BMW 5-Series E39: кажется, что при старте автомобиль «выстреливает»

 
25 октября 2012 в 18:07
Источник: Александр Якутенок. Фото: Максим Малиновский
Источник: Александр Якутенок. Фото: Максим Малиновский

«Жаль, что в бывшем СССР сейчас не делают автомобилей, которые хоть как-то могут конкурировать с Audi, BMW, Mercedes, — считает Александр Якутенок. — Теперь технически идеальные машины производят в Германии. А за рулем сидят наши парни. Они ощущают себя супергероями, проезжая на красный и пугая пешеходов на переходе, — таково стереотипное отношение к владельцам этих марок, к BMW в особенности. Обидно, что уровень красоты и технического совершенства не всегда прямо пропорционален воспитанности хозяина машины». Александр знает о своем E39 практически все и готов разрушить мифы, окружающие эту модель и их владельцев.

Осенью 2010 года решил купить новую машину. Сразу ограничил свой выбор следующими параметрами: цвет — серебристый или черный, кузов — седан; 2001—2003 года выпуска; дизельный двигатель; обязательно АКПП; ксенон; максимально хорошее состояние — как техническое, так и интерьера с экстерьером. Бюджет составлял 10 тысяч долларов. Предложения стартовали с девяти тысяч. Но в основном то, что было на фото в интернет-объявлениях, не совпадало с тем, что я видел, приезжая к продавцу. Автомобили были далеки от удовлетворительного состояния. Даже тест-драйв не хотел устраивать. В какой-то момент я уже потерял надежду купить хороший автомобиль за эти деньги.

Но кто ищет — тот найдет. Серебристый BMW 525dА 2001 года выпуска только приехал из Ганновера (Германия). Салон отличный, пробег — 219 000 км (немаленький, но, если верить документам, настоящий). Мотор «шепчет», подвеска не стучит. Автомобиль более чем достойный. Продавец как порядочный человек признался, что красил крыло. Торговаться не стал: кондиционер, подогревы, датчик света, любая кнопка — все работало. Отсутствовала и «болезнь» этих моделей — подтеки масла на двигателе и интеркулере. Я знал, что при покупке следует обратить на это внимание. Очень часто масло подтекает между впускным коллектором и головкой блока цилиндров — многие владельцы игнорируют замену комплекта уплотнительных элементов при снятии впускного коллектора.

Тест-драйв окончательно убедил меня. BMW осилила 210 км/ч по МКАД в районе поселка Цна. Скорости не чувствовалось. Автомобиль ехал ровно, без лишних отклонений от курса. Машина будто бы понимала, что я хотел от нее, и охотно подруливала. Передние колеса заняты управлением, задние толкают автомобиль — никакой мультизадачности. После поездки мы поехали переоформлять автомобиль, я отдал деньги, мне отдали ключи.

Если честно, поначалу я сомневался в покупке дизеля. На ум приходил ряд ассоциаций, справедливых для большинства дизельных автомобилей: «трактор, медлительность, тарахтящая работа мотора». И в целом словосочетание «дизельный BMW» для меня звучало как «растаявшее мороженое» — что-то несовместимое. Так было, пока я не проехал на ней. Двигатель мощностью 163 л. c. и крутящим моментом 350 Н·м интегрирован с адаптивной автоматической коробкой переменных передач Steptronic (коробка подстраивается под стиль езды водителя). Есть возможность выбрать ручной режим или режим SPORT. Коробка работает очень мягко, переключений не слышно. Просто непрерывный разгон. Если бы была МКПП, то, как говорится, это была бы совсем другая история. Мой совет — только автомат.

