Экспертиза Onliner.by: проверяем октановое число белорусского бензина

 
26 марта 2013 в 18:26
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Водители часто даже не подозревают, что плещется в баке их автомобиля. Точнее, они вынуждены верить наклейкам на заправках: «АИ-92», «АИ-95» и пр. А вдруг это бензин с меньшим октановым числом? «Троение» двигателя, потеря мощности, клацанье клапанов, забитые фильтры, нагар на свечах часто списывают именно на некачественное топливо. Но фактических доказательств автослесари обычно не предоставляют и просят во время судебных споров на них не ссылаться. Уличить АЗС в разведении топлива и, соответственно, клиентов можно единственным способом — в специальной лаборатории на дорогом оборудовании. Туда мы и доставили восемь канистр с белорусским бензином. Специалисты нас сразу удивили, буквально по запаху определив, в какой канистре находится 80-й, 95-й и 98-й. Впрочем, все самое интересное только начиналось.

— Жидкость прозрачная, не мутная, без лишних примесей. Сразу могу сказать, что образец №3 напоминает 80-й бензин. У него много ненасыщенных углеводородов, и он имеет характерный запах «оригинального» бензина без присадок. А вот в канистре №1, похоже, 98-й. Неужели вы не чувствуете эфиров? Тонкий, не резкий аромат, но бьет прямо в нос, — лексика Сергея Безверхого, старшего лаборанта моторного топлива в испытательной лаборатории, очень напоминает терминологию профессиональных дегустаторов.

Старший лаборант Сергей Безверхий

Для нас вообще было удивительным, как можно по запаху определить октановое число бензина. Кажется, от любого топлива несет, иначе не скажешь, примерно одинаково. Или мы просто не принюхивались? В любом случае, попадание специалиста еще до настоящего анализа было стопроцентным. Сразу оговоримся: сотрудники испытательной лаборатории видели только цифры на абсолютно одинаковых канистрах. О происхождении топлива и его октановом числе им ничего не было известно. Так что за чистоту эксперимента можем ручаться.

Наклейки на канистрах были размещены еще в Минске

Как и в прошлый раз, заборы проб были сделаны на заправках пяти крупнейших сетей АЗС Беларуси — «Белоруснефть-Оргнефтехим», «Лукойл», «А-100», «Газпромнефть» и United Company. «Как так — заправок пять, а канистр восемь?» — сразу заметит читатель. Отвечаем: решено было залить пять проб АИ-92 со всех сетей АЗС — все-таки это самый «популярный» бензин в стране. А также взять по одной пробе «Нормаль-80», АИ-95 и АИ-98.

В этот раз исследование проводили в испытательной лаборатории ТД «Нефтьмагистраль», имеющем свою сеть заправок в России. Почему там? Во-первых, это одна из наиболее оснащенных лабораторий в РФ (есть ли такие в Беларуси вообще?). Во-вторых, компания не имеет интересов в Беларуси, поэтому у нас не было сомнений, что ее специалисты проведут независимый анализ. В-третьих, только там согласились показать сам процесс исследования. Поначалу мы обратились по старому адресу, где ранее тестировали на «морозоустойчивость» дизтопливо, — в Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. Однако прибор по определению октановых чисел бензина, как оказалось, находится в закрытом для посторонних помещении и фотосъемка там запрещена. Для нас же было принципиальным показать испытание в подробностях и то, что процесс полностью прозрачный.

Лаборатория ТД «Нефтьмагистраль», где нам пообещали показать все от и до, буквально напичкана самым современным оборудованием по определению качества топлива. В шкафах — десятки емкостей с различными эталонами, без которых работа была бы невозможна.

Мы сразу обратили внимание на «старого знакомого» — автоматический анализатор Tanaka: с помощью точно такого же в прошлый раз исследовали дизтопливо. Кстати, рядом находились еще несколько приборов этой же японской фирмы.

Этот прибор (сделан в Японии) определяет фракционный состав топлива
Тоже измеряет фракционный состав. Но производства Австрии
Прибор по измерению плотности нефтепродуктов
Спектрометр определяет содержание серы в бензине
Данный аппарат измеряет давление насыщенных паров бензина

А это (на снимке ниже) австрийский прибор для определения химсостава. Стоит, между прочим, около 100 тыс. евро. Зато ему нужно всего несколько капель топлива и пара секунд, чтобы выдать подробный анализ.

— Наша компания посчитала выгодным инвестировать средства в собственную лабораторию по анализу топлива, чтобы контролировать его качество. В Москве такие лаборатории можно пересчитать по пальцам одной руки. Без преувеличения можно сказать, что здесь собрано лучшее оборудование, — говорит заведующий испытательной лабораторией Александр Кевхиев. — Среди наших клиентов — Shell, British Petroleum и другие нефтяные компании.

