Решение о приобретении машины окончательно созрело в новогоднюю ночь 2011 г. под звон бокалов шампанского. В активе на этот момент было около 12 тыс. у. е. и автомобиль ВАЗ-21063 (1991 г. в.). Вариант б/у не рассматривался. Причины веские: нежелание возиться со скрытыми дефектами, оставшимися от предыдущего хозяина, и готовность поступиться размерами машины и премиальностью марки ради сознания того факта, что ты у нее первый. Менять беспроблемный, хоть и непрестижный автомобиль на кота в мешке просто не хотелось.
«Жигули» сменил на Nissan
«Жигули» честно отслужили 20 лет, почти не досаждая поломками, и приучили, что затраты на эксплуатацию должны состоять только из топлива и расходных материалов. Машина и сейчас имеет небольшой пробег и состояние практически новой. Режим эксплуатации автомобиля — «дачный».
Продукция китайского и российского автопрома была исключена сразу и без дискуссий. Первым кандидатом была Dacia Logan. Несмотря на наличие неоспоримых достоинств в виде вменяемой цены, хорошей подвески и объемных салона и багажника, душа к ней не лежала — из-за простоватости и потому, что самооценка водителя Logan несильно отличается от самооценки водителя «Жигулей». А главным критерием правильности любой покупки, особенно такой дорогой, как автомобиль, должно быть удовольствие от обладания и отсутствие сожаления о бездарно потраченных деньгах.
Появившаяся возможность взять небольшой кредит под разумные проценты подняла верхнюю границу цены до 15 тыс. у. е. Выбор делался из Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris и Nissan Note, все в базовых комплектациях. Поскольку первых двух машин у дилеров еще не было и в начальных комплектациях у них отсутствует кондиционер, выбор был сделан в пользу последней.
После внесения аванса и месяца ожидания я стал владельцем автомобиля Nissan Note цвета серо-голубой металлик, с двигателем объемом 1,4 литра и механической коробкой передач, в базовой комплектации Comfort. В нее входят: кондиционер, электроусилитель руля, ABS, электроподогрев передних сидений, передние электростеклоподъемники, подогрев и электрорегулировка зеркал, корректор и омыватель фар, центральный замок, иммобилайзер, сдвигающееся заднее сиденье. Для базовой комплектации довольно щедро.
Предваряя подробное описание автомобиля, скажу — модель не без недостатков, но если бы я выбирал машину сегодня, после полутора лет эксплуатации, все равно взял бы Note, и даже если бы было несколько лишних тысяч у. е., тоже бы взял его, только в более дорогой комплектации. За полтора года в «дачном» режиме и при наличии второго автомобиля пробег составил 5 тыс. км, никаких неисправностей и поломок не было. Следовательно, опыта эксплуатации, которым можно было бы поделиться, нет, и это хорошо. Поэтому просто расскажу о машине, ее особенностях, поведении на дороге, ощущениях водителя от управления ею.
Ложка дегтя...
Начну с недостатков (к счастью, их немного). Во-первых, не всегда хватает энергоемкости и хода подвески при переезде «лежачих полицейских» чуть быстрее, чем «шагом». Задняя подвеска срабатывает на растяжение до ограничителя и издает неприятный хлюпающий звук. Пару раз не удалось объехать на скорости около 40 км/ч заготовки дорожников для ямочного ремонта, в результате — пробой передней подвески, но без последствий.
Во-вторых, коробка передач на холостом ходу издает шелест, похожий на звук работающего дизельного двигателя. Как выяснилось в процессе изучения интернет-форумов, это конструктивная особенность машины, не являющаяся неисправностью и не влияющая на надежность и долговечность агрегата.
В-третьих, расположенные спереди подлокотники не очень удобные, сзади же таковые вообще отсутствуют. В-четвертых, слабовата шумоизоляция колесных арок. И если уж быть совсем придирчивым, можно отметить длинный и низковатый передний свес, из-за которого чуть не подвела «жигулевская» привычка парковаться у бордюров до упора колесами.
...и бочка меда
Дальше только хорошее. Начнем с дизайна. Конечно, вкусы у всех разные, но лично мне нравятся машины, которые имеют яркую индивидуальность и которые невозможно спутать с другими.
Силуэт с коротким задним, длинным передним свесами и крышей в форме волны вызывает у меня ассоциации с морем, яхтой и Formula 1.
Бумеранги задних фонарей уникальны и не встречаются у других автомобилей. Правда, китайцы из Great Wall не слишком удачно попробовали их скопировать, но Nissan Note от этого хуже не стал.
Огромные фары с выпуклыми секциями габаритных огней, доходящие почти до лобового стекла, оригинальны и красивы. И дальний, и ближний свет обеспечивает достаточно хорошую освещенность.