А что за звук мотора! Автомобиль стоит покупать хотя бы ради него. Сердце от него бьется чаще, и хочется сильнее надавить на педаль газа. Конечно, не спорткар, но агрегат рычит породисто и деловито. Никакого намека на тарахтящий трактор. От нуля до 100 км/ч за 9 секунд BMW разгонял меня вместе с пассажиром. «Тянет» двигатель отлично. Даже нет намека на нехватку мощности или крутящего момента. Кажется, всего 2,5 литра — но разгоняется автомобиль великолепно. Едет так, как хочется, чтобы он ехал, а не так, как получается. Кажется, что автомобиль «выстреливает». Даже страшно подумать, какие ощущения испытываешь на М5.

Расход топлива у дизельного E39 немного отличаются в лучшую сторону по сравнению с бензиновым. Так, на трассе в моем BMW компьютер показывает расход 5,5 литра при скорости 128 км/ч. Проезжаю полностью МКАД со скоростью 98 км/ч — компьютер показывает расход 4 литра. В городе в часы пик получается 11,1 литра, в пробках доходит и до 13 литров. Ну, а в основном — 9 литров. Расход в смешанном цикле составляет 8 литров. Мощность дизельного двигателя меньше, чем у бензинового на 29 л. с., но зато дизель берет свое крутящим моментом, который больше на 105 Н·м. В итоге получаем почти одинаковые динамические характеристики.

Говоря об экстерьере, нельзя не сказать, что осенью 2000 года BMW E39 подвергся рестайлингу. Автомобиль стал выглядеть более аккуратно, утонченно, агрессивно. Фары головного света дополнили габаритными огнями нового образца, так называемыми «ангельскими глазками». Впоследствии «глазки» стали фирменной фишкой всех последующих моделей BMW, наравне с обратным изломом задней кромки багажника, повернутой к водителю центральной консолью и «ноздрями». Задние фонари тоже стали светить по-другому — за счет горизонтально расположенных светящихся линий. Похоже на светодиоды, но для подсветки используется обычная лампа накаливания.

Изменился и передний бампер. На смену прямоугольным противотуманным фонарям пришли небольшие круглые. Фирменные ноздри стали выглядеть богаче, получив хромированную окантовку. В целом автомобиль смотрится консервативно и сдержанно, сохраняя при этом традиционную агрессивность. Хорошо заметно, что внешне кузов Е39 похож на Е34 — революции в плане внешнего дизайна не произошло. А вообще очень радует, что если убрать все значки и опознавательные надписи с любой модели и любого поколения BMW, вы все равно узнаете марку. Согласитесь, далеко не все производители могут похвастаться такой узнаваемостью и традиционностью моделей. Также в результате рестайлинга изменился дизайн руля, он получил линию, похожую на улыбку.

А главное изменение внутри: на смену старым двигателям пришли новые, более мощные и экономичные. В частности, данный мотор получил больше мощности и крутящего момента на 20 л. с. и 70 Н·м соответственно, а расход топлива при этом уменьшился. На автомобиль установлены 15-дюймовые диски. Смотрится не так пафосно, как 17- или 18-дюймовые, но зато езда намного мягче и срок службы подвески в разы больше.

Для сравнения приведу таблицу параметров модели до обновления и после:

 Модель  525dА 525tdsА (дорестайлинговая модель)
 Мощность, л. с.  163  143
 Крутящий момент, Н·м  350  280
 Разгон до 100 км/ч, с  9,1  11,0
 Расход, трасса, л/100 км  6,4  7,0
 Расход, город, л/100 км  11,1  13,0
 Расход, смешанный цикл, л/100 км  8,1  9,4
 Расход, смешанный цикл, л/100 км  8,1  9,4

Интерьер выдержан в классическом для BMW стиле.

