Мое представление о машинах мало в чем расходится со среднестатистическим: «Жигули» презираю, BMW уважаю, катаюсь на «европейце», но не «немце». Вторым моим автомобилем тоже стал не «немец», но «француз» голландско-бельгийской обкатки. Вот что я увидел перед покупкой: вся левая сторона перекрашена, шины поношены, панелька чуть истерта, тормозные диски/колодки и шаровые подлежали замене, подшипник в КПП гудел — до третьего хозяина машина ехала 167 тыс. км, причем через Литву. Сам я жизнью утомлен поменьше: ноет отслужившее колено, шалит иногда голова, правда не бит и не крашен. Мы нашли друг друга в Уручье. Больше я там никогда не был.
Я был просто предназначен именно для этой Citroen Xsara! Первого хозяина она получила 29.01.2001, меня же заимела 29.01.2010. Спереди машинка чуть проржавела. Следы коррозии привезены еще из Бельгии. Задняя левая дверь чуть перекошена, но поскольку закрывается нормально, выяснять, как ее выровнять, не хотелось. Также не было желания заниматься трещинками и вмятинками, химчисткой салона. Трещинами — по причине экономии, салоном — чтобы вдыхать дух Голландии (ну вы понимаете). Лень — чувство привычное, но постыдное, хотя в ней есть плюс: до тюнинга дело не дошло.
На борту написано «Exclusive». Попытаюсь объяснить, что сие значит. В салоне несколько пластиковых вставок окрашены в цвет блестящего дерева, смотрится не то чтобы «по-богатому», но оригинально по сравнению с неэксклюзивами. Диски литые, вполне симпатичные, без претензий на ущербность. Стеклоподъемники все электрические, с какой-то системой безопасности. С какой — не разбирался, ибо осторожен, а потому не любопытен.
Бортовой компьютер, занимающийся подсчетом среднего расхода, выдает все промежуточные результаты: пройденное расстояние, среднюю скорость, моментальный расход. По сути, не компьютер, а калькулятор какой-то. Хотя есть и более продвинутые данные, например расстояние от и до заправки. Климат-контроль предлагает выставить температуру. С последним я, правда, долго не находил общий язык, по-русски он не понимает, гонит свои жару или холод. А я люблю, чтобы было как в Голландии — и тепло, и ветерок. Пришлось мне учить французский, со временем вроде как-то разговорились. Летом проблем нет, охлаждает как попросишь, а вот зимой эта умная печка ведет себя странно, температура зависит даже от скорости.
Следует подтвердить распространенное мнение, что электроника во Франции не самая лучшая. Вынужден был заменить датчик температуры наружного воздуха. В вентиляторе печки полетел транзистор, отчего она дула исключительно по-максимуму. Поставил советский, как советовали на форумах. Магнитола читает не все диски, а сугубо exclusive'ные, поцарапанные CD старается «выплюнуть», хотя можно, конечно, напрячься и запихнуть этот диск обратно. Еще была поломка электрической части замка задней правой двери, что-то там закоротило. Также несколько раз менял свечи. Были в хорошем состоянии, но так они же и не французские.
70 тыс. пробега не пережили два рулевых наконечника, две стойки стабилизатора и три шаровые. Это спереди. Сзади менялись игольчатые подшипники, в первый раз на всякий случай, а во второй — из-за скрипа. Скрип, по версии работников СТО, возник вследствие попадания в подшипники воды и, как результат, появления коррозии. На вопрос о профилактических мерах по предотвращению подобных случаев получил ответ о невозможности сего, а всякое сверление отверстий (кто понимает, тот знает) — от лукавого. Попадание воды не стану отрицать, пошалил немного, но вынужденно. Хотя, отмеряв 30 тыс. игольчатым подшипникам, судьба явно погорячилась.
Не миновал и ремонт по мелочи. На трассе Киев — Одесса потерял маслоналивную крышку. Вот чувствовал же, что не просто так машинку «простирало» на доске и что-то, стукая о днище, ускакало. Вернувшись, заглянул под капот — а комплект-то неполный. Еще менял тросик сцепления, тормозные колодки, диски, две лампочки ближнего света и две противотуманки, все оранжевые лампочки, чтобы по-голландски было, а не по-белорусски.
Отсутствовал прикуриватель (ну забыл я проверить при покупке), так в машине был запасной, нашел возле кулисы КПП, когда менял тросик ручника. Подтекает чуть-чуть масло из-под прокладки, но на 10 тыс. пробега не добавляю в подтекающий мотор ни капли свежего материала. Видно, что здесь масло, но доливать не надо, да и вытирать лень. Прошлой зимой заменил все амортизаторы капота и багажника; аккумулятор не внушал доверия визуально, но заводил.
Поделюсь общим впечатлением: за ремонт я несильно переплачиваю, за бензин — тем более. Вообще, Xsara позволяет жить по принципу «ни дня без машины и ни лета без моря». Автомобиль достаточно резвый, 109 «лошадок» свободно разгоняют 1100 кг с небольшим грузом. Согласитесь, 13 кг для лошади не проблема. Разницы между 92-м и 95-м бензином бортовой компьютер не замечает, да и я тоже, но лью все же более дорогой — и в паспорте так написано, и пахнет он лучше, и на заправке «понтануться» можно. Посудите сами: приезжает скрипящий «корч», выходит хромающий «корч», а заливает полный бак 95-го. Вокруг одобряющие взгляды, хотя некоторые, наверное, думают, мол, лечиться вам обоим надо.
А вот на масле мы с Xsara экономим. Точнее, сэкономили конструкторы мотора. Сливается и заливается чуть более трех литров, больше почему-то не лезет. Думаю, что встроенные в двигатель 16 клапанов просто заполнили основное пространство и места там осталось мало. Вот и получается 3200 мл рекомендованного 5w40 Total на 9—10 тыс. км. И обязательно новый фильтр, это я еще ни разу не забыл, ибо если фильтр не выкрутить, то масла выливается еще меньше, до неприличия. Все ремонтные работы по механике производились в специализирующейся на «французах» мастерской. Электроникой и заменой масла/фильтров занимался сам: живя за городом, это делать несложно.
Очень многие детали салона, да и в целом автомобиля, откровенно напоминают Peugeot. Возможно, Citroen полностью собран из того же, что и Peugeot, но, вероятно, как-то корявее, а потому выходит дешевле.
Багажник, конечно, не очень большой. Но пакет овощей помещается. Правда, заднее пространство этой машины считается немаленьким для своего класса — 408 литров. В любом случае, я его использую не по-максимуму. Запаска крепится под багажником. Однажды болт, на котором она держится, согнулся и заклинил. На СТО долго упирались: якобы требуется специальное оборудование и специальный человек Сергей — но потом открутили вручную.
Бак в Xsara небольшой — залить его полностью обходится недорого. В то же время автомобиль можно заправить в Мозыре и хватит почти до Крыма.
Xsara — машина как машина. А моя так еще и маленькая, старенькая, французская, к тому же ломается. В общем, если хочешь хороший автомобиль — собирай деньги и покупай новый или немецкий. А я выбрал б/у «француза», ибо машина нужна сейчас.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.