— Дай мне машину… Datsun, Toyota, Mustang, Buick… чтобы 4 колеса, руль и сиденья! — перемежая автомобильные марки с отборным матом, требовал герой Стива Мартина у работницы прокатной конторы из старой комедии «Самолетом, поездом, машиной». Четыре колеса, руль и сиденья — каких опций еще желать от автомобиля, если ты — молодая мамаша с годовалым малышом? Ну разве только Isofix и лишнюю дверь сзади, дабы не вывихнуть себе ненароком чего-нибудь, запихивая свое пузатое сокровище в детское кресло.
Таковы и были основные требования, предъявлявшиеся мной к «соискателям» на место под фонарем во дворе дома полтора года назад, когда я, поскребя по сусекам, решил в благодарность за сына подарить жене автомобиль. Список же неосновных требований был куда длиннее: небольшой размер, небольшой мотор (что сулило бы маленький расход топлива и дешевую «автогражданку», да и не пристало жене, недавно сдавшей на права, низко «летать» на большом моторе по городу), простая конструкция, ну и традиционные для любого белорусского автолюбителя ценности: год посвежее, пробег поменьше, состояние получше, цена поменьше. На чем был остановлен выбор?
В результате поисков было отмечено, что: Peugeot 206, Citroen С3 — дорого, Renault Clio второго поколения — страшненький, Opel Corsa тоже не нравится, «японцы» — либо дорого, либо ржавые… А вот Volkswagen Polo… Пуркуа бы не па?! Внешне гармоничен, конструктивно прост, как три копейки… Да еще и Volkswagen! А главное — он был дешевле, чем одногодки-«лягушатники/макаронники». В общем — беру, заверните!
Так появился в семье второй автомобиль со значком VW на решетке радиатора (у самого — «бульбовоз 6-й серии»).
Итак, дано: Volkswagen Polo III (typ 6N2), 5 дверей, мотор — «начальный», 1,0 бензин, 50 л. с., 2001 года выпуска, заявленный пробег — 95 000 км. Автомобиль в первый и последний раз видел свою историческую родину в том же далеком 2001 году, когда из благополучной и спокойной Германии его «на ПМЖ» привезли в маленькую и гордую Беларусь, в салон гомельского дилера VW.
В марте 2002 года один небедный гомельский ресторатор (его редкая фамилия записана в сервисной книге в графе «Владелец») купил эту машину, чтобы сделать подарок своей любимой дочери. Спустя 9 лет (весной 2011 года), сменив с тех пор двоих хозяев, с полу до потолка набитая цветными воздушными шариками, «Полочка» второй раз сыграла роль подарка для любимой женщины!
А теперь перенесемся на 18 лет назад, когда деревья и для меня, и для моей будущей тогда супруги (у нее прекрасное имя Лена) были большими… Жарким летним днем 1994 года, когда я, возможно, в шортах и сандалиях, с прилипшими ко лбу волосами, поднимая пыль, гнал на велике-«раскладушке» на пляж, а Лена, быть может, играла с подружками перед подъездом в «классики», в немецком Вольфсбурге было неспокойно. Туда-сюда сновали электропогрузчики, подвозя новые моторы и коробки передач, сверкали искрами сварочные роботы, гудели электромоторы гайковертов… С конвейера сходили первые экземпляры нового тогда, третьего, поколения Volkswagen Polo, самого «мелкого» в тогда еще совсем небольшой семье легковых Volkswagen… Это поколение продержится в производстве аж до ноября 2001 года, перенеся рестайлинг в 1999-м. Интересный факт: третье поколение Polo было готово к производству еще в конце 1991 года, однако маркетологи «притормозили» его, чтобы не мешать продажам дебютировавшего тогда Golf третьего поколения.
Ветер перемен
В начале 90-х годов прошлого века Volkswagen AG представлял собой фирму с небогатым модельным рядом, выпускавшую качественные (по потребительским свойствам) и относительно недорогие автомобили. Европейский модельный ряд был скромным (в принципе, как почти у всех автопроизводителей в то прекрасное и далекое время): Polo, Golf, Jetta, Passat, купе Corrado да коммерческий Transporter. Покупка Bugatti, Lamborghini, Bentley, Porsche, Ducati, грузовых Scania и MAN — это будет потом, как и разросшаяся до 17 моделей европейская линейка легковых Volkswagen.
В 1993 году у руля Volkswagen AG встает Фердинанд Пьех (внук и тезка основателя компании Porsche — легендарного Фердинанда Порше), до этого возглавлявший отделение Audi. Основные цели, ставшие позже заслугами Пьеха на посту главы концерна — как бы пафосно это ни звучало, — спасти компанию от краха и вернуть прибыльность (а в те непростые для себя времена VW AG работало с многомиллионными убытками и до прихода Пьеха было буквально в трех месяцах от банкротства), повысить качество продукции (и с этим были проблемы!) и вообще в целом улучшить автомобили Volkswagen — как по качеству, так и по потребительским свойствам. Одним словом, — перестройка, демократизация, гласность! — реструктуризация!
