Последний звонок уже прозвенел, а ситуацию возле школ спустят на тормозах?

 
25 600
15 ноября 2012 в 20:05
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Трагическая ситуация на ул. Панченко может повториться возле многих минских школ. Не совсем понятно, как были получены разрешения перед учебным годом и кого спасают ежегодные формальные проверки. Парковки появились в нескольких метрах от крыльца учебных заведений, а местные проезды, подобные тому, на котором сбили третьеклассника, по периметру огибают школы, образуя транспортные кольца. Препятствий для заездов никаких нет, кое-где даже запрещающие знаки не установлены. Ворота часто открыты настежь, и их запирают только на ночь.

В ГАИ говорят: школа №23 на ул. Панченко — образцовая с точки зрения ПДД. В этом и все лукавство. По ПДД этот местный проезд не предназначен для парковки. По ПДД туда вообще не должны заезжать частные автомобили. А в реальности и парковались, и заезжали, потому что это удобно. Условности в виде запрещающих знаков никого не останавливали даже после трагедии. Потом проезд перегородили шинами и бордюрным камнем. Родители учеников нам сказали: вот если бы было ограждение, шлагбаум... Во время репортажа мы убедились, что и это не решение проблемы. Но обо всем по порядку.

Рядом со зданием Минской ГАИ находится школа №105. Территория стадиона огорожена, доступ туда ограничен. Это если смотреть со стороны 1-го Извозного переулка.

Но обойдя школьную территорию, мы увидели типичную картину. На въезде с ул. Хмелевского установлен «кирпич», под ним табличка «Кроме обслуживающего а/транспорта». Ни шлагбаумов, ни ворот. На парковке — около десятка легковых машин. Чтобы на нее попасть, нужно проехать в метре от крыльца школы.

— Это родители за детьми приехали, — рассказала нам мама, которая вела за руку дочь. — Сейчас занятия в группах проходят, вот они и ждут. Конечно, нас это не устраивает. Я сама, бывает, подвожу дочь, но высаживаю ее до знака. А это безобразие! Посмотрите, какие подходы к школе — ни тротуаров, ни плитки...

— Вы сообщали о своих претензиях кому-нибудь?

— Знаете, мы только недавно стали ходить в эту школу. Как-то не довелось.

Это, вообще, характерно. Позже во время разговора с родителями выяснилось: многих не устраивает положение дел, но реальные шаги мало кто предпринимает. Возможно, просто не знают, куда идти, что делать или не хотят вступать в конфликт. Проблема видится и в другом. Ранее эксперты проводили в Минске опрос, во время которого оказалось, что взрослые респонденты не готовы к активным действиям. Их попросили составить рейтинг перспективных мероприятий. На первом месте оказалась организация практических занятий для детей, на втором ― принятие комплекса инженерных мер, на третьем ― привлечение профессионалов. На последнее место родители поставили проведение специальных тренингов для них самих же и детей, а также организацию родительского школьного патруля. То есть там, где необходимо личное участие.

Поблизости находится еще одна школа. Пока направляемся туда, замечаем, что тротуаров на ул. Хмелевского действительно нет. А узкая улица заставлена припаркованными автомобилями. Хочешь — не хочешь, детям приходится выходить на проезжую часть. Два «спящих полицейских» вынуждают снизить скорость, но все равно находятся те, кто пытается разогнаться на коротком участке дороги до ул. Грушевской.

А вот и СШ №3, что расположена на 3-м Железнодорожном переулке. Машины там припаркованы вплотную возле калитки, запрещающих знаков нет. Одни приезжают, усаживают детей и уезжают, затем прибывает следующий автомобиль... Движение постоянное. Однако цивилизованной зоны посадки/высадки нет. Точнее, ее роль выполняет крохотный кусок асфальта. Это конфликтная точка, в которой пересекаются пути школьников и автомобилей. Напоминает ситуацию на ул. Панченко, где местный проезд, по сути, и был буферной зоной, а его опасность оказалась недооцененной.