Качество сборки хорошее — ненужные скрипы и люфты отсутствуют. Салон моей машины — черный, материал сидений — гобелен. Соглашусь, что кожаный салон смотрится престижней и дороже. Только вот найти кожу в хорошем состоянии очень трудно. В основном передние сиденья просижены и протерты, что никак не ассоциируется с понятием «престиж». Найти гобеленовый салон в хорошем состоянии проще. А если отправить материал в химчистку, он будет радовать глаз не хуже нового. Преимущество гобелена в том, что он не дубеет в мороз и не прилипает в жару. Недостаток в первую очередь во внешности — смотрится не так богато. Место водителя максимально эргономично. Все функциональные кнопки на своем месте, руль кожаный, центральная консоль слегка повернута к водителю. В модели Е60 (следующее поколение «пятерки») центральная консоль не была смещена в сторону водителя, что вызвало негодование поклонников марки. Результат этого недовольства — в F10 (самое последнее поколение 5-Series) панель снова вернули на свое место. Бортовой компьютер показывает расход топлива, запас хода, среднюю скорость и многое другое. В «бардачке» находится съемный аккумуляторный фонарик. Вещь полезная, хоть и светит не очень ярко. Часто фонарик где-то теряют, и многие владельцы даже не подозревают, что разъем в полке предназначен именно для него.

Сиденья регулируются почти во всех направлениях. Спинки задних сидений могут складываться, что значительно увеличивает объем багажника. В нем производители предусмотрели еще одну полезную вещь — набор инструментов. Машину не разберешь, но кое-что сделать можно. В целом интерьер смотрится дорого, материалы хорошего качества — видишь, за что платишь.

Может возникнуть логичный вопрос: «Есть ли смысл покупать дизельную версию при нынешней стоимости этого вида топлива?». Для расчета возьмем расход в смешанном цикле, двигатели одинакового объема 2500 см³, соответственно бензин и дизель. Допустим, что в месяц вы проезжаете 1000 км (12 000 км в год). Стоимость топлива: дизель — 7650  рублей, бензин АИ-95 — 7500 рублей. Для удобства полученные данные, а также стоимость некоторых расходников занесем в таблицу. Двигатели BMW были, есть и будут высокотехнологичными агрегатами, требующими высококачественных горюче-смазочных материалов. Поэтому купить BMW E39 и заправлять ее 92-м бензином — все равно, что лить масло для смазки швейных машин в мотор автомобиля. Все показатели мощности и крутящего момента рассчитаны изготовителем с расчетом на АИ-95.

Модель автомобиля 525dА (дизель) 525iА (бензин)
Расход смешанный цикл, л./100км 8,1 10,3
Расход на 12000 км, л. 972 1236
Стоимость топлива, руб. 7435800 9270000
Разница дизель/ бензин 1834200 ($216)
Топливный фильтр, $ 35 75
Воздушный фильтр, $ 35 18
Масляный фильтр, $ 12 10
Фильтр салона, $ 35 35
Свечи накала/ зажигания, $ 12 12
Моторное масло, $ 80 80

Из таблицы видно, что ДТ экономичнее бензина на 200$, однако на дизеле необходимо чаще производить замену фильтров и масла.

Покупал фильтры, горюче-смазочные материалы и свечи фирм-производителей, по качеству ничем не уступающие оригиналам. «Табличные» цены могут отличаться от рыночных, в зависимости от «накрутки» разных продавцов. В подвеске за два года и 30 тысяч километров пробега поменял «плавающие» сайлентблоки — 35$ за штуку, задние стойки стабилизатора — 25$ за штуку, нижний рычаг — 110$, «бумеранг» — 105$, наконечник рулевой тяги — 65$. Амортизаторы обойдутся в 120$ за каждый.

В заключение скажу, что BMW — великолепная марка со своими традициями, которые немцы уже почти 100 лет передают от одного поколения автомобилей к другому. BMW — надежный автомобиль, если использовать качественные и регламентированные заводом-изготовителем горюче-смазочные материалы, а также своевременно обслуживать. Только в таком случае машина станет настоящей BMW, а не грудой железа с бело-голубым значком. Тогда понимаешь истину в словах: «Чувства проектировать нельзя, но автомобили, которые их пробуждают, можно».

С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.