороге Брест — Минск — граница России. Результат оказался... Впрочем, обо всем по порядку.

«Лучше закрасьте номер краской»

Мы уже договорились о камерах скорости, аренде специальной площадки... Казалось, найти «невидимку» для номера не проблема. Но эксперимент чуть было не сорвался, так и не начавшись. Поиск по белорусским интернет-магазинам ничего не дал. Тогда мы отправились на авторынки. Вдруг кто-нибудь готов продать приспособления хотя бы из-под полы? Все-таки спрос рождает предложение, однако у нас, вероятно, действуют другие экономические законы. Продавцы отвечали на наши вопросы с некоторой настороженностью, видимо решив, что это очередная проверка. Итог опроса такой: инфракрасные рамки и накладки-линзы никто не завозит, зеркальный шар посоветовали поискать в ночном клубе, а о спрее, который вроде как должен отсвечивать вспышку камеры, никто вообще не слышал.

— Самая лучшая краска для вашего номера — черная, — сострил продавец, которого нам рекомендовали.

Зато на рынке предложили механические шторки, которые при нажатии на кнопку закрывают номер. Стоит удовольствие 200 у. е. Однако мы сразу условились, что противозаконные средства тестировать не будем. С таким же успехом можно заклеить регистрационный знак черным скотчем — результат будет стопроцентный, но первый же сотрудник ГАИ остановит и оштрафует. Нужно, чтобы и легально, и эффективно. И потом, возникает вопрос с обслуживанием этой самой рамки зимой, когда автомобильный номер покрывается коркой льда, песком, солью.

За неимением лучшего купили лишь металлическую сеточку, которую многие стали устанавливать на регистрационные знаки после подписания пресловутого указа №454. В ГАИ на этот счет говорят: «По стандарту для крепления регистрационных знаков могут применяться болты или винты, допускаются рамки, но все эти приспособления не должны загораживать или искажать имеющиеся на знаке изображение символа Республики Беларусь, цифры, буквы или окантовку».

Впрочем, будет ли мешать сеточка рассмотреть, что изображено на знаке, — вопрос спорный, и мы на всякий случай решили испытать и этот способ. Сеточки, кстати, сейчас продают под видом решетки радиатора. Правда, форма строго повторяет регистрационный знак автомобиля. Как бы с намеком. Но это все, что смогли предложить нам на разборках. Остальное пришлось искать и заказывать через сеть посредников в России. Пока в Минск не доставили инфракрасную рамку, специальный спрей, накладку-линзу (кстати, все это обошлось в кругленькую сумму), эксперимент пришлось отложить на неопределенное время.

На старт. Внимание. Тест!

Только когда все приспособления оказались в наших руках, мы смогли возобновить эксперимент. Сразу скажем, настроены были довольно решительно. В конце концов, в описании всех этих устройств используются грамотные формулировки, немалые деньги уплачены. Ну не может это быть банальным разводом! Наши фотокорреспонденты хоть и скептически были настроены, признали, что «в теории при определенных условиях это может работать».

Проверку на практике решено было устроить на республиканском полигоне для испытаний мобильных машин, куда доступ для посторонних в это время был полностью закрыт. Хорошее покрытие и прямая, как стрела, трасса — идеальные условия для эксперимента. Забегая вперед, скажем, что Subaru удалось разогнать до скорости более 200 км/ч. Это тоже своего рода тест: нужно было убедиться, что камера может фиксировать высокие скорости.

В группу скептиков вошли сотрудник УГАИ МВД и специалисты предприятия, которые монтировали систему фотофиксации на трассе М1. В их числе — человек, имеющий специальный допуск для работы с таким оборудованием. Камеру скорости установили возле края дороги. Она направлена на полосу, по которой должен двигаться автомобиль. В реальных условиях ее вешают на столб, чтобы другие машины не перекрывали обзор.

Инфракрасная рамка

Первой решено было испытать Spy-рамку, как ее скромно позиционирует производитель. В техническом описании, уместившемся на двух страничках, сказано следующее: «ИК-излучатели засвечивают матрицу камеры, что мешает ей сфокусироваться на номерном знаке автомобиля и занести его в базу нарушений. Видеокамеры очень чувствительны к инфракрасному излучению. Если ИК-излучатель будет светить прямо в камеру, то на экране он будет выглядеть как яркое пятно». Сразу смутила фотография, которая, вероятно, должна была убедить в эффективности рамки. Такое ощущение, что «эффект размытости» на снимке был достигнут с помощью графического редактора. Ну что ж, проверим.

Устанавливаем рамку строго по инструкции: перпендикулярно к поверхности земли, изгибов нет. Ряд синих светодиодов, если верить производителю, должен сделать знак невидимым для камеры. Подсоединяем провода к аккумулятору (как вариант — можно запитать рамку от проводов габаритных огней или через прикуриватель). Готово! Честно говоря, мы не могли не заметить, что наши скептики напряглись, хотя и хранили гордое молчание.