Самое интересное, что за школой тоже паркуются автомобили. Там размещена то ли котельная, то ли техузел. Ворота не закрыты, и проехать может кто угодно. Знаков, которые бы запрещали проезд на школьную территорию, опять-таки нет.

Поинтересовались, почему родители приезжают за детьми на машинах. Выяснился любопытный факт: кто-то живет в нескольких кварталах отсюда, кто-то — вообще в другом районе. Во время исследования в одной из минских школ эксперты выяснили: не менее 18% учеников ездят не в ту школу, к которой «приписаны». Аргументы родителей вполне резонны: тут более престижно и мы хотим, чтобы наш ребенок учился в школе с математическим (или другим) уклоном. Такой дисбаланс провоцирует перемещения школьников в городе. А все это происходит с молчаливого одобрения администрации школ, чиновников от образования, которые, по идее, должны в этом случае обеспечить безопасность, раз уж они согласились с таким порядком, но...

Недалеко от трехуровневой развязки пр. Дзержинского — пр. Жукова есть школа №101. Спроектированное еще в советское время здание находится во дворах, как и многие учебные заведения. Тогда это было оправданно: там нет объектов притяжения автомобилей, предполагалось, что дети с этого же квартала будут направляться на учебу, не пересекая оживленных магистралей. Но все изменилось. Узкие местные проезды, которые огибают школу, стали своеобразными транспортными кольцами, причем машины к крыльцу подъезжают с обеих сторон.

На маленьком пятачке возле школьного крыльца припаркованы несколько автомобилей. Наблюдаем, как приближается очередной. Из него выходят две женщины, а потом заходят в школу. Через некоторое время родители появляются с детьми, усаживают в машины и уезжают. Так повторяется снова и снова.

— Конечно, надо бы разобраться — автомобили тут ездят постоянно, дети бегают, — признает родительница, с которой мы разговорились. — Понятно, хочется своих детей забрать прямо возле порога, но опасность они создают для чужих.

Специально обошли вокруг здания школы. Каких-то ворот, запирающих устройств и шлагбаумов не нашли. И запрещающих знаков, кстати, тоже. Рядом со зданием СШ есть еще и парковка, которую местные жители используют как стоянку. Это тоже зона притяжения автомобилей, которая почему-то проходит через школьную территорию.

— У нас другая проблема, — возмущенно говорит Елена, мать 9-летнего Леши, который учится в гимназии №30, что расположена во дворах по ул. Кульман. — Сыну нужно буквально пересечь двор, живем в соседнем доме, но я боюсь его отпускать одного. Парковка на заднем дворе поликлиники вся заставлена автомобилями, обзор ограничен, а движение там активное. Дворники, чтобы не блокировали мусорку, выставляют баки перед пешеходной дорожкой. И теперь посмотрите, как идут дети — за выгребной ямой. Вы понимаете, как смещены акценты? Детей за мусорку, а машины — в удобное место!

Кстати, территория гимназии огорожена. Правда, почему-то ворота открыты настежь. Какой тогда толк от забора? Рядом еще и детсад. Все паркуются около запрещающего знака 3.1 «Въезд запрещен», достают школьные рюкзаки и ведут детей на уроки. Заезжать на территорию не решаются. Видимо, в сознании водителей-родителей это определенное табу.

Впрочем, один автомобиль (это был Nissan X-Trail) на территорию соседней гимназии №15 все же шустро проехал под знак 3.2 «Движение запрещено» и припарковался. Во время разговоров мы убедились, что водители не совсем понимают, на кого распространяется действие знака. Например, отец второклассника, приехавший на Toyota Land Cruiser, считает, что его как родителя это не касается. «Ни родители, ни учителя, ни администрация школ не могут заезжать под этот знак, — кратко прокомментировали нам в ГАИ. — Исключение составляют лишь спецавтомобили, к которым частный транспорт не относится».