Первой ласточкой «новой эры Volkswagen» стал появившийся в 1996 году Passat B5 — гармоничный (на то время — почти эталонный для своего класса) дизайн, просторный салон, дорогие материалы обивки. «Бэ-пятый» стал образцом для подражания для многих автопроизводителей. Ставшая притчей во языцех дорогая в ремонте передняя многорычажная подвеска от Audi А4 — это, кстати, оттуда же, от желания повысить статус, «уровень» Passat: никто ведь не будет спорить с тем, что она комфортнее и «совершеннее» обычной подвески McPherson! Кроме сложной подвески продольное размещение двигателей позволяло «запихнуть» под капот даже слишком большие для своего класса моторы (вспомним Passat W8).
К слову, о дизайне и дизайнерах: стиль Volkswagen «новой эры» определяла команда под руководством Хартмута Варкусса, которого Пьех привел с собой из Audi. У Варкусса начинал работать небезызвестный Питер Шрайер, творящий ныне тихую революцию в Kia Motors. А совсем скоро, в 1999 году, в Volkswagen по личному приглашению Пьеха придет итальянец Вальтер де Сильва, создавший, помимо прочего, дизайн недавних героев «Авто моё» — Seat Leon и Alfa Romeo 166 — и ныне определяющий дизайн всех легковых моделей концерна.
К чему я веду? За Passat последовали «нарисованные» и построенные по новой философии Golf IV, Bora… В 1999 году очередь меняться к лучшему и «причесываться» в соответствии с новым фирменным стилем дошла до «малыша» Polo, который к тому времени обзавелся младшим «братиком» VW Lupo. Рестайлинговый Polo III появился на рынке тогда, когда уже вовсю шла работа над следующим поколением, Polo IV.
Что нового появилось в 1999 году? Во-первых, переосмыслили дизайн (философию, если хотите) интерьера. На смену прежнему строгому интерьеру а-ля Golf в масштабе 9 к 10, пришел новый, более легкомысленный: изменилась передняя панель (на 99% теперь повторяющая таковую в новом Lupo) с забавными приборами-колодцами, появились яркие варианты обивки, яркие цвета окраски кузова…
Во-вторых, в салоне для «поднятия уровня» появились металлические ручки открывания дверей (тактильные ощущения от металла уже другие!), пластиковые детали, часто контактирующие с руками (дверные ручки, например), получили фирменное покрытие Soft-Touch, призванное опять же улучшить («удорожить») тактильные ощущения при эксплуатации автомобиля…
Задние фонари стали интереснее — они теперь целиком красные. Задний номерной знак сыграл новоселье на заднем бампере, растянулась (стала шире) лента светодиодов третьего стоп-сигнала (тут хочется вспомнить экономных «французов» с единственной лампочкой накаливания или Toyota, которая даже в необъятный Land Cruiser 200 пожалела поставить более четырех крохотных светодиодов; это, конечно, не главное в автомобиле, но наглядно показывает старание фольксвагеновцев), стала лучше антикоррозийная обработка кузова… В таком виде Polo должен был протянуть пару лет до смены поколений в 2001 году…
Сэкономил — значит, заработал!
За что я люблю наш Polo — так это за скромность. Аппетит маленький (не более 6,5 литра на сотню километров в городе, допускается бензин с октановым числом не ниже 92). Однажды этим летом пришлось ехать на машине в Киев с тремя пассажирами. Спешить было незачем, поэтому ехали в среднем со скоростью 85 км/ч. Каково было мое удивление, когда по возвращении в Гомель стрелка показывала половину от 40-литрового бака! То есть средний расход составил 4 л/100 км 95-го бензина (лью 95-й в надежде хоть чуть-чуть прибавить в мощности).
Да и расходы на ТО (через 10 000 км, но не реже одного раза в год) небольшие:
То есть даже самое дорогое ТО, с заменой всех фильтров и масла, вытянет из вас не более 470 000 руб. ($55). Опять же страховка на мотор 1,0 стоит совсем недорого (22,5 евро на год), шины на маленькие 14-дюймовые колеса стоят дешево. Наиболее востребованные запчасти обойдутся в «копейки», конструкция автомобиля в целом — проще некуда, воистину «четыре колеса, руль и сиденья». Мотор — безнаддувный; фильтры меняются за несколько минут, доступ к ним легкий. Подвеска — спереди McPherson с разъемными сайлент-блоками, сзади — балка.
Кстати, клиренс тут большой, не в пример «Полкам», пригнанным из Европы. Эдакий «беби-Touareg»: высокие бордюры, ямки, небольшие снежные наметы — не помеха. Главное — на «пузо» не сесть; но если и сел, вдвоем можно приподнять и перенести в другое место (здесь, как пишут производители рекламы, имеет место «художественное преувеличение»).