Александр Кевхиев

А вот один из самых больших аппаратов в лаборатории, с советским названием УИТ-85М (производства Савеловского машиностроительного завода). На нем мы и будем высчитывать октановое число. Сотрудники сразу попросили не обращать внимания на брутальный вид установки. Говорят, лучшего прибора пока никто не придумал. Американцы используют аналогичное оборудование, а китайцы сделали фактически копию УИТ-85М, лишь слегка изменив внешний вид.

УИТ-85М

Но перед началом испытаний установку... заводят. Перед работой ее как заправский мотор нужно прогреть, и только потом можно приступать к исследованиям. Лаборатория заполняется выхлопными газами и шумом. С непривычки даже заболела голова.

— Прибор имитирует работу двигателя, правда здесь используется всего один цилиндр, — объясняет Сергей Безверхий. — Принцип, не вдаваясь в подробности, можно описать так: установка сравнивает эталон с поступившим на исследование бензином. У японцев есть похожая аппаратура, но она обращается к электронным данным, которые хранятся в памяти, а не к конкретному образцу из колбы. Это все равно как измерять скорость с точностью до десятых с помощью спидометра пятнадцатилетней машины.

 

Проба №1. Бензин made in?

В первую канистру мы залили самый дорогой бензин, который продается на наших АЗС, — АИ-98. «Заправлялись» на United Company. Говорят, это топливо возят из-за границы. Подтверждения этому у нас нет. Но автомобилисты качество дефицитного для Беларуси бензина хвалят. А какой он на самом деле? Отвечает заявленному критерию?

Еще переливая топливо в емкость из канистры, Сергей Безверхий обратил внимание на запах:

— Чувствуются эфиры, которые обычно используются в качестве антидетонационных присадок, то есть для повышения октанового числа.

Прежде чем залить пробу в громоздкий УИТ-85М, сотрудники лаборатории проверяют химический состав на австрийском аппарате. Напомним, мы не называли даже октановое число бензина, и им нужно было представлять, с чем имеют дело. Анализ, как мы уже отмечали, занимает буквально несколько секунд.

— Вот теперь я не сомневаюсь, что это высокооктановый бензин, — старший лаборант бегло просматривает распечатку.

Затем топливо заливают в УИТ-85М. Непосредственное испытание начинается! Если прислушаться, то можно расслышать серию звонких ударов, микровзрывов, это и есть детонация. Прибор измеряет количество детонаций в определенный промежуток времени.

На дисплее наконец высвечивается цифра 56. Пока это все равно условность, «сырой» результат. Сергею еще предстоит произвести точный расчет с помощью нескольких формул с учетом давления, температуры и т. д.

— Октановое число — 98,8. Почти 99-й! — объявляет результат старший лаборант. — Присадки творят чудеса! А конкретнее — метилтретбутиловый эфир, судя по данным анализа химсостава. Сразу скажу, что на данный момент только с помощью антидетонационных присадок и можно получить высокооктановый бензин — с числом 95 и выше. Поверьте, в Европе бензин тоже с добавками, понижающими детонацию. Как-то нам привозили топливо из Австрии. Там используется в качестве присадки этиловый спирт. Но наш народ, наверное, не понял бы.

Проба №2. Хочет быть 95-м

Бензином АИ-95 мы специально «заправились» на АЗС «Лукойл». Грешат на это топливо водители, мол, некачественное, машина ехать не хочет, а разницы между ним и АИ-92 якобы вовсе нет.

Однако у сотрудников лаборатории насчет образца №2 было другое мнение.

— Вот этот хочет быть 95-м, — смотрит результаты анализа химсостава Сергей Безверхий.

То, что это «желание» обоснованное, подтверждается через пару минут. 95,7!

— Да, похожий бензин к нам уже как-то поступал, как раз из Беларуси. Очень приличное, кстати говоря, высокооктановое топливо. Как правило, 95-й — это АИ-92 с пятипроцентным содержанием метилтретбутилового эфира. Это и есть антидетонационная присадка. Главное, чтобы не было превышено содержание кислорода, в присутствии которого образуются оксиды, так как для машины это нежелательно. Но здесь все в порядке. Никаких претензий к данному образцу быть не может, — комментируют сотрудники лаборатории.