Салон изготовлен из материалов не премиум-класса, но достаточно качественных. Скрипов, стуков и других посторонних звуков не издает. Зазоры везде ровные, ничего не люфтит и не шатается. Интерьер лаконичный, но не скучный и не бюджетный. В общем, радует и глаз, и душу.
Пластик передней панели в основном твердый, но перед пассажиром — мягкий. Очень удобен ящичек над магнитолой. Блок управления кондиционером расположен удачно, настроить комфортный температурный режим легко.
На панели приборов — спидометр, тахометр, топливомер и подобие компьютера с указателем температуры наружного воздуха, часами, тремя счетчиками пробега и остатком пробега до смены масла. Кнопки и переключатели размещены удобно и логично, сделаны аккуратно. Эргономика машины весьма дружелюбна к водителю и пассажирам, есть функция «умного света». Двери закрываются мягко и легко.
Базовая комплектация имеет музыкальную подготовку, но магнитолы и колонок нет. Без музыки ездить не люблю, поэтому купил магнитолу Sony CDX-GT450U и колонки Blaupunkt, которые отлично подошли друг к другу. Не будучи ни музыкантом, ни завзятым меломаном профессионально оценить звучание не могу, но звук мне нравится, да и в интерьер, по-моему, Sony вписалась неплохо.
Рулевое колесо имеет регулировку наклона, у сидений регулировки только вперед-назад и наклон спинки — вроде немного, но достаточно для того, чтобы занять удобное положение за рулем.
Вертикальная же посадка просто великолепна. Когда рядом находятся обычные седаны и хетчбэки, создается иллюзия, что сидишь в джипе. Правда, если поблизости оказывается настоящий внедорожник или большой минивэн, иллюзия пропадает. Входить и выходить из машины очень удобно, делать это можно непринужденно и с достоинством, которых не хватает, когда приходится заползать в низкий седан или карабкаться наверх в салон внедорожника.
Размеры салона вполне достаточны для семьи из четырех-пяти человек. Смещающийся на 170 мм задний диван позволяет искать и находить компромисс между удобством задних пассажиров и объемом багажника. При сдвинутом назад до упора сиденье задние пассажиры чувствуют себя как в лимузине. Если сдвинуть диван вперед, сидеть сзади можно, но будет уже не так удобно. Спинка складывается в пропорции 1/2.
Везет весело и задорно
Ну а главное назначение автомобиля — это движение. Про Nissan Note можно смело сказать, что ездить он умеет. Управлять им легко и приятно. Конечно, двигатель объемом 1,4 литра и мощностью 88 л. с. не даст возможности реализовать драйверские и стритрейсерские амбиции водителя, если они есть. Но везет машина весело и задорно. На педаль газа реагирует без задержек, ход педали большой и дозировать тягу удобно.
Динамические возможности позволяют быстро и безопасно занимать свободные места в соседних рядах. Надо только правильно выбирать передачу. На трассе можно уверенно и без напряжения держаться в левом ряду, лишь изредка уступая дорогу совсем уж отчаянным «гонщикам».
Двигатель работает тихо. На скорости 120—130 км/ч при закрытых окнах и включенном кондиционере не приходится повышать голос или увеличивать громкость музыки. Если не смотреть на спидометр несколько минут и руководствоваться лишь ощущением комфорта, скорость оказывается около 130 км/ч. На четвертой передаче подхват с 60 км/ч просто отличный. На пятой передаче в диапазоне скоростей 80—120 км/ч возможностей для ускорения вполне достаточно.
Тормоза цепкие и адекватные, педаль чувствительная. Усилие на руле минимальное, с ростом скорости руль делается тяжелее. В общем, все надежно, предсказуемо, безопасно. В поворотах автомобиль идет именно по той траектории, которая задана водителем, и даже при прохождении поворота на приличной скорости нет ощущения того, что граница разумного уже где-то рядом.
Подвеска жесткая, настройки ближе, если можно так сказать, к спортивным, поэтому по трассе машина идет как по рельсам — никаких подруливаний, раскачиваний, в поворотах не кренится. Мелкие дефекты покрытия и волнистый асфальт не досаждают, но серьезных выбоин надо избегать. Рычаг переключения передач имеет короткие и четкие ходы, фиксируется легко и без усилий, но надежно. Расход топлива в смешанном цикле (30% город, 70% шоссе) составляет около 7 литров на 100 км, что характерно для бензинового автомобиля В-класса.
* * *
Подводя итог, можно сказать, что машина не имеет брутальности спорткара или внедорожника, но исключительно приятна и дружелюбна. И хотя она не может претендовать на звание «автомобиля мечты», зато может стать членом семьи, как какое-нибудь симпатичное домашнее животное. Возможно, еще и поэтому среди автолюбителей модель получила прозвище «Енот».
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.