Несмотря на то что у самого более мощный (140 л. с.) и комфортный Passat, в выходные я сам люблю прокатиться в супермаркет или на рынок за рулем Polo, да и в будни частенько забираю его у жены (она «в декрете», ездит немного): бензиновый моторчик, даром что объемом в два раза меньше турбодизеля на моем Passat, настраивает на активную езду.
Во-первых, бензиновый мотор априори «раскручивается» легче дизеля (из-за более короткого хода поршня в цилиндре). Во-вторых, педаль газа в Polo механическая, а не электронная, поэтому связь «нажал педаль — получил ускорение» тут самая прямая. В-третьих, масса самого автомобиля меньше. В-четвертых, в Polo проще шумоизоляция, ниже оконная линия, тоньше обивка дверей, да и расстояние от плеча до двери меньше, чем в Passat, поэтому дорога «ближе» к водителю — соответственно, и скорость здесь ощущается острее. Эмоции тут однозначно ярче! Хотя заглянешь в мануал — а там в графе «разгон 0—100 км/ч» стоит число 18,5…
Аудиосистему предыдущий владелец немного «прокачал», заменив динамики: звук лучше, чем штатный в Passat. Иногда, бывает, приезжаешь к дому, а по радио «Turn Around» поставили. Надрывный, с хрипотцой, голос Бонни Тайлер треплет невидимые струны в сердце, мощные басы давят в спину… Ну как можно выключить такую песню да в хорошем качестве? Заглушишь мотор, громкость побольше, закрываешь глаза и подпеваешь (а соседская бабуля, выгуливающая пуделя, как на дурака смотрит). До мурашек пробирает (песня, не бабуля). Total Eclipse of the Heart!
Или едешь вдвоем, а из динамиков «What is Love» играет. Как тут головой не помотать, как те два брата-дурака из фильма «Ночь в Роксбери»? Хорошая музыка в хорошем качестве — залог хорошего настроения, хочу я вам сказать.
Все это, кстати, подвигло меня на «прокачку» звука и в моем дизельном «сарае».
Немного о грустном
Я ведь не кусок сахара описываю, поэтому теперь — о недостатках.
Пневматический центральный замок. По характеру — флегматик. Нетороплив, рассудителен. Любит порассуждать на тему: «а оно вам надо?». Я, конечно, утрирую, но работает он на пару секунд медленнее традиционных электрических и с характерным звуком «уиииииу».
Мотор. До городских скоростей (80 км/ч) разгоняет машину резво, но потом… Решите обогнать фуру, выжидайте «окно» подлиннее.
Подвеска. У этой «Полки» она адаптированная для наших суровых дорожных реалий (вспоминаем, что куплена была новой у белорусского дилера). Клиренс большой — это, с одной стороны, плюс, но в повороты входить приходится медленнее, чем хотелось бы, так как крены — ощутимые.
Помните упомянутое выше покрытие Soft-Touch (на ощупь оно похоже на что-то среднее между мелкой замшей и резиной, слой толщиной полмиллиметра), призванное улучшить тактильные ощущения владельцев Volkswagen? Это самый большой промах немецких интерьерщиков! То ли в Германии женщины без маникюра ходят (ездят), то ли еще что, но вот вам горькая сермяжная правда: найти бэушный Volkswagen, выпущенный между 1997 и 2007 годами, с необлезлыми ручками-кнопками практически невозможно.
Десять лет понадобилось инженерам АО «Volkswagen» (приставка AG, Aktiengesellschaft, означает «акционерное общество»), чтобы найти альтернативу своему «резиновому» изобретению! Как говорится, «ёж — птица гордая». Но это — самый большой промах интерьерщиков не столько из-за масштаба «бедствия», а в основном потому, что других проколов, считай, нет.
К проколам можно отнести еще низковато расположенный блок микроклимата да единственный плафон освещения на весь салон (он размещен над зеркалом заднего вида, и оттого сзади остается много оттененного передними креслами пространства)…
Отдельно стоит упомянуть неудобно расположенные кнопки стеклоподъемников на передних дверях: чтобы нажимать на них, мне с ростом 179 см нужно неудобно отводить локоть назад. Чтобы понять удовольствие от процесса, попробуйте сами сесть левым боком к стене на расстоянии 10 см от нее и дотянуться до боковой петли на джинсах (примерно на этом уровне находятся кнопки)! Получилось? А если одновременно «педалировать» ногами, держать руль, следить за дорогой и думать, что там у нас на ужин? То-то!
В целом, автомобиль радует. Он — как удобные джинсы: надел — и не замечаешь их. Приехал, вышел из машины и сразу забыл, что она у тебя есть. Абсолютно не напрягает кошелек содержанием, а мозги — неожиданностями. Вспоминаешь о ней ровно в тот момент, когда надо ехать, и тут точно уверен: всегда заведешься и поедешь.
Вот такая «Полочка». Простая, скромная, покладистая, красивая, искренняя, самодостаточная, много места не занимает. Как моя жена. Они прекрасно подходят друг другу!
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.