 

Проба №3. Нормальная «Нормаль»

Найти «Нормаль-80» оказалось делом непростым. Этот бензин продавался только на третьей заправке «Белоруснефть-Оргнефтехим», на которую мы заехали. Сокращение объемов его продаж, впрочем, не новость. В начале года было объявлено, что реализация постепенно будет прекращаться. Причина — «выпуск в бóльших объемах высокооктановых марок бензина». Этакое замещение.

— Даже по химсоставу видно, что это бензин, близкий к 80-му. В нем нет оксигенатов, которые добавляют для сопротивляемости детонации, — смотрит распечатку с австрийского аппарата Сергей Безверхий. — Я бы даже сказал, что он будет выше по октановому числу.

Прогноз оправдался: 83,4. Кстати, именно с 80-м бензином связано определенное заблуждение. Многие владельцы американских автомобилей решали заправлять именно «Нормаль-80», при этом ссылались на руководство по эксплуатации — мол, там указано «Fuel Selection 87 Octane». Но это неверно, поскольку американцы используют другую классификацию для октановых чисел.

Во время нашего испытания мы анализировали бензин по исследовательскому методу, потому что такая классификация принята в Беларуси уже давно, о чем свидетельствует буква «И» в обозначении марок бензина — АИ-92, АИ-95, АИ-98 («Нормаль-80» также измеряется по исследовательскому методу). Но есть еще моторный метод, который предполагает совершенно другой режим испытания топлива.

— Исследовательский метод щадящий, это как работа двигателя при прогреве, на холостом ходу. А моторный гораздо более напряженный, на более высоких оборотах, словно педаль газа выжали в пол, — проводят аналогию в лаборатории. — Разница автомобилистам, думается, понятна.

Но в США решили, что истина где-то посередине. Американцы вывели «свое» октановое число. Оно определяется как среднее арифметическое между октановым числом по моторному методу и по исследовательскому. Так, возможно, честнее, но более запутанно для белорусов. Так что Fuel Selection 87 Octane — это не меньше АИ-92!

Проба №4. 92% изооктана и 8% н-гептана

Наконец добрались до самого популярного в Беларуси бензина АИ-92. В четвертую канистру был залит 92-й с одной из заправок «Белоруснефть-Оргнефтехима» (но не на той, где мы брали образец №3). Каков вердикт профессионалов?

— Не 80-й точно, — еще во время забора образцов отмел этот вариант Сергей Безверхий. Уже после химанализа он заговорил увереннее: — Похож на 92-й, по составу неплохой.

Заливаем в УИТ-85М. Несколько минут тот его сосредоточенно перерабатывает. Готово! 92,1. Опять норма.

— АИ-92 — это смесь, состоящая из 92% изооктана и 8% н-гептана, — объясняет Александр Керхиев. — Изооктан вообще не дает детонации, его октановое число априори 100. А вот н-гептан, наоборот, порождает ее, поэтому у него октановое число — 0. Главное, чтобы баланс не был нарушен. Звонкие удары, которые мы слышим при работе установки, это детонационная волна, много раз отражающаяся от цилиндра. Нужно ли объяснять: чем меньше таких микровзрывов, тем лучше. Детонация — это сопротивляемость топлива к воспламенению при сжатии, причем хаотичному воспламенению. Именно из-за нее снижается мощность двигателя, увеличиваются расход и износ мотора.

 

Проба №5. 92 с половиной

Взята была на заправке «А-100».

Бензин как бензин. Ничего подозрительного мы не заметили. По цвету как и все остальные. Что ж, слово за экспертами.

— Я бы даже назвал бензин красивым — без осадков, прозрачный. Случалось, привозили коричневую жидкость, которую топливом язык не поворачивается назвать. Так там сразу по запаху можно было сказать, что намешано, — рассматривает на свет образец Сергей. — Но этот я бы и себе в машину залил.

Стандартная процедура исследования через несколько минут выдает результат 92,5.

— Вообще-то, образцы №4 и 5 между собой схожи по составу. Отличие, например, в том, что олефины (ненасыщенные углеводороды) здесь не содержатся, это хорошо для экологии, — замечают сотрудники лаборатории. — Знаем, уже сталкивались с таким бензином. Вот если его по моторному методу исследовать, то получатся очень приличные показатели. Заливаешь такой АИ-92, педаль в пол и стартуешь первым с перекрестка даже при полной загрузке автомобиля. У каждого бензина тоже есть свои особенности, и они проявляются при разной манере езды.

Проба №6. Помните про разницу в экологических классах

Снова в нашем списке фигурирует АЗС «Лукойл», на этот раз с АИ-92. К слову, когда стали сравнивать чеки, заметили, что стоимость 92-го бензина разная. Где-то 7400 за литр, а где-то — 7300. Разница — в экологических классах (К2, К3, К4, К5), которые проставляются в чеках. Так что имейте в виду: 1 литр бензина К5 на 100 рублей, к примеру, дороже, чем К3.