Камера скорости была настроена на превышение отметки в 40 км/ч. Какова максимальная скорость, которую она может фиксировать, сказать сложно. Рев турбины, промелькнувший силуэт машины, вспышка камеры...

Информация сразу передавалась на ноутбук, и в режиме реального времени мы могли видеть результат на экране: фотография и данные (дата, время, скорость и т. д.). Во время первого же заезда Subaru разогналась до 94,3 км/ч. А что же номер? Прекрасно виден и легко читается. Может быть, мы что-то сделали не так?

Проверили подключение, проехали еще раз. Результат тот же: превышение зафиксировано (скорость составляла 221 км/ч), знак виден. Эксперимент проводился и в светлое время суток, и когда уже стемнело. Но инфракрасная рамка не оставляла нам вариантов: если бы мы тестировали ее в реальных условиях, то — никуда не денешься — пришлось бы заплатить штраф в 300 тыс. рублей (превышение скорости на 30 км/ч и более наказывается штрафом от 3 до 10 б. в., но в «письмах счастья» предлагается оплатить его по минимальной шкале).

— Проверить эффективность этой рамки можно было с помощью обычного мобильного телефона. Через его камеру легко убедиться, что номера хорошо видны. Инфракрасное излучение столь малой мощности не способно исказить картинку, — прокомментировали специалисты. — Единственное неоспоримое преимущество этой рамки в том, что она действительно практически незаметна. Ну а светодиоды, похоже, бесполезны. Кстати, камеры скорости «работают»: если в первое время каждую неделю фиксировалось 6—7 тыс. превышений скорости, то через месяц это количество снизилось втрое, а к настоящему времени — еще втрое.

Компакт-диски

Этот способ тестировался не всерьез, его можно считать данью традициям дальнобойщиков. Ну была такая дурацкая привычка лет десять-пятнадцать назад вешать по периметру лобового стекла компакт-диски. Мол, они мешают радару, зеркальная поверхность искажает луч и он не может зафиксировать скорость. Сотрудники ГАИ говорят: «Даже от допотопных „Барьеров“ лазерные диски не спасали». «Вот именно, что от допотопных! А вдруг дедушкины способы сработают с современной техникой?» — успокаивали мы скептиков, понимая, впрочем, безнадежность затеи.

После установки дисков наша Subaru действительно стала напоминать кабину фуры. Еще не хватает розочки в рычаг КПП и бахромы на руль! Выезд в таком виде на дорогу общего пользования — нонсенс, и трудно поверить, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти пойдет на такое. Эффект будет обратным: машина с таким лазерным приветом из 1990-х если и не попадет в объектив камер скорости, то уж точно станет фотосюжетом для ветки «Новый писк автоТЮНИНХА».

Результат был предсказуемым: 218 км/ч камера скорости зарегистрировала с ходу. А во время второго заезда — 100 км/ч. Ниже мы умышленно разместили две фотографии, чтобы обратить внимание на особенность работы системы фотофиксации. При проезде автомобиля возле камеры вспышка срабатывает два раза (с разной мощностью), хотя кажется, что один раз. Соответственно, снимка тоже два и сделаны они практически мгновенно (это можно проверить по названию файла и по времени съемки). Одна из фотографий нужна для фиксации регистрационного знака машины, другая — для распознавания марки автомобиля, кузова и цвета.

— Разумеется, в камере скорости тоже используется радар, — обратили внимание специалисты. — При превышении определенного лимита поступает команда о необходимости сделать снимки. Это занимает доли секунды. После этого информация поступает в Центр фиксации правонарушений ГАИ, где потом обрабатывают фотографии. А оттуда уже владельцам транспортных средств рассылаются, как их прозвали водители, «письма счастья». Однажды случился курьез: водитель перевозил в багажнике машины скутер. Задняя часть мопеда была видна. Так получилось, что в кадр попали сразу два автомобильных знака. Квитанцию об оплате штрафа, разумеется, прислали владельцу машины.

Зеркальный шар

Исключительно исходя из принципов чистоты эксперимента, решили протестировать и зеркальный шар, взятый на пару часов в одном из минских ночных клубов. Ну что поделаешь, есть такое мнение: якобы мощный отвлекающий маневр уж точно дезориентирует радар. Такое на полном серьезе обсуждается на разных форумах. В теории. На практике, конечно, никто не проверял. А мы решили развеять сомнения.

«Он еще и вращается во время движения! Надо музыку включить», — воскликнул наш водитель. Снаружи это смотрелось даже необычно. Одна проблема — не разгонишься больше 90 км/ч. Во время набора скорости шар раскачивается, того и гляди лобовое стекло разобьет. Так что спорщикам нужно учесть и эту особенность, если они всерьез решатся использовать зеркальную поверхность в качестве защиты от радаров.