Любопытный диалог получился с сотрудниками школы №80, которая расположена на ул. Либкнехта. Там тоже есть ограждение и ворота тоже открыты настежь. Прямо возле порога припаркованы два автомобиля. Ребятишки, проходившие мимо, сказали нам: «Так это учителей».

— Правда? — поинтересовались мы у сотрудников школы.

— А вам какая разница?

— Изучаем ситуацию после трагического ДТП на ул. Панченко.

— Citroen принадлежит учительнице. А Peugeot — завучу по воспитательной работе...

Наш вопрос о том, как они заезжали — через пешеходный переход или тротуар (а другого пути просто нет), остался без ответа. Ворота, признались сотрудники школы, закрываются только в 21:00. В остальное время ждут машину с продуктами и мусоровоз. Спросили, часто ли заезжают родители за детьми. Отвечают: случается.

На этой же улице находится еще одна школа — №60. На воротах — замок, на въезде — запрещающий знак 3.2, для пущей убедительности вывешен комментарий «Въезд личного транспорта на территорию школы строго запрещен». Попасть туда непросто.

А вот про гимназию №29 на ул. Мельникайте мы уже как-то писали. Там была проблема в заторах, причем опять-таки связанная с высадкой детей-пассажиров. Родители стремились высадить школьников как можно ближе к центральному входу. В результате движение блокировалось сразу по двум полосам, многие водители, высадив детей, разворачивались через двойную сплошную линию разметки. Можно не сомневаться — ситуация там нисколько не изменилась. В свое время эксперты предлагали решение, которое бы потребовало незначительного изменения при реконструкции улиц (правда, для ул. Беды), но оно до сих пор нигде не было реализовано. А ведь как было бы удобно родителям-водителям и безопасно для детей-пешеходов.

Кстати, ворота возле гимназии сегодня были открыты, оттуда при нас выехал автомобиль, развозящий питьевую воду.

Еще одно наблюдение. Территория многих школ, расположенных около оживленных улиц, огорожена забором, ворота под крепким замком. Создавалось впечатление, что в опасных местах приняты реальные меры по ограничению доступа автомобилей — как-никак плотный трафик. Хотя, строго говоря, размещать школы около магистралей вообще нельзя. Учебные заведения должны находиться внутри кварталов, а движение по ближайшим улицам должно быть ограничено 30 км/ч.

СШ №21, ул. Куйбышева
Переход возле СШ №28, ул. Богдановича

Но эксперты не устают повторять: часто опасность недооценена. Скорость Porsche, задавившего мальчика, по предварительным данным, не была высокой. Как и на ул. Панченко, на «тихих» улочках кажется, что детям ничего не угрожает, потому там настежь открытые ворота, парковки возле крыльца школ и постоянный поток автомобилей по местным проездам. Такое ощущение, что ничего не произошло и город не был потрясен случившимся. Люди не переносят опасность на себя, считают, что уж с ними-то точно ничего не должно случиться.

* * *

Завтра в Минске состоится совещание с участием чиновников от образования по поводу случившегося 13 ноября. Наверняка прозвучат традиционные призывы срочно менять ситуацию: «провести „фликеризацию“ среди учащихся» (как бы помог световозвращающий элемент предотвратить трагедию на ул. Панченко?), «выставить на подходах к школам стопменов», «вывесить на видное место уголки безопасности» и так далее по списку. В лучшем случае все ограничится установкой шлагбаумов и очередных запрещающих знаков. До следующего резонансного случая, ведь трагедии имеют свойство быстро забываться. Почему-то не верится, что будет проведена реконструкция подъездов около школ и детсадов с обустройством безопасной зоны посадки/высадки пассажиров. Что создадут популярный специализированный ресурс в интернете. Что появятся безопасные пешеходные пути возле школ и они не будут завалены сугробами снега зимой, пока спецтехника старательно чистит проезжую часть. А главное — что будут пересмотрены подходы к организации пространства вокруг учебных заведений. Ведь так, господа чиновники?