— Тоже нормальный по виду бензин. Напоминает 92-й, — определили лаборанты во время «заправки» установки.

Ряд звонких детонационных вспышек. Наконец аппарат закончил сравнение с эталоном. К этому моменту в лаборатории стало совершенно невозможно дышать, и мы открываем окно. Еще некоторое время занимают расчеты. В итоге — 92,7! Это уже шестая проба, которая показывает хороший результат. Нельзя сказать, что мы ожидали какого-то подвоха, но все же...

— Тут нет ничего удивительного. Это раньше применялись грубые схемы разведения топлива. Например, ДТ смешивали с печным топливом или добавляли туда отходы химпроизводства, — замечают сотрудники лаборатории. — Если сейчас такой «коктейль» и попадается, то в основном у мелких нефтебаз. А вот определить, когда разбавляют 95-й бензин 92-м, а 92-й, соответственно, 80-м, гораздо сложнее. Но это не тот случай. Тут все в порядке.

Проба №7. Порог в одну десятую для октанового числа непринципиален

Очередной 92-й. Им залили канистру №7 на заправке «Газпромнефти».

Ничем особенным от других образцов он не отличается. Отправляем и его в УИТ-85М.

— На нефтебазе с этим бензином вообще ничего не делали. Как с завода пришел, — вывод сотрудников испытательной лаборатории был однозначным. — Его октановое число, как и у предыдущего, — 92,7. Вообще, два последних образца очень похожи по составу.

Во время исследования мы поинтересовались у специалистов: принципиальна ли разница в одну десятую октанового числа, например. Их ответ был такой: даже 0,5 не критично, только водитель, очень чутко чувствующий двигатель, может понять разницу. А вот порог в одну единицу может заметить и обычный автолюбитель.

Еще одно мнение с нашего форума: нельзя резко переводить машину с 92-го бензина на 95-й, а если перескочить сразу на 98-й, то двигатель вообще «прогорит».

— Глупости! — усмехнулись сотрудники лаборатории. — Разница только в октановом числе и снижении детонации. Чем она ниже — тем лучше. Но ни о каком «привыкании» автомобиля говорить нельзя, это же не живой организм.

Проба №8. Как из одной канистры

Последнюю канистру мы заполнили АИ-92 на United Company. Репутация у этих заправок хорошая.

Так ли существенно бензин здесь отличается от топлива на других АЗС?

— Результат такой же — 92,7. Вот сейчас я могу с определенной уверенностью сказать, что три последние пробы — как из одной канистры, — подытоживает Сергей Безверхий. — Смотрите, в графах, где указаны оксигенаты, пусто, а ароматические углеводороды — в пределах ГОСТов, их значения невелики. Это неплохой бензин, но разница в трех последних образцах несущественная.

* * *

В прошлый раз выяснилось, что дизтопливо, продаваемое на наших заправках, не такое уж теплолюбивое, а вполне отвечает заявленным характеристикам и даже с запасом. В этот раз эксперты, уже другие, установили, что и октановое число белорусского бензина соответствует стандартам. Конечно, мы не ставили перед собой цель уличить кого-то в обмане клиентов, хотя на фоне разговоров на форумах может сложиться впечатление, что все вокруг только и занимаются разбавлением топлива. И уж тем более мы не пытались вскрыть чью-то криминальную схему. Нужно было понять общую картину — такой ли у нас плохой бензин, как принято считать. Как выясняется — нет. Оснований не доверять профессионалам из аккредитованной лаборатории у нас нет никаких, пробы были взяты без предупреждений, и подтасовки не может быть никакой. Что не так?

Специалисты лаборатории прозрачно намекнули: не надо искать простое объяснение ситуации и списывать на «плохое топливо» потерю мощности двадцатилетнего автомобиля, за которым «хорошо ухаживают», или жаловаться на повышенный износ китайских, но очень приличных эквивалентов оригинальных запчастей. Возможно. Но на наш взгляд, сложившееся в обществе мнение о некачественном топливе рождается в связи с отсутствием информации. Если бы каждый водитель мог в любой момент обратиться в независимую лабораторию в Беларуси и получить профессиональное заключение, то этим бы воспользовались многие. Но даже нам было отказано в этих услугах представительством одной уважаемой международной организации. Так что качество нашего топлива является почему-то тайной за семью печатями, пока не вывезешь на исследование, скажем, в Россию.