Нашему водителю, например, во время первой попытки удалось разогнаться всего лишь до 81,6 км/ч, во время второй — до 84,2 км/ч. Едкие комментарии скептиков оставим за рамками цитаты: «Камеры, которые используются в Беларуси, — французского производства. Более того, это была спецсерия для нашей страны с учетом некоторых особенностей, в том числе климатических (могут работать от –30 до +80 градусов по Цельсию). Аппаратура сама себя перепроверяет и даже при погрешности в 1 км/ч считает замер недействительным. Сложно поверить, что кто-то полагает, будто столь чуткие технологии можно обойти с помощью таких примитивных способов».

Линза-накладка

Если компакт-диски и зеркальный шар, как предполагалось, должны были обмануть радар, то тут расчет на другой принцип — что номер не будет виден именно на снимке. При этом регистрационный знак хорошо различим на расстоянии, если смотреть на него прямо, и в то же время он может давать искажения. Не придерешься! Вдруг это номер от мошек защищаем? Если раньше скептики больше отшучивались, то увидев в наших руках некое подобие линзы Френеля, приумолкли.

Разгон, рев турбины, вспышка... На экране ноутбука появляются два снимка, номер видно, но попытка не засчитана. Получилось?

— Как видим, нет — номер хорошо различим, — не сдавались скептики. — Скорее всего, погрешность в измерении связана с нестандартной шириной полосы. Автомобильный номер не попал в центр кадра. На обычной дороге мы ведь знаем, где едут машины, и с этим сложностей не возникает.

Хорошо. Вторая попытка! Автомобиль разгоняется, мы напряженно всматриваемся в монитор. Камера фиксирует скорость 221,8 км/ч... Третья и четвертая попытки обмануть технику с помощью линзы также завершились ничем. Скептики ликуют, пока мы снимаем накладку.

— Если смотреть на знак под определенным углом, то можно увидеть, что изображение искажается, — заметил сотрудник УГАИ МВД Александр Бруй. — Это может трактоваться как нарушение статьи 18.12.8 КоАП «Управление автомобилем с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком», за что предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа — до 2 б. в.

Сеточка

Самое простое, дешевое и, как считается, эффективное средство — это сеточки. Они тоже бывают разными, но мы выбрали самую дешевую — кое-как вырезанный кусок металла за 10 тыс. рублей. Не заметить с ближнего расстояния ее сложно. А что будет на камере?

Автомобиль опять разгоняется. Вспышка и... Без шансов. Глядя на снимок, даже не понимаешь, что на номере есть сетка. Распознавание номера абсолютно не затруднено, а само изображение неоспоримо. Если смотреть издалека невооруженным глазом, то сеточка действительно помешает. Но при условии срабатывания вспышки это «преимущество» нивелируется, в чем мы еще раз убедились при повторном заезде, когда уже стемнело.

— Напоминаем, что сеточки на автомобильных номерах запрещены законодательно, — настаивает Александр Бруй. — По той же статье 18.12.8 КоАП водителя могут предупредить или оштрафовать. Такое происходит регулярно в разных регионах страны. Сотрудникам ДПС даны соответствующие разъяснения.

Спрей

Это было одно из самых дорогих приобретений и, казалось, самых перспективных. Произведено в США, где камеры скорости используются уже давно, и, надо полагать, тамошние умельцы уж точно должны были сориентироваться и придумать защиту. Как сказано на банке, спрей тестировался Fox News, шведским телевидением, денверской, австралийской и голландской полицией!

— Ну уж если голландцы... — тут же стали иронизировать скептики.

Шутки шутками, но Голландия считается одним из лидеров по безопасности дорожного движения в Европе. Так что есть все основания доверять нидерландским специалистам. Правда, странно, что такое приспособление тестировали полицейские. Протираем поверхность регистрационного знака, как сказано в инструкции, наносим спрей в несколько слоев, ждем, когда высохнет. По идее, вспышка должна отразиться от номера и при этом засветить снимок. Получается, что камера как бы слепит сама себя. Задумка интересная, осталось проверить в работе. На старт!

Но увы и ах. Номер после обработки спреем стал виден еще лучше. На снимке тоже прекрасно виден. Он даже блестит при искусственном освещении.

Может, нанесли мало спрея или надо немного времени, чтобы он успел подействовать? Повторяем процедуру обработки, ждем, и автомобиль отправляется на повторный заезд. Снова разгон и тот же результат. Тест провален.

* * *

Честно стараясь найти законный способ обхода камеры, мы понимали, что, скорее всего, придем к тем же выводам, что и ведущие известной программы «Разрушители легенд» (они также не смогли найти способ обмануть камеры). Но все же думалось, что аппаратура у нас другая, а прогресс не стоит на месте... Впрочем, многие наши водители особенно не утруждают себя поиском инфракрасных рамок и защитных спреев, а банально... снимают номера. Разумеется, на это очень быстро обратили внимание. Недавно на одном пункте оплаты сборов сотрудники ГАИ устроили массовую проверку (за отсутствие регистрационного знака предусмотрен штраф на сумму от 1 до 2 млн рублей). Оштрафованными оказались десятки. Такие проверки решено проводить регулярно.

Копирование текстов, фотографий, а также видеоматериалов Onliner.by запрещено без специального разрешения